Понятие налога и сбора

Понятие налога и сбора

Государство на законодательном уровне вменяет предпринимателям в обязанность отчислять часть доходов от их деятельности в бюджет того или иного уровня на обеспечение различных государственных нужд. Налоги и сборы касаются каждого бизнесмена, заставляя корпеть над отчетностью и расставаться с частью прибыли. И тот, и другой фискальный платеж закреплен в законодательстве.

В чем же разница между этими видами отчислений? Где она зафиксирована? В чем проявляется для предпринимателя? Рассматриваем все тонкости, касающиеся налогов и сборов в российском законодательстве.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.

Внесем ясность в определения

Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:

  • безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
  • обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
  • принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
  • принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
  • вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.

Элементами налога являются:

  • законодательно определенная основа – база;
  • процентная ставка;
  • объект налогообложения;
  • период;
  • порядок и сроки взимания.

Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:

  • определенное право;
  • лицензию на ту или иную деятельность;
  • действие в правовом поле (например, регистрацию).

Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Налог и сбор: между ними много общего

  1. И то, и другое отчисление законодательно закреплено в Налоговом Кодексе РФ.
  2. Деньги от обеих форм уплаты поступают в государственную казну.
  3. Любой из них, если это устанавливает закон, может быть конкретизирован на региональном или местном уровне.

10 главных отличий налогов и сборов

Рассмотрим, чем отличаются эти виды платежей. Для этого сравним их по различным основаниям, приведенным в таблице.

Источник:
http://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/ponyatie-naloga-i-sbora/

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник:
http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalog.html

Может ли налоговый орган инициировать возникновение каких-либо налоговых правоотношений?;

Какие налоговые правоотношения являются наиболее массовыми?

Всегда ли одним из участников налогового правоотношения является орган исполнительной власти?

Ответ: 2) существуют налоговые правоотношения, в которых органы исполнительной власти не участвуют.

Ключ: Большинство налоговых правоотношений предполагают наличие органа власти (в т.ч. отношения между налоговым органом, выступающим от имени публично-правовых образований, и налогоплательщиком — при уплате или взыскании налога). Однако существуют налоговые правоотношения между субъектами, вообще не являющимися органами власти (в т.ч. между налоговым агентом и налогоплательщиком — ст. 24 НК РФ).

Ответ: 2) правоотношения по уплате налогов.

Ключ: Общественные отношения по уплате налогов (ст. 2 НК РФ) на практике являются наиболее массовыми. Именно они предопределяют конечную цель правового регулирования в налоговом праве — финансовое обеспечение деятельности публично-правовых образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Ответ: 2) налоговый орган может инициировать возникновение некоторых налоговых правоотношений.

Ключ: Налоговый орган может инициировать возникновение некоторых налоговых правоотношений (например — правоотношения налогового контроля, правоотношения по взысканию неуплаченного налога).

100. Правоотношение по уплате налога может быть охарактеризовано как:

Ответ: 1) имущественное, предусматривающее одностороннюю обязанность налогоплательщика.

Ключ: Правоотношение по уплате налога является имущественным и предусматривающим одностороннюю обязанность налогоплательщика по уплате налога. Другой участник правоотношения — публично-правовое образование имеет право на получение налога и никаких обязанностей в данном правоотношении не несет.

Читайте также  Форма Р13001 (образец заполнения заявления)

101. Правоотношение налогового контроля может быть охарактеризовано как:

Ответ: 3) неимущественное, предусматривающее права и обязанности контролирующего и контролируемого субъектов.

Ключ: Очевидно, что правоотношение налогового контроля (гл. 14 НК РФ) не является имущественным. В силу п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. Права и обязанности в данном правоотношении могут быть у всех участников. Например, налоговый орган может затребовать документы (ст. 93 НК РФ), а налогоплательщик вправе представить пояснения при камеральной проверке (п. п. 3 — 5 ст. 88 НК РФ).

102. Законодатель может установить, что правоотношение по уплате некоторого налога возникает:

Ответ: 3) в результате правомерной деятельности налогоплательщика, имеющей экономическое содержание и результат.

Ключ: Правоотношение по уплате налога не может возникнуть в результате неправомерной деятельности налогоплательщика, поскольку налоги не являются следствием такой деятельности. Кроме того, правомерная деятельность, не имеющая экономического содержания и результата, не может породить обязанность по уплате налога.

103. НК РФ не регулирует правоотношений:

Ответ: 3) возникающих в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового преступления.

Ключ: В силу п. 1 ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые преступления и привлечение к уголовной ответственности за их совершение в НК РФ не урегулированы.

104. Исходя из нормативного определения налог — это:

Ответ: 1) индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Ключ: Пункт 1 ст. 8 НК РФ: под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

105. Алименты отличаются от налогов тем, что:

Ответ: 3) алименты не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

Ключ: Алименты (разд. V СК РФ) являются индивидуальным безвозмездным платежом, выплачиваемым в целях содержания лиц, имеющих на это право. Индивидуальный характер алиментов следует из п. 1 ст. 116 СК РФ: алименты не могут быть зачтены другими встречными требованиями.

106. Штрафы отличаются от налогов тем, что:

Ответ: 2) штрафы не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

Ключ: Штраф, как наказание за правонарушение, является индивидуальным безвозмездным платежом, налагаемым от имени государства в целях превенции правонарушений. Индивидуальность штрафа следует, например, из ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ: административный штраф в общем случае должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности. Цель применения штрафа следует, например, из ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ: административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

107. Налог отличается от сбора в первую очередь тем, что:

Ответ: 1) налог является безвозмездным платежом, а сбор — возмездным.

Ключ: Статья 8 НК РФ: под налогом понимается. безвозмездный платеж. Под сбором понимается. взнос, . уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов. юридически значимых действий.

108. Устанавливая налог, публичная власть преследует:

Ответ: 2) фискальную цель, но не исключена цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.

Ключ: Основной целью установления (введения) налога является финансовое обеспечение деятельности публично-правовых образований (п. 1 ст. 8 НК РФ, иногда именуется «фискальная цель»). В то же время налоги могут применяться и для достижения иных публично значимых целей (обычно целей повышения или снижения экономической привлекательности какой-либо деятельности). Соответственно, налоги могут преследовать и цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.

109. Регулирующая функция конкретного налога заключается в том, что в законе об этом налоге:

Ответ: 3) предусмотрены более или менее обременительные налоговые последствия определенных видов экономической деятельности.

Ключ: Норма закона о конкретном налоге не может предписывать налогоплательщику, какую деятельность (действия) он должен осуществлять. В законе о конкретном налоге устанавливаются налоговые последствия различных видов экономической деятельности (действий), которые могут возникнуть у налогоплательщика. Например, если физическое лицо выиграло в лотерею и получило выигрыш, у данного лица может возникнуть обязанность по уплате НДФЛ по ставке 35%, но закон о налоге не может обязывать играть (не играть) в лотерею, получить выигрыш (отказаться от него).

110. Используя регулирующую функцию налога, государство стремится оказывать воздействие на:

Ответ: 1) правомерную деятельность частных субъектов.

Ключ: Регулирующая функция налога проявляется в воздействии на правомерную деятельность частных субъектов. Определенные виды такой деятельности государство делает более или менее привлекательными с точки зрения налогообложения. Неправомерную деятельность государство стремится сделать непривлекательной, вводя санкции за нарушение законодательства (не являющиеся налогами и обычно имеющие штрафной характер).

111. Действующий перечень введенных федеральных налогов, а также возможных к введению региональных и местных налогов установлен в:

Ответ: 2) НК РФ.

Ключ: Действующий перечень введенных федеральных налогов, а также возможных к введению региональных и местных налогов установлен в ст. ст. 13, 14, 15 НК РФ. В Конституции РФ конкретные налоги не указаны, Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» с 01.01.2005 утратил силу.

112. Какой из приведенных перечней является нормативной классификацией налогов в НК РФ?

Ответ: 1) федеральные, региональные и местные налоги.

Ключ: Пункт 1 ст. 12 НК РФ: в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Иные классификации (из числа приведенных) в НК РФ прямо не выделены.

113. С точки зрения НК РФ, налог, уплачиваемый в связи с применением специального налогового режима (УСН, ЕНВД, патентной системы налогообложения. ), является:

Ответ: 1) федеральным налогом

Ключ: Пункт 7 ст. 12 НК РФ: настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 настоящего Кодекса.

114. Отметьте правильное утверждение:

Ответ: 3) федеральный налог по общему правилу зачисляется в федеральный бюджет, но может полностью (частично) зачисляться в региональный (местный) бюджеты.

Ключ: Исходя из ст. ст. 50, 56, 58, 61, 61.1, 61.2, 146 БК РФ федеральный налог по общему правилу зачисляется в федеральный бюджет, но может полностью (частично) зачисляться в региональный (местный) бюджет.

115. Региональный орган законодательной власти:

Ответ: 3) имеет право по своему усмотрению установить на подведомственной территории региональные налоги.

Ключ: В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов.

116. Местный орган исполнительной власти:

Ответ: 2) не может устанавливать местные налоги и регулировать их уплату.

Ключ: На основании п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Соответственно, местный орган исполнительной власти не может устанавливать местные налоги и регулировать их уплату.

117. В поимущественных налогах способность налогоплательщика к их уплате:

Ответ: 1) презюмируется.

Ключ: В поимущественных налогах (уплачиваемых в связи с владением на определенном праве отдельными видами имущества — в т.ч. транспортный, земельный, на имущество физических лиц и организаций) способность к их уплате всегда презюмируется (можешь позволить себе владение облагаемым имуществом — имеешь денежные средства).

118. В налогах на доход (прибыль) при условии получения дохода в денежной форме способность налогоплательщика к их уплате:

Ответ: 2) является действительной.

Ключ: В налогах на доход (прибыль) при условии получения дохода в денежной форме способность к их уплате является действительной, поскольку данные налоги обычно устанавливаются как доля (процент) от полученного дохода (прибыли). Например, НДФЛ с доходов от трудовой деятельности, полученных в денежной форме, составляет 13% от дохода.

119. В косвенных налогах способность юридического налогоплательщика к их уплате:

Ответ: 3) не принципиальна.

Ключ: Наукой налогового права выделяются косвенные налоги (в настоящее время — НДС и акциз), обязанность по уплате которых, как правило, возникает в случае реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Законодатель предлагает «юридическому налогоплательщику» включать сумму налога в цену товара (работы, услуги), получить ее с покупателя (заказчика) — «фактического налогоплательщика» и уплатить в бюджет. Таким образом, бремя уплаты налога обычно несет фактический налогоплательщик (как правило, конечный потребитель).

Источник:
http://studopedia.su/11_45967_mozhet-li-nalogoviy-organ-initsiirovat-vozniknovenie-kakih-libo-nalogovih-pravootnosheniy.html

Налог как правовая категория. 104. Исходя из нормативного определения налог — это:

104. Исходя из нормативного определения налог — это:

1. Индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Индивидуально возмездный платеж, взимаемый в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

3. Индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый в целях регулирования наиболее важных видов экономической деятельности.

105. Алименты отличаются от налогов тем, что:

1. Алименты не являются индивидуальными платежами.

2. Алименты не являются безвозмездными платежами.

3. Алименты не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

106. Штрафы отличаются от налогов тем, что:

1. Штрафы не являются индивидуальными платежами.

2. Штрафы не уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности публично-правовых образований.

3. Штрафы не являются безвозмездными платежами.

107. Налог отличается от сбора в первую очередь тем, что:

1. Налог является безвозмездным платежом, а сбор — возмездным.

2. Налог поступает в бюджет публично-правового образования, а сбор — в доход органа власти, совершающего юридически значимые действия.

3. Налог является возмездным платежом, а сбор — безвозмездным.

108. Устанавливая налог, публичная власть преследует:

1. Исключительно фискальную цель.

2. Фискальную цель, но не исключена цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.

3. Только цель косвенного регулирования правомерной деятельности частных субъектов.

109. Регулирующая функция конкретного налога заключается в том, что в законе об этом налоге:

1. Установлены виды экономической деятельности, которые должен осуществлять налогоплательщик, а также в какой именно сумме он обязан уплатить налог по их результатам.

2. Запрещены определенные виды экономической деятельности, которые не облагаются данным налогом.

3. Предусмотрены более или менее обременительные налоговые последствия определенных видов экономической деятельности.

110. Используя регулирующую функцию налога, государство стремится оказывать воздействие на:

1. Правомерную деятельность частных субъектов.

2. Неправомерную деятельность частных субъектов.

3. Любую деятельность частных субъектов, по усмотрению государства.

111. Действующий перечень федеральных, региональных и местных налогов установлен в:

1. Конституции РФ.

3. Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Источник:
http://studopedia.ru/9_219570_nalog-kak-pravovaya-kategoriya.html

Налоги и налогообложение

Понятия «налог» и «сбор», их разграничение

Категория — это общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. Восприятие налога как важнейшей экономико-правовой категории эволюционировало не одно столетие. Однако споры относительно сущности и определения категории «налог» не прекращаются до сих пор. Для конкретизации этой категории необходимо вначале выделить отличительные признаки налога.

Читайте также  Договор купли-продажи готового бизнеса

Под признаком традиционно понимают показатель, характерную черту, примету, по которой можно определить какое-либо явление, в данном случае — налог.

Признак императивности отличает уплату налога как безусловную обязанность налогоплательщика при возникновении у него объекта налогообложения, т.е. налог — это обязательный платеж. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения в полном объеме возложенной на него обязанности. Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, которые при нежелании налогоплательщика добровольно исполнить свою обязанность сделают это принудительно.

Индивидуальная безвозмездность как признак отличает налоговый платеж отсутствием для конкретного налогоплательщика эквивалентного объема выгоды от государственных услуг. Налоговый платеж — это однонаправленное движение потока финансовых, а в исключительных случаях и иных ресурсов от налогоплательщика к государству без наличия встречного персонифицированного потока государственных услуг. Безусловно, такой встречный поток есть в связи с реализацией государством своих функциональных обязанностей, но эти услуги предоставляются всем на общих основаниях, а для конкретного налогоплательщика поток встречных услуг не будет эквивалентен или пропорционален величине налогового платежа. Именно данный признак в наибольшей степени отличает налог от сбора и других неналоговых платежей (штрафов, различных санкций и т.д.).

Признак уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства характеризует цель взимания налогов как основного доходного источника формирования бюджета государства для обеспечения его деятельности.

Законность как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Признак относительной регулярности отличает налог определенной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, т.е. налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.

Налоговое законодательство современной России знает уже две трактовки категории «налог». Первое определение, просуществовавшее семь лет, было приведено в ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г.: «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами».

Данная трактовка, несмотря на всю ее простоту, страдала существенными методологическими изъянами:

  1. отсутствием разграничения между налоговыми и неналоговыми платежами и, соответственно, определенным отождествлением их со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  2. отсутствием разграничения между различными налоговыми платежами (налогом, сбором и пошлиной), что дестимулировало установление их классифицирующих различий и завуалировало принципиально разный характер их проявления;
  3. отсутствием таких важнейших признаков налогов, как регулярность, индивидуальная безвозмездность, абстрактность, цель;
  4. избыточной увязкой определения налога с конкретным адресатом его получения; в действительности сущность налога не определяется тем, в бюджет какого уровня он зачисляется, тем более что эти адресаты зачастую меняются.

Ныне действующая трактовка «налога» в определенной степени устранила эти изъяны. Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». За пределы этого определения уведены неналоговые платежи, сборам придано отдельное толкование. Кроме того, убрана увязка налога с конкретным адресатом его получения, добавлена цель взимания налога.

Из пяти основных признаков налога в данном определении присутствуют три: императивность (обязательность), индивидуальная безвозмездность, уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства. Однако достаточно сложно считать данное определение совершенным и свободным от изъянов. На этом настаивает ряд исследователей, в частности И.В. Горский и В.Г. Пансков. В качестве аргументов выдвигаются следующие основания.

1 В данной трактовке отсутствует важнейший признак законности, т.е. указание того, что этот платеж должен быть законодательно установлен. Возникает вопрос: почему законодатель в ст. 23 НК не забыл указать, что налогоплательщики обязаны «уплачивать законно установленные налоги», а из определения налога этот аспект выпал?

2 Совершенно необъяснимым выглядит также отсутствие признака регулярности уплаты налога, ведь данный признак отличает налог не только от сбора, но и от неналоговых платежей, таких, как штрафы, санкции, конфискации.

3 Крайне спорной видится праводопустимость формы взимания налогового платежа в виде отчуждения, т.е. если исходить из буквального смысла ст. 8 НК, налог — это платеж «в форме отчуждения». Термин «отчуждение», прочно увязываемый в русском языке с такими атрибутивными характеристиками, как «отнимать, отбирать, конфисковать», демонстрирует неуважительное отношение к государству, которое в этом случае можно назвать «отбиральщиком». Также процесс отчуждения всегда сопряжен со сменой собственника. Но это не всегда проявляется: при уплате налогов организациями государственной формы собственности в пользу государства смены собственника не происходит. Кроме того, увязка налога с «отчуждением» является неожиданной и для науки. Ни один из виднейших зарубежных или российских теоретиков, характеризуя налог, не связывал его с отчуждением. Совершенно избыточно видится также перечисление гражданско-правовых форм принадлежности отчуждаемых денежных средств: «на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления».

4 Непонятно, почему уплата налога увязывается исключительно с денежной формой его внесения. Такая увязка не только избыточна, но и ошибочна по своей сути. Налог может быть взыскан и при отсутствии денежных средств у налогоплательщика: в ст. 45 НК прямо указывается на обоснованность «взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика». Безусловно, неденежные формы налогового платежа больше относятся к принудительным способам уплаты, но и при добровольном способе уплаты налога денежная форма является доминирующей в любой налоговой системе, но не единственной. Натуральный способ уплаты присутствует еще в ряде налоговых систем. В России применение натурального способа уплаты в виде части добытого полезного ископаемого возможно в системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

5 Некорректной является формулировка порядка уплаты налога как «взимаемого государством». Такой порядок больше походит к налоговым санкциям, нежели к налогам, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно на основании своей конституционной обязанности.

Формулировку строгого и полного определения дефиниции «налог», по мнению И.В. Горского, дать настолько сложно, насколько и нецелесообразно. Налоговое законодательство ряда стран не пытается формализовать эту сложную категорию, ограничиваясь достаточно общим подходом. Отсюда логичен вопрос: надо ли вообще давать в Налоговом кодексе РФ сомнительные и противоречивые определения? Может быть достаточно ограничиться словами ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Такая постановка вопроса вполне логична, однако из этого не следует целесообразность прекращения поиска и анализа более совершенных формулировок данной категории. В связи с этим наиболее адекватным видится определение налога, данное В.Г. Пансковым: «Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Аналогичного рода вопросы вызывает приведенное в ст. 8 НК определение сбора, под которым «понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Анализируя два законодательных определения (налога и сбора), достаточно сложно увидеть их различия. В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующих в характеристике налога: индивидуальной безвозмездности, уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства. Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора. И это вполне объективная рокировка признаков. Однако совершенно непонятно: достаточно ли для разграничения данных понятий одного признака индивидуальной безвозмездности или возмездности? Почему сбор не увязывается ни с формой взимания в виде отчуждения, ни с денежным способом уплаты, ни с целями его взимания? Ведь эти моменты при уплате сбора абсолютно идентичны уплате налога, за исключением, пожалуй, различающихся целей. Почему отсутствует признак нерегулярности и законности сборов?

Все эти вопросы подводят нас к суждению, что законодательная трактовка сбора, как и налога, является достаточно противоречивой. Для более адекватной характеристики сбора может быть предложено следующее определение: сбор — это обязательный, индивидуально возмездный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый организациями и физическими лицами с целью получения ими от уполномоченных органов и должностных лиц юридически значимых действий.

На рисунке представлены схожие и различающиеся черты проявления и признаки налогов и сборов.

Разграничив, насколько это возможно, налоги и сборы, охарактеризуем далее другие обязательные платежи. Следует заметить, что теоретические посылы дифференциации их в значительной степени условны: в полной мере разграничить налоги (сборы) и другие схожие с ними платежи не всегда удается. Более того, Налоговый кодекс РФ даже и не пытается ввести такое разграничение.

На этом основании некоторые исследователи, в частности Б.Х. Алиев, предлагают использовать в качестве разграничивающего принцип нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые платежи регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права. Такой подход позволяет внести определенную ясность в данное разграничение:

  • налоговых обязательных платежей — налогов и сборов, непосредственно входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых налоговым законодательством;
  • неналоговых обязательных платежей (квазиналогов), непосредственно не входящих в налоговую систему государства и (или) регулируемых не налоговым, а иным законодательством;
  • разовых изъятий налогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (налоговых санкций — пеней, штрафов) и регулируемых налоговым законодательством;
  • разовых изъятий неналогового характера — платежей, взимаемых в качестве наказаний за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика (штрафов, конфискаций) и регулируемых не налоговым, а иным законодательством.

Большинство различных платежей достаточно логично вписывается в это разграничение. Однако при такой классифицирующей основе некоторые обязательные платежи, явно обладающие всеми признаками налогов или сборов, но не включенные в перечень ст. 13—15 НК, как, например, таможенные пошлины или плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и другие виды загрязнений, регулирование которых находится вне рамок налогового законодательства, следует относить к квазиналогам — неналоговым обязательным платежам. Очевидно, что подобные разграничивающие классификации страдают определенными нестыковками и относиться к ним следует очень осторожно.

Источник:
http://isfic.info/tax/payma02.htm

Правовые концепции определения налога и его понятие

Из предыдущего изложения мы уже знаем, что видение состава юридических признаков налога в значительной степени у разных авторов не совпадает. Еще большим многообразием характеризуются теоретические представления относительно определения налога. Для того чтобы получить максимально полное знание относительно этой важнейшей налогово-правовой категории, необходимо рассмотреть соответствующие научные подходы.

Известно, что налог является сложным институтом, который может рассматриваться и соответственно определяться с позиций различных наук. К примеру, социология уже включила налог в свою предметную сферу. Фактически на сегодняшний день в рамках этой науки уже обозначилось новое научное направление – социология налога, которая призвана изучать отношения, складывающиеся между системой налогообложения, государством и обществом. Социология налога «предлагает теоретико-эмпирический подход к социальным векторам налоговой политики, к рациональности по отношению к налогоплательщику и социальной справедливости налогообложения» [1] .

Вне всяких сомнений имеет полное право на категорирование налога и экономическая наука. Так, по мнению экономистов, сущность налога составляет изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса [2] . В данном случае в основу определения налога, как мы видим, положена одна из важнейших экономических категорий. Соответственно налог рассматривается экономистами как элемент экономической политики.

Читайте также  Образец должностной инструкции исполнительного директора (2020)

Особый интерес представляет определение налога с позиций правовой науки. Его ценность заключается в том, что соответствующая дефиниция должна иметь и имеет законодательное закрепление. Очевидно, что определения налога, сформулированные представителями разных наук, не могут совпадать, поскольку отражают самые различные его стороны. Однако и в рамках одной науки также вполне возможно несовпадение подходов в этом вопросе.

В современной науке налогового права, как отмечает Д. В. Винницкий, понятие налога является многозначным. Налог можно понимать в первую очередь как совокупность норм, правовой институт, либо как определенную процедуру (или порядок действий, действие) или материальный объект налогового правоотношения, наконец, как налоговое обязательственное правоотношение. Вместе с тем в настоящее время обозначились два основных подхода в определении налога. При этом первый исходит из определения налога как некой процедуры (концепция – налог как процедура), а второй – материального объекта (концепция – налог как материальный объект) [3] . Иными словами определение налога сторонниками той или иной концепции ставится в зависимость от его процессуального либо материального начала.

Концепция налога как процедуры определяет искомое понятие через некий порядок действий, включая такие конкретные действия, как взимание или уплата налога. Непосредственно сторонниками этой концепции последний определяется как предусмотренная законом форма отчуждения имущества, платеж, сбор или взнос.

В самом деле, налог в подавляющем большинстве случаев определяется как некое действие, которое совершается в связи с исполнением налоговой обязанности. При этом в определении налога может присутствовать указание как на действия государства, осуществляющего его взимание, так и на действия самого налогоплательщика, его уплачивающего. Примером первого может служить определение налога как принудительного сбора, который взимает государство с граждан для употребления своих денежных потребностей [4] , либо как обязательного взноса, взимаемого государством с физических и юридических лиц в бюджет соответствующего уровня [5] . Примером второго – определение налога как обязательного безвозмездного платежа (взноса), установленного законодательством и осуществляемого плательщиком в определенном размере и в определенный срок [6] . В первом случае речь идет о налоге как о взимании, которое осуществляется государством, а во втором – о платеже, совершаемом налогоплательщиком.

И в том, и в другом упомянутых выше случаях подразумевается передача или изъятие неких денежных средств, результатом чего является переход права собственности на них от одного лица (налогоплательщика) к другому лицу – государству или муниципальному образованию. Видимо, исходя из этого, С. Г. Пепеляевым предложено определение налога, которое как раз и отражает это обстоятельство. В частности, налог определен им как единственно законная (установленная законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характера наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти [7] . Именно это определение налога как формы отчуждения собственности получило наиболее широкую поддержку среди представителей науки налогового права.

Легальное определение налога, приведенное в п. 1 ст. 8 ПК РФ, также имеет в основе своей указание на отчуждение денежных средств. В частности под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Анализ же зарубежного законодательства позволяет прийти к выводу, что соответствующие определения или зачастую вовсе отсутствуют в соответствующих правовых актах, или носят самый общий характер. Это свидетельствует о некоторой недооценке важности определения соответствующих терминов в налоговом законе.

ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В соответствии с § 3 Федерального положения о налогах и сборах Австрии налогами в смысле данного Федерального закона признаются публичные налоги, включая взимаемые на основании действующих правовых норм Европейского Союза, а также урегулированные федеральным законодательством взносы в публичные фонды или корпорации общественного права, и иные требования денежной повинности. В § 3 (1) Положения о налогах и сборах ФРГ определено, что налоги являются денежной повинностью, которая не имеет какого-либо встречного предоставления (не является денежной повинностью за особые услуги) и облагает с целью извлечения публично-правового дохода общества, при наличии предмета обложения; извлечение дохода может иметь и дополнительные цели.

Впрочем, в налоговом законодательстве отдельных иностранных государств обнаруживаются и более обстоятельные определения. К примеру, в Армении налог определяется, как обязательная и безвозмездная плата, взимаемая в целях удовлетворения государственных и общественных нужд с физических и юридических лиц в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством и в установленные сроки. В качестве примера можно привести также дефиницию налога, приведенную в ст. 12 Налогового кодекса Казахстана: «Налоги – установленные государством в соответствии с Кодексом в одностороннем порядке обязательные денежные или натуральные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безэквивалентный характер». Как мы видим, данное определение содержит в себе почти все наиболее существенные юридические признаки налога, а именно: соответствие законодательству, установление государством на основе одностороннего волеизъявления, обязательный характер уплаты, материальное содержание платежа, принадлежность к источникам бюджетных доходов, определенность, безвозвратность и безэквивалентность.

Рассмотренной концепции противопоставлена концепция налога как материального объекта. Данная концепция исходит из того, что налог – есть часть имущества налогоплательщика, некая денежная сумма, которая и передается последним субъектам публичной власти в рамках исполнения налоговой обязанности.

К числу сторонников этой концепции относится М. В. Карасёва, которая рассматривает налог, прежде всего, как объект финансовых правоотношений. В связи с этим, но ее мнению, нельзя рассматривать налог как результат действий, который появляется в процессе их совершения, поскольку из этого следует, что вне таких действий он не существует. Одной из существенных черт налога является то, что он всегда представляет собой часть собственности налогоплательщика, которая как таковая (т.е. налог) должна передаваться на законном основании субъектам публичной власти (в бюджет или государственный внебюджетный фонд) при наступлении определенных сроков [8] . С подобных позиций предлагается рассматривать налог в том числе как платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. При этом плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него [9] .

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В пользу этого подхода можно привести позицию Конституционного Суда РФ, изложенную им в уже упомянутом Постановлении от 17.12.1996 № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”». В соответствии с ней «налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства».

Полагаем, что вполне позволительно обозначить еще одну концепцию определения налога, отличную от рассмотренных выше. Условно поименуем ее концепцией налога как правовой формы возложения обязанности. В данном случае в основу ее положена идея о том, что налог – есть некая юридическая конструкция, составленная из ряда элементов, в соответствии с которой на тех или иных лиц возлагаются обязанности по участию своим имуществом в финансировании субъектов публичной власти. Именно посредством установления налога и осуществляется формализация таких обязанностей [10] .

На право существования подобного подхода указывает тот факт, что в ряде определений налога, выработанных известными правоведами, присутствуют ссылки на то, что он предполагает некий порядок взимания, установление размеров и сроков его уплаты. К примеру, Н. И. Химичева рассматривает налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж физических и юридических лиц, установленный представительным (законодательным) органом государственной власти или местного самоуправления для зачисления в государственную или местную казну с определением его размера и сроков уплаты [11] . Существует также определение налога как обязательного индивидуально-безвозмездного денежного платежа в бюджет и государственные внебюджетные фонды, взимаемого с плательщика в законно установленном порядке и размерах [12] . В данном случае срок уплаты налога, его размер, ставка есть ни что иное, как элементы налогообложения или иначе, – элементы юридической конструкции налога (элементы налога). Эти и другие элементы налога более подробно будут рассмотрены в последующем изложении, однако необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что без прописания их в нормативном правовом акте налоговая обязанность не возникает вовсе.

При этом в законодательстве о налогах и сборах определены как основные элементы налога, так и требования по порядку его установления в целом. В данном случае имеет место специфическая правовая форма изложения норм налогового нрава. Несоблюдение этой формы в той или иной части означает юридическую несостоятельность налога.

Представляется, что налог должен рассматриваться именно как правовая форма, посредством которой определяется круг налогообязанных лиц и устанавливаются их соответствующие обязанности. Понимание налога как правовой формы возложения обязанности по участию физических лиц и организаций в формировании бюджета, на наш взгляд, в наилучшей степени отражает его сущность. Ведь установление налога в любом случае первично по отношению к его взиманию или уплате. Именно из этого мы исходили ранее при определении налога, поскольку подобная трактовка в полной мере сочетается со всеми его юридическими признаками [13] .

С учетом изложенного налог может быть определен как правовая форма возложения на физических лиц и на организации основанной на законе и обеспеченной силой государственного принуждения обязанности по участию в формировании публичного фонда денежных средств (бюджета) для покрытия общественно значимых расходов на условиях индивидуальной безвозмездности и безвозвратности.

  • [1]Леруа М. Социология налога: пер. с фр. М., 2006. С. 8.
  • [2] Налоги: учеб, пособие / под ред. Д. Г. Черника. М., 1994. С. 42.
  • [3] См.: Винницкий Д. В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб., 2003. С. 249–250.
  • [4]Слуцкий М. И. Популярные лекции по финансовому праву. СПб., 1902. С. 23.
  • [5]Гуреев В. И. Налоговое право. М., 1997. С. 74.
  • [6]Петрова Г. В. Налоговое право: учебник для вузов. М., 1997. С. 5.
  • [7] Налоговое право: учеб, пособие / под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000. С. 31.
  • [8]Карасёва М. В. Финансовое правоотношение. Воронеж, 1997. С. 146.
  • [9]Соловьев В. А. О правовой природе налога // Журнал российского права. 2002. № 3.
  • [10] См.: Кучеров И. И. Новый концептуальный подход к определению налога// Финансовое право. 2008. № 1.
  • [11]Химичева Н. И. Налоговое право: учебник. М., 1997. С. 5.
  • [12] Финансовое право: учебник / под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1996. С. 181.
  • [13]Кучеров И. И. Налоговое право России: курс лекций. М.: ЮрИнфоР, 2001. С. 49-50.

Источник:
http://studme.org/92230/pravo/pravovye_kontseptsii_opredeleniya_naloga_ponyatie