Бюджетный учет в 2020 году

Бюджетный учет в 2020 году

Основные изменения в бюджетном учете последних лет затронули сферу учета основных средств. Все они актуальны в 2020 году.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

С 01.01.2018 в дополнение к указанной инструкции появился Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н).

Новые критерии основных средств

Учет основных средств в бюджетных учреждениях необходимо вести, опираясь и на новый стандарт.

Появившийся стандарт подробно разъясняет, в каких случаях объекты можно поставить на бюджетный учет в качестве основных средств.

  1. Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
  2. Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.

Стандарт уточняет, что к основным средствам нельзя отнести биологические активы, недвижимость для продажи, имущество госказны.

Согласно п. 12 Федерального стандарта, актив культурного наследия признается основным средством, если:

  • в будущем возможно получить доход или полезный потенциал;
  • полезный потенциал заключается не только в культурной ценности.

Важно, чтобы выполнялось хотя бы одно из двух условий. Если условия не соблюдаются, актив культурного наследия бухгалтер должен отнести на забалансовый счет, оценив его в один рубль.

Требования к оценке объектов

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от вида операции. Стандарт вводит две категории таких операций: обменные и необменные.

При обменных операциях бюджетное учреждение приобретает основное средство за деньги или в обмен на другие активы, сопоставимые по стоимости с приобретаемыми ценностями. Первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат.

При необменных операциях бюджетное учреждение получает имущество в дар или за символическую плату. Первоначальная стоимость в таком случае равна справедливой стоимости объекта (рыночной стоимости).

Как сгруппировать объекты

Немного поменялась классификация основных средств по их видам. Эти изменения уже внесены в инструкцию № 157н.

Группы «Нежилые помещения» и «Сооружения» объединили в одну. Часть подвидов основных средств в бюджетном учете перенесены в группу «Прочие».

Появились группы «Инвестиционная недвижимость» (счет учета 0 10103 000) и «Биологические ресурсы» (счет учета 0 10107 000).

Бухгалтеру бюджетного учреждения следует проверить, соответствует ли учет основных средств новым правилам. При необходимости сделать перемещение объектов между группами. Перевод оформить проводкой с помощью счета 0 401 30 000. Операцию следует отразить бухгалтерской справкой на 01.01.2019.

Какой метод амортизации выбрать

Ранее бюджетники могли амортизировать имущество только линейным способом.

Стандарт добавил еще два варианта начисления амортизации:

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Метод амортизации стоит выбирать, исходя из специфики и цели эксплуатации объекта. Со временем организация вправе пересмотреть выбранный метод для конкретного объекта (сделать это можно только с началом нового календарного года).

Новый стандарт не позволяет остановить начисление амортизации даже для тех объектов, которые временно не используются. Инструкция по бюджетному учету № 157н ранее давала учреждениям такое право.

Изменились лимиты стоимости основных средств для их списания с баланса. Если основное средство дешевле 10 000 рублей, амортизацию начислять не нужно. Если стоимость объекта находится в пределах от 10 000 до 100 000 рублей, начисляется стопроцентная амортизация при вводе объекта в работу.

Что изменилось в отчетности

С введением стандарта появились новые требования к отчетности.

Целый ряд показателей нужно расшифровывать в отчетности (п. 51 Федерального стандарта), в том числе:

  • методы амортизации;
  • суммы амортизации (начисленной, накопленной);
  • стоимость;
  • стоимость выбывших основных средств и т.п.

Перечисленные сведения нужно представлять по каждой группе основных средств.

Как начать работу по новому стандарту

Работа по новому стандарту началась с 2018 года. Для корректного учета бухгалтеры-бюджетники должны были провести инвентаризацию и привести учет в соответствие с нормами анализируемого стандарта.

Бюджетный учет с 2018 года видоизменился. Чтобы вести учет правильно, следует использовать новый стандарт по основным средствам и инструкцию по бюджетному учету.

Последняя редакция инструкции № 157н по бюджетному учету выпущена 31.03.2018.

Источник:
http://www.kontur-extern.ru/info/byudzhetnyj-uchet

Бюджетный учет: Учет основных средств по новым правилам

Автор: Ю. Васильев /к.э.н., генеральный директор КГ «Аюдар»

При переходе на новые правила учета больше всего вопросов вызывает учет основных средств. Это связано с рядом факторов, один из которых – новое понятие объектов основных средств. С 1 января 2005 года при отнесении объектов к основным средствам не учитывается стоимостной критерий. В соответствии с п. 10 Инструкции № 70н[1] к основным средствам относятся материальные объекты независимо от их стоимости, которые используются в деятельности учреждения более одного года. Другой фактор – это новый порядок определения первоначальной стоимости основных средств. И, наконец, третий – новый порядок определения остаточной стоимости основных средств. В данной статье будут рассмотрены вопросы определения первоначальной стоимости материальных объектов, которые будут использованы в качестве основных средств.

Напомним, что в соответствии с Инструкцией № 107н к основным средствам относились объекты, срок эксплуатации которых превышал 12 месяцев, а их стоимость на дату приобретения – 50-кратный минимальный размер оплаты труда.

Для учета основных средств в бюджетном учете предназначен счет 0 101 00 000 «Основные средства», к которому открываются следующие аналитические счета:

0 101 01 000 «Жилые помещения»;

0 101 02 000 «Нежилые помещения»;

0 101 03 000 «Сооружения»;

0 101 04 000 «Машины и оборудование»;

0 101 05 000 «Транспортные средства»;

0 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

0 101 07 000 «Библиотечный фонд»;

0 101 08 000 «Мягкий инвентарь»;

0 101 09 000 «Драгоценности и ювелирные изделия;

0 101 10 000 «Прочие основные средства».

Учет основных средств ведется в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов[2]. Кроме объектов, входящих в его состав, бюджетному учету подлежат: ювелирные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также самородки драгоценных металлов и драгоценные камни, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, а также монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, находящиеся в составе государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на счете 010109000 «Драгоценности и ювелирные изделия»;

белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.), постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.), одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, полушубки, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т.п.), обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т.п.), спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т.п.) на счете 010108000 «Мягкий инвентарь»;

посуда в составе счета 010106000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»;

виды специальных (военных) основных средств по соответствующим счетам аналитического учета счета 010100000 «Основные средства».

Кроме того, в составе основных средств бюджетные учреждения учитывают:

– законченные капитальные вложения арендатора в арендованные им здания, сооружения, оборудование и другие объекты основных средств, если иное не предусмотрено договором аренды;

– капитальные вложения в многолетние насаждения, относящиеся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

Единицей бюджетного учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств может быть:

– объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
– отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных функций;
– обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов (смонтированных на одном фундаменте и представляющих собой единое целое), предназначенный для выполнения определенной работы.

Если у одного объекта несколько частей имеют разные сроки полезного использования, то каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Так, если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Однако если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами. Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) также являются самостоятельными инвентарными объектами.

Каждому объекту, независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается инвентарный порядковый номер. При этом объекты стоимостью до 1 000 рублей включительно, а также мягкий инвентарь, посуда любой стоимости составляют исключение из данного правила, то есть им не присваиваются инвентарные номера. Когда инвентарный объект является сложным, то есть включает в себя те или иные обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, на каждом таком элементе должен быть тот же инвентарный номер, что и на основном объекте. Если у инвентарного объекта несколько частей, имеющих разные сроки полезного использования и которые учитываются как самостоятельные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер.

До 2005 года инвентарный номер состоял из восьми цифр. В пункте 48 Инструкции № 107н была представлена структура, в соответствии с которой должен был формироваться инвентарный номер. Таких требований Инструкция № 70н не содержит. Поэтому учреждение должно само определить, как будет выглядеть структура инвентарного номера нефинансовых активов. Инвентарные номера нужно присваивать не только основным средствам, но и непроизведенным и нематериальным активам.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на протяжении всего периода, когда он находится в учреждении. Инвентарные номера списанных объектов основных средств вновь принятым к бюджетному учету объектам не присваиваются.

Оценка основных средств

В отличие от ранее действовавших правил с 1 января 2005 года при определении первоначальной стоимости основных средств учитываются все затраты, связанные с их приобретением и доведением до состояния, в котором они пригодны для эксплуатации. К таким затратам относятся:

– суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе НДС (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);

Читайте также  Образовательная лицензия - Балашиха

– суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

– суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

– регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

– вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;

– затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;

– иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Учет основных средств ведут в полных рублях. Суммы копеек относят на счет 0 401 01 280 «Прочие расходы».

Приобретение основных средств за счет бюджетного финансирования

Рассмотрим на конкретном примере отражение операций по приобретению основных средств за счет финансирования из бюджета.

Школа приобрела за счет бюджетных средств мебель стоимостью 36 000,60 руб. (в том числе НДС – 5 491,62 руб.). Затраты по доставке мебели составили 2 360 руб. (в том числе НДС – 360 руб.) Мебель перед передачей в эксплуатацию необходимо было собрать. Сборка мебели осуществлялась силами учреждения. Заработная плата работников, участвующих в сборке, составила 3 000 руб.

В данном примере к фактическим затратам на приобретение основных средств относятся суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику мебели с учетом НДС, затраты по ее доставке до учреждения с учетом НДС и затраты по сборке.

Для учета указанных затрат Планом счетов предусмотрен счет 0 106 01 000 «Капитальные вложения в основные средства». Операции по вложениям в объекты основных средств за счет бюджетного финансирования отражаются по дебету счета 1 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства в корреспонденции с кредитом счетов: 1 302 17 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» (в части расчетов с поставщиком мебели), 1 302 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг» (в части расчетов с транспортной организацией), а также счета 1 302 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда» и счетов учета начисленных на заработную плату налогов: 1 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ», 1 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (в части начисленной заработной платы работникам, участвовавшим в монтаже оборудования).

Суммы НДС, относящиеся к приобретенным материальным ценностям, полученным работам, услугам за счет бюджетных средств, на счете 0 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» не выделяются, а учитываются в составе капитальных вложений (п. 166 Инструкции № 70н).

В учете учреждения операции будут отражены следующим образом:

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/34851/

Бюджетный учет в 2020 году

Основные изменения в бюджетном учете последних лет затронули сферу учета основных средств. Все они актуальны в 2020 году.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

С 01.01.2018 в дополнение к указанной инструкции появился Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н).

Новые критерии основных средств

Учет основных средств в бюджетных учреждениях необходимо вести, опираясь и на новый стандарт.

Появившийся стандарт подробно разъясняет, в каких случаях объекты можно поставить на бюджетный учет в качестве основных средств.

  1. Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
  2. Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.

Стандарт уточняет, что к основным средствам нельзя отнести биологические активы, недвижимость для продажи, имущество госказны.

Согласно п. 12 Федерального стандарта, актив культурного наследия признается основным средством, если:

  • в будущем возможно получить доход или полезный потенциал;
  • полезный потенциал заключается не только в культурной ценности.

Важно, чтобы выполнялось хотя бы одно из двух условий. Если условия не соблюдаются, актив культурного наследия бухгалтер должен отнести на забалансовый счет, оценив его в один рубль.

Требования к оценке объектов

Порядок определения первоначальной стоимости зависит от вида операции. Стандарт вводит две категории таких операций: обменные и необменные.

При обменных операциях бюджетное учреждение приобретает основное средство за деньги или в обмен на другие активы, сопоставимые по стоимости с приобретаемыми ценностями. Первоначальная стоимость будет равна сумме фактических затрат.

При необменных операциях бюджетное учреждение получает имущество в дар или за символическую плату. Первоначальная стоимость в таком случае равна справедливой стоимости объекта (рыночной стоимости).

Как сгруппировать объекты

Немного поменялась классификация основных средств по их видам. Эти изменения уже внесены в инструкцию № 157н.

Группы «Нежилые помещения» и «Сооружения» объединили в одну. Часть подвидов основных средств в бюджетном учете перенесены в группу «Прочие».

Появились группы «Инвестиционная недвижимость» (счет учета 0 10103 000) и «Биологические ресурсы» (счет учета 0 10107 000).

Бухгалтеру бюджетного учреждения следует проверить, соответствует ли учет основных средств новым правилам. При необходимости сделать перемещение объектов между группами. Перевод оформить проводкой с помощью счета 0 401 30 000. Операцию следует отразить бухгалтерской справкой на 01.01.2019.

Какой метод амортизации выбрать

Ранее бюджетники могли амортизировать имущество только линейным способом.

Стандарт добавил еще два варианта начисления амортизации:

  1. Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
  2. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.

Метод амортизации стоит выбирать, исходя из специфики и цели эксплуатации объекта. Со временем организация вправе пересмотреть выбранный метод для конкретного объекта (сделать это можно только с началом нового календарного года).

Новый стандарт не позволяет остановить начисление амортизации даже для тех объектов, которые временно не используются. Инструкция по бюджетному учету № 157н ранее давала учреждениям такое право.

Изменились лимиты стоимости основных средств для их списания с баланса. Если основное средство дешевле 10 000 рублей, амортизацию начислять не нужно. Если стоимость объекта находится в пределах от 10 000 до 100 000 рублей, начисляется стопроцентная амортизация при вводе объекта в работу.

Что изменилось в отчетности

С введением стандарта появились новые требования к отчетности.

Целый ряд показателей нужно расшифровывать в отчетности (п. 51 Федерального стандарта), в том числе:

  • методы амортизации;
  • суммы амортизации (начисленной, накопленной);
  • стоимость;
  • стоимость выбывших основных средств и т.п.

Перечисленные сведения нужно представлять по каждой группе основных средств.

Как начать работу по новому стандарту

Работа по новому стандарту началась с 2018 года. Для корректного учета бухгалтеры-бюджетники должны были провести инвентаризацию и привести учет в соответствие с нормами анализируемого стандарта.

Бюджетный учет с 2018 года видоизменился. Чтобы вести учет правильно, следует использовать новый стандарт по основным средствам и инструкцию по бюджетному учету.

Последняя редакция инструкции № 157н по бюджетному учету выпущена 31.03.2018.

Источник:
http://www.kontur-extern.ru/info/byudzhetnyj-uchet

Учет основных средств у бюджетников: что изменилось с 2018 года

Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.16 № 257н, вступил в силу 1 января 2018 года. С этого момента его положения обязательны к применению для государственных и муниципальных учреждений, органов госвласти и местного самоуправления — в общем, для всех бюджетных организаций. Об основных отличиях стандарта от действующей Инструкции по бухгалтерскому учету № 157н (приказ Минфина РФ от 01.12.10 № 157н) рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет».

Новые критерии основных средств

Федеральный стандарт не заменяет Инструкцию № 157н (в ред. от 27.09.17), а устанавливает основополагающие правила бухгалтерского учета в отношении основных средств (ОС). Два документа существуют параллельно, и в ближайшем будущем стоит ждать, что данная инструкция и детализирующие ее акты (№ 162н, 174н, 182н) будут скорректированы согласно положениям ФСБУ.

Одно из важнейших различий кроется в самом толковании термина «основные средства». С 1 января 2018 года в это понятие включаются не просто материальные объекты, а материальные ценности, которые являются активами. Это значит, что кроме стандартных требований к объекту появляется новое — обладать полезным потенциалом. Это означает, что объект можно использовать для выполнения государственных (муниципальных) функций или оказания услуг, погашения обязательств или обменивать на другие активы. Принять объект к учету как основное средство можно лишь в том случае, если его первоначальная стоимость надежно оценена.

Если эти критерии федерального стандарта не выполняются, то объект учитывается на забалансовом счете. Обратите внимание: условия об обязательной государственной регистрации права на недвижимое имущество в ФСБУ, в отличие от инструкции № 157н, нет.

Другое новшество — возможность отнести к основным средствам арендованные объекты или полученные в пользование на безвозмездной основе. Требования к таким ОС диктует ФСБУ «Аренда». Кроме того, как основные средства теперь следует учитывать и некоторые объекты имущества казны.
В то же время из категории основных средств вынесены сразу две группы объектов — биологические активы, если они служат для производства биопродукции, и предназначенная для продажи недвижимость. Многолетние насаждения сами по себе (не производящие биопродукцию) остаются в составе ОС. Для них, возможно, будет выделен отдельный бухгалтерский счет.

Актив культурного наследия признается ОС только в двух случаях: если есть возможность получить в будущем экономические выгоды или полезный потенциал, связанный с указанным активом, или если его полезный потенциал не ограничивается культурной ценностью. В иных случаях такой объект отражается на забалансовых счетах в условной оценке — 1 рубль.

В определении единицы учета и порядке принятия к учету ОС существенных различий немного. Стоит упомянуть о том, что ФСБУ вводит понятие «комплекс ОС», то есть позволяет рассматривать как инвентарную единицу объекты с равным сроком полезного использования и несущественной стоимостью.

Требования к оценке объектов

Федеральный стандарт не обошел стороной и оценку объектов основных средств. Он вводит новые термины, разграничивающие два типа возможных операций с объектами:

  1. Обменные операции — активы обмениваются на деньги или иные материальные ценности, в счет стоимости объекта могут быть учтена стоимость выполненных работ, оказанных услуг или прав на пользование активом. Такой обмен основан на рыночной стоимости объекта. При обменных операциях объект оценивается по размеру фактических затрат.
  2. Необменные операции — активы передаются на безвозмездной основе или за незначительные деньги. В данном случае первоначальная стоимость определяется, исходя из справедливой стоимости объекта.
Читайте также  Утверждены новые бланки для - регистрации юрлиц и - предпринимателей

Учредитель должен решить, как оценивать разные категории объектов, и выбор должен найти отражение в учетной политике учреждения.

Как сгруппировать объекты

Федеральный стандарт вводит новые принципы объединения основных средств. Вместо двух групп («Нежилые помещения» и «Сооружения») в новой классификации появилась одна — «Нежилые помещения (здания и сооружения)». Для библиотечного фонда, мягкого инвентаря, драгоценностей и ювелирных изделий в новой классификации тоже отдельных групп не нашлось, все эти счета переходят в группу «Прочие основные средства».

Вести учет по новым правилам в программе «Контур-Бухгалтерия Бюджет»

Зато выделена инвестиционная недвижимость — объекты недвижимости, их части или движимое имущество, предназначенные для сдачи в аренду. Бухгалтеру следует изучить, какие из объектов, которые числятся на счете 01, надо будет перевести в разряд ОС.

Инструкция № 157н (в ред. от 27.09.2017)

Федеральный стандарт «Основные средства»

0 10101 000 «Жилые помещения»

0 10101 000 «Жилые помещения»

0 10102 000 «Нежилые помещения»

0 10102 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения)»

0 10103 000 «Сооружения»

0 10103 000 «Инвестиционная недвижимость»

0 10104 000 «Машины и оборудование»

0 10104 000 «Машины и оборудование»

0 10105 000 «Транспортные средства»

0 10105 000 «Транспортные средства»

0 10106 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь»

0 10106 000 «Инвентарь производственный и хозяйственный»

0 10107 000 «Библиотечный фонд»

0 10107 000 «Биологические ресурсы»

0 10108 000 «Мягкий инвентарь»

0 10109 000 «Драгоценности и ювелирные изделия»

0 10110 000 «Прочие основные средства»

0 10108 000 «Прочие основные средства»

Чтобы корректно учитывать ОС согласно обновленным группам, объекты необходимо переместить: исключить объекты из одной группы и включить в другую. Стоимость их при этом не меняется.

Основные средства между счетами переводятся разово, исходя из ситуации на начало января 2018 года, через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов». Основание для перевода — бухгалтерская справка (форма 0504833).

Какой метод амортизации выбрать

С введением федерального стандарта расширился перечень методов начисления амортизации, тогда как Инструкция № 157н предлагала только линейный метод. Федеральный стандарт предложил еще варианты. Итого в распоряжении бухгалтера есть три метода начисления амортизации.

  1. Линейный метод. Он подразумевает начисление равных сумм амортизации ежемесячно во время всего срока полезного использования (СПИ). Чтобы рассчитать платеж, надо первоначальную стоимость объекта разделить на СПИ.
  2. Метод уменьшаемого остатка. Удобен для тех объектов, которые быстро устаревают или эксплуатируются в сложных условиях, в агрессивной среде. Метод позволяет провести ускоренную амортизацию, применяя к годовой сумме повышающий коэффициент от 1 до 3. За основу берется остаточная стоимость объекта (затраты на покупку и ввод в эксплуатацию за вычетом уже погашенных начислений на начало отчетного года), учитываются также норма амортизации исходя из СПИ и показатель износа.
  3. Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Метод хорош для объектов, для которых указан заложенный в них производственный потенциал (то есть понятно, сколько продукции объект сможет произвести за весь срок эксплуатации). Расчет опирается на фактический объем выпущенной продукции за отчетный период, помноженный на норму амортизации (первоначальная стоимость / предполагаемый объем продукции за срок полезного использования).

Метод амортизации учреждение вправе определить самостоятельно с учетом специфики видов деятельности, но основным критерием должна стать потенциальная экономическая выгода. Выбранный метод обязательно указывается в учетной политике.

Важно! Цель эксплуатации объекта может измениться, а значит, организация должна проверить, подходит ли выбранный метод начисления амортизации. Делать это надо в начале отчетного года. При необходимости метод можно сменить, при этом предыдущие начисления пересчитывать не надо.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключение — объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Инструкция № 157н разрешала приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также сместил границы первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей. Для объектов стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода в эксплуатацию. Особое правило для библиотечного фонда — сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100-процентном размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Эта граница ранее была обозначена на уровне 40 000 рублей.

Что изменилось в отчетности

Разработчики федерального стандарта не обошли свои вниманием и вопросы отчетности. С 1 января 2018 года бухгалтер должен указывать балансовую стоимость активов, метод амортизации, накопленную амортизацию и многое другое. Важно отразить в отчетности изменения оценки объектов в отчетном периоде, которые повлияют на СПИ, и метод амортизации. Кроме того, необходимо представить сравнение остаточной стоимости объекта на начало и конец отчетного периода.

Вести бюджетный учет и формировать отчетность в программе «Контур‑Бухгалтерия Бюджет»

Сведения нужно готовить по всем группам ОС, это касается инвестиционной недвижимости, активов с нулевой остаточной стоимостью, простаивающих объектов и пр. До вступления в силу ФСБУ «Основные средства» учреждение включало отчетность сведения лишь по некоторым видам ОС.
Сейчас сведения о суммах отражаются в отчетности, но не по всем группам, которые перечислены в стандарте. Поэтому в ближайшее время ожидаем изменений в Инструкцию № 157н, связанных, в частности, со счетами 0 10100 000, а также появления новых строк в формах 0503168, 0503768, а также баланса 0503130, 0503730. Данные изменения будут отражаться в отчетности за 2018 год.

Как начать работу по новому стандарту

Чтобы грамотно внедрить ФСБУ, учреждение должно предпринять несколько шагов. И начать следует с инвентаризации, которая даст представление о состоянии остатков ОС для корректного учета и применения выбранного метода амортизации. Необходимо проверить имущество, которое учитывалось до 1 января 2018 года на счете 0 10100 000 на предмет соответствия стандарту. Получив данные об объектах, которые ранее отражались на забалансовых счетах или по каким-то критериям не входили в группу ОС, бухгалтер должен поставить на баланс по первоначальной стоимости.

Результаты инвентаризации стандартно отражаются в Инвентаризационной описи в разделе про нефинансовые активы (форма 0504087). Важно упомянуть, что объекты лизинга, долгосрочная аренда с правом выкупа, безвозмездное (бессрочное) пользование, иные арендные платежи относятся к НФА. Для этого приказом Минфина России от 17.11.2017 № 194н в форму описи введены дополнительные столбцы: статус объекта учета, целевая функция актива. Новые графы в описи появились и для объектов, которые после введения стандарта не соответствуют критериям актива. Они также вносятся в Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

Это нужно сделать, чтобы разделить ОС на группы, в том числе выделить объекты группы «Инвестиционная недвижимость» (сейчас они учтены по отдельной аналитике на счете 101 и за балансом на счетах 25 и 26).

В завершение хочется отметить, что реформа в бухучете бюджетной сферы и все сопутствующие изменения связаны со сменой ключевой задачи. Если ранее было важно выстроить контроль расчетов с бюджетом, то сейчас на первый план выступает оценка капитализации организаций и качества самих активов.

Источник:
http://www.buhonline.ru/pub/comments/2018/2/13149

Учет офисной мебели и техники в казенном учреждении МВД

Автор: Булыгина О., аудитор консалтинговой группы «Аюдар»

Источник: Информационно-справочная система «Аюдар Инфо»

С 01.01.2018 казенные учреждения применяют Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 257н (далее – ФСБУ «Основные средства»). Данный стандарт применяется одновременно со Стандартом «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Следует ли казенному учреждению МВД учитывать офисную мебель и технику в соответствии с нормами ФСБУ «Основные средства»? В каком случае ее необходимо переводить на забалансовый учет (например, на забалансовый счет 02) либо в состав материальных запасов (на счет 010500000)?

Cогласно ФСБУ «Основные средства» являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости признаются объектами основных средств, если они:

имеют срок полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим стандартом, другими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности);

предназначены для неоднократного или постоянного использования субъектом учета в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд;

используются учреждением на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования). В отношении объектов недвижимости право оперативного управления должно быть подтверждено в случаях, предусмотренных законодательством РФ, государственной регистрацией;

находятся в эксплуатации, запасе, на консервации, переданы по договору аренды (имущественного найма) либо договору возмездного или безвозмездного пользования в рамках операционной аренды с учетом требований ФСБУ «Аренда».

В силу п. 8 ФСБУ «Основные средства» материальные ценности признаются в бухгалтерском учете в составе основных средств, если:

прогнозируется получение от их использования экономических выгод или полезного потенциала;

первоначальную стоимость материальных ценностей как объектов бухгалтерского учета можно надежно оценить.

К сведению: при соблюдении вышеназванных условий объект принимается к учету в составе основных средств, в которые включены в том числе машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь.

Стоит отметить, что основными средствами, в частности, не являются:

материальные ценности, в том числе объекты недвижимого имущества, предназначенные для продажи и (или) учитываемые в составе запасов;

материальные ценности, в том числе объекты незавершенного строительства, числящиеся в составе капитальных вложений.

Однако Минфин в Методических указаниях по применению ФСБУ «Основные средства» говорит, что подлежат отражению в составе основных средств отдельные объекты имущества, которые находятся в учреждении не для целей их эксплуатации (не приносят полезного потенциала, не обеспечивают получение экономических выгод), при условии что такое имущество:

обеспечивает выполнение учреждением отдельных функций;

является элементом сдерживания (вооружение) и (или) поддержки основной деятельности.

Обратите внимание: положения ФСБУ «Основные средства» не применяются в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н материальными запасами, вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации.

Читайте также  Как переоформить ООО на другого человека

Напомним, что п. 99 Инструкции № 157н относит к материальным запасам:

предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

готовую продукцию, произведенную учреждением;

товары для продажи и др.

Кроме того, на счете 010500000 «Материальные запасы» учитываются сырье, материалы, приобретенные (созданные) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения и (или) изготовления иных нефинансовых активов.

ФСБУ «Основные средства» определено, что на забалансовых счетах рабочего плана счетов, утвержденного учетной политикой учреждения, отражаются те объекты основных средств:

которые не приносят экономических выгод;

которые не имеют полезного потенциала;

в отношении которых в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод.

Не соответствующие критериям актива объекты имущества определяет комиссия по поступлению и выбытию активов при инвентаризации, проводимой в целях формирования годовой отчетности (по иным обязательным основаниям), или по мере необходимости в течение года. Комиссия устанавливает статус объекта, характеризующий:

состояние объекта (находится в эксплуатации, временно не эксплуатируется, реконструируется и т. п.);

его целевую функцию (эксплуатируется, подлежит ремонту (восстановлению)).

Если будут установлены неэффективность дальнейшей эксплуатации, ремонта, восстановления объекта либо несоответствие критериям актива, по решению комиссии по поступлению и выбытию активов такие объекты подлежат учету на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» (абз. 1 п. 335 Инструкции № 157н).

Выбытие с балансового учета оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). В рамках учетной политики учреждение самостоятельно выбирает единицу учета: по остаточной стоимости (при наличии) либо в условной оценке «один объект – 1 руб.» при полной амортизации. Дальнейшее начисление амортизации на указанные объекты имущества не производится. Информация о таких объектах основных средств подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Таким образом, на забалансовый учет подлежат постановке объекты имущества, в том числе офисная мебель и техника, которые не эксплуатируются, для дальнейшего определения их назначения. Если эти объекты используются в деятельности учреждения, они не списываются на забалансовый счет 02.

К сведению: порядок отражения в бухгалтерском учете находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления материальных ценностей, признаваемых основными средствами и соответствующих критериям актива, который применялся до 2018 года (до перехода на ФСБУ «Основные средства»), не изменился.Такое разъяснение привел Минфин в вышеназванных методических указаниях по применению данного стандарта.

Отметим, в разд. 4 Методических указаний по применению ФСБУ «Основные средства» сказано, что в соответствии с п. 10 этого стандарта объекты основных средств в соответствии с принятыми положениями учетной политики могут объединяться субъектом учета в один инвентарный объект, признаваемый для целей бухгалтерского учета комплексом объектов основных средств, при условии что:

срок полезного использования таких объектов является одинаковым;

их стоимость не признается существенной.

Например, к таким объектам относятся:

периферийные устройства и компьютерное оборудование;

мебель, используемая в течение одного и того же периода времени (столы, стулья, шкафы), иная мебель, используемая для обстановки одного помещения.

При этом субъект учета самостоятельно в рамках своей учетной политики определяет состав такого инвентарного объекта с учетом положений ФСБУ «Основные средства» и существенности информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

С целью объединения основных средств в один инвентарный объект (комплекс объектов основных средств) субъект учета вправе в рамках учетной политики определить, что критериями признания стоимости объектов основных средств несущественной являются критерии, установленные ФСБУ «Основные средства» для начисления 100%-й амортизации: объект основных средств стоимостью до 100 000 руб. включительно при вводе в эксплуатацию.

Таким образом, в соответствии с положениями утвержденной учетной политики учреждение на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов вправе учитывать офисную мебель и технику, имеющую одинаковый срок полезного использования, стоимостью до 100 000 руб. как комплекс объектов основных средств согласно п. 10 ФСБУ «Основные средства».

Обобщим вышеприведенные положения нормативных актов в сфере бухгалтерского учета и сделаем краткий вывод:

решение о принятии к учету нефинансовых активов в составе основных средств или материалов принимает комиссия по поступлению и выбытию активов в соответствии с учетной политикой, ФСБУ «Основные средства» и Инструкцией № 157н;

объекты имущества, учитываемые в составе материальных запасов на счете 010500000, определяются в силу п. 99 Инструкции № 157н;

имущество, не соответствующее критериям отнесения к объектам основных средств, не используемое в деятельности учреждения, не подлежащее ремонту и восстановлению, что устанавливается по результатам инвентаризации, по решению комиссии списывается с балансового учета на забалансовый счет 02;

если офисная мебель и техника приобретена после 01.01.2018, комиссия учреждения вправе принять решение о ее учете в составе комплекса, если срок ее использования является одинаковым и такой вариант учета предусмотрен учетной политикой учреждения;

порядок отражения объектов основных средств, принятых к учету до 01.01.2018, не изменился.

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a8/947344.html

Учет основных средств в бюджетных учреждениях

Согласно п. 2 Инструкции 157н бухгалтерский учет бюджетными учреждениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет.

В течение 2011 года для бюджетных учреждений нового типа, в отношении которых главными распорядителями средств не было принято решение о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета, действовал переходный период. Данные бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета руководствовались положениями Приказа Минфина РФ от 6 декабря 2010 г. N 162н для казенных учреждений в соответствии с пунктом 4 данной Инструкции, далее — Инструкция 162н. С 01 января 2012 года руководствуютя положением Приказа Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н, далее — Инструкция 174н.

В плане счетов для учета вложений в основные средства в разделе «Нефинансовые активы» предусмотрен синтетический счете 010600000 «Вложения в нефинансовые активы», к которому открываются следующие аналитические счета:

  • — 010611310 «Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения»;
  • — 010621310 «Вложения в основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»;
  • — 010631310 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения»;
  • — 010641310 «Вложения в основные средства — предметы лизинга».

В соответствии с пунктами 128 и 129 Инструкции № 157н аналитический учет вложений в основные средства ведется в многографной карточке (ф. 0504054) в разрезе видов (кодов) затрат по каждому объекту нефинансовых активов.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции 157н). Инвентарным объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов. В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей — основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно-сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Каждому инвентарному объекту недвижимого имущества, а также инвентарному объекту движимого имущества, кроме объектов стоимостью до 3000 рублей включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится ли он в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении. Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.

Учет основных средств осуществляется на синтетическом счете 010100000 «Основные средства» и следующих счетах аналитического учета, представленных в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Аналитические счета для учета основных средств в бюджетном учете

Вид основных средств

Группы основных средств

Особо ценное движимое имущество

Иное движимое имущество

1. Жилые помещения

2. Нежилые помещения

4. Машины и оборудование

5. Транспортные средства

6. Производственный и хозяйственный инвентарь

7. Библиотечный фонд

8. Прочие основные средства

Счета для учета основных средств являются активными. По дебету этих счетов отражается поступление основных средств. По кредиту отражается выбытие объектов основных средств. Первый знак в номере счета — это тип финансового обеспечения. Согласно [7] последние три знака в номере счета — это код сектора государственного управления, который выбирается в зависимости от типа операции, связанной с поступлением или выбытием объекта учета основных средств:

  • — 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • — 410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Для учета объектов основных средств, стоимостью до 3000 рублей (кроме библиотечного фонда и объектов недвижимости), находящихся в эксплуатации, предназначен забалансовый счет 21 «Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации». Объекты основных средств, полученные в аренду, учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». На забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» учитывается объекты основных средств, сданные в аренду. Учет на забалансовых счетах ведется по простой системе, то есть без применения метода двойной записи (п. 332 Инструкции № 157н).

Движение основных средств в бюджетных учреждениях связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию объектов основных средств.

По мнению Воробьевой Л.П. [6], в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н в каждом государственном (муниципальном) учреждении независимо от его типа приказом руководителя учреждения должна быть создана комиссия по поступлению и выбытию активов. В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств, а также выбытие основных средств, осуществляются только на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

По мнению А.Ю. Шихова, Л.П. Воробьевой [5] «такая комиссия обладает достаточно широкими полномочиями в части принятия решений об использовании поступающих в учреждение активов, включая и основные средства. Согласно Инструкции № 157н члены комиссии должны принимать решения о судьбе основного средства в разные моменты использования его в деятельности учреждения» (табл. 1.3).

Таблица 1.3 Действия комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов при принятии к учету объектов основных средств

Источник:
http://vuzlit.ru/206872/uchet_osnovnyh_sredstv_byudzhetnyh_uchrezhdeniyah