Земельный налог: объект налогообложения

Земельный налог: объект налогообложения

Налогоплательщики часто сталкиваются со сложностями при оценке своих налоговых обязательств, в том числе в отношении региональных и местных налогов. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим объекты обложения по земельному налогу.

Какие участки признаются объектами обложения

Под объектами налогообложения понимаются земельные участки. При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень земельных участков, являющихся объектом налогообложения, и, несмотря на то, что земельный налог признается местным налогом, муниципальные образования ни при каких обстоятельствах не вправе вводить новые объекты налогообложения.

Положениями пункта 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения земельным налогом. Например, если Вы являетесь собственником квартиры в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Кроме того, исключены из объектов налогообложения земельные участки, относящиеся к землям лесного фонда, а также изъятые из оборота.

Налоговые льготы по земельному налогу

Законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога: освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков, исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом, снижение налоговой базы по налогу или применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

Для определения права на применение льгот необходимо понимать, на территории какого муниципального образования располагается земельный участок. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе местные налоги устанавливаются на уровне города без разделения на муниципальные образования.

Несмотря на то, что муниципальные образования не вправе дополнять перечень объектов земельного налога, они могут устанавливать налоговые льготы и изменять налоговые ставки. Например, нормативными правовыми актами муниципального образования в отношении отдельных объектов налогообложения налоговые ставки могут быть снижены до нуля. Именно поэтому, чтобы понять, в отношении каких именно объектов земельного налога у налогоплательщика нет обязанности по уплате налога, одних норм НК РФ недостаточно и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать Решение Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187.

В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего это связано с необходимостью поддержать социально не защищенные слои населения.

Некоторые нормативные правовые акты муниципальных образований предусматривают особые льготы. Например, решениями представительных органов муниципальных образований Хабаровского края, Новосибирской области и Челябинской области установлено, что жители, земли которых попадают в зону затопления, не уплачивают земельный налог в отношении таких земель.

Документы, необходимые для получения налоговой льготы

Автоматически льготы применяться не могут, поэтому для применения установленных льгот налогоплательщики обязаны подать заявление в любой налоговый орган. Помимо заявления необходимо приложить документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующей льготы:

  • инвалиды подтверждают право на льготу путем представления справки медицинского учреждения установленного образца;
  • пенсионеры представляют пенсионное удостоверение;
  • многодетные семьи – справку управления социальной защиты населения администрации города или удостоверение многодетной семьи.

Полный перечень документов для разных категорий граждан размещен на сайте Федеральной налоговой службы.

Источник:
http://glavkniga.ru/situations/s503034

Виды земель, подлежащие налогообложению

По общему правилу, плательщиками земельного налога являются организации (предприятия, учреждения, независимо от их организа­ционно-правовых форм и форм собственности, включая международ­ные неправительственные организации (объединения), совместные предприятия с участием юридических лиц Российской Федерации и иностранных юридических лиц и граждан, иностранные юридические лица), а также граждане Российской Федерации, иностранные гражда­не и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собствен­ность, владение, пользование на территории России. Из этого положе­ния следует, что собственники земли, за некоторыми исключениями, обязаны платить земельный налог.

Объектами обложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей доле­вой собственности на земельный участок), предоставленные юриди­ческим лицам и гражданам в собственность.

Такими объектами обложения земельным налогом признаются сле­дующие виды земельных участков, находящиеся в составе различных

категорий земель и предоставленные юридическим и физическим лицам:

земельные участки, предоставленные сельскохозяйственным коммерческим организациям (предприятиям), крестьянским (фер­мерским) хозяйствам (в том числе колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, хозяйственным товариществам, обществам) и другим юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производ­ства и подсобного сельского хозяйства;

земельные участки, предоставленные гражданам для ведения лич­ного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строитель­ства, индивидуального садоводства, огородничества и животновод­ства;

земельные участки, предоставленные кооперативам граждан для садоводства, огородничества и животноводства;

земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строитель­ства и иных целей;

земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, теле­видения, информатики и космического обеспечения, энергетики.

Применяется следующий принцип начисления земельного налога. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются зе­мельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, не­обходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объ­ектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены в поль­зование другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, предназначенные для обслуживания стро­ения, которое находится в раздельном пользовании нескольких юри­дических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раз­дельном пользовании. Если земельные участки предназначены для об­служивания строения, находящегося в общей собственности несколь­ких юридических лиц или граждан, то земельный налог начисляется каждому из собственников соответственно их доле на эти строения. В случае, если земельные участки не используются или используются не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.

Льготы по взиманию платы за землю предоставлены различным категориям юридических и физических лиц, в том числе и тем, которые имеют в частной собственности земельные участки.

От уплаты земельного налога полностью освобождаются, в частнос­ти, предприятия, граждане, занимающиеся традиционными промыс-

Глава 8. Правовое регулирование платы за земельные участки.

§ 2. Плательщики земельного налога. Виды земель, подлежащие налогообложению 313

лами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочислен­ных народов и этнических групп, а также народными художественны­ми промыслами и народными ремеслами в местах их традиционного бытования.

В соответствии с Федеральным законом от 6 января 1999 г. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» 1 к народным художествен­ным промыслам относятся все виды производства художественных из­делий утилитарного или декоративного назначения, основанные на преемственности, исторически сложившихся традициях народного де­коративно-прикладного искусства; к изделиям народных художествен­ных промыслов относятся изделия признанного художественного до­стоинства, при изготовлении которых применяется ручной или меха­низированный творческий труд художников и мастеров, развиваются традиции народного искусства, сохраняются стилистические особен­ности данного промысла. Предприятиями народных художественных промыслов признаются предприятия, в объеме промышленной про­дукции которых изделия народных художественных промыслов со­ставляют не менее 50%.

От обязанности уплаты земельного налога освобождены научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяй­ства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сель­скохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, не­посредственно используемые для научных, научно-эксперименталь­ных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.

К этой же группе лиц относятся учреждения искусства, кинемато­графии, образования, здравоохранения, детские оздоровительные уч­реждения независимо от источников финансирования, а также рели­гиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры.

Не платят земельный налог предприятия, учреждения, организа­ции, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.

Освобождены от уплаты земельного налога участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательст-

1 СЗРФ. 1999. №2. Ст. 234.

вом распространены социальные гарантии и льготы участников Вели­кой Отечественной войны. К ним относятся: участники гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, шта­бах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан и некоторые другие категории лиц.

Льгота по освобождению от уплаты земельного налога распростра­няется на инвалидов I и II группы.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» 1 (в ред. от 5 июля 1999 г.) земельным налогом не облагаются граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданско­го или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, вклю­чая ядерное оружие и космическую технику.

К этой группе относятся, в частности:

граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последст­вий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (включая III группу) из числа:

граждане (в том числе временно направленные или командирован­ные), участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дисло­кации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядо­вого состава органов внутренних дел, проходившие службу в зоне от­чуждения;

граждане, эвакуированные из зоны отчуждения и переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждане, отдавшие костный мозг для спасения жизни людей, по­страдавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от

1 ВВС РФ. 1992. № 32. Ст. 1861; СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3460.

Глава 8. Правовое регулирование платы за земельные участки.

§ 2. Плательщики земельного налога. Виды земель, подлежащие налогообложению 315

времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

граждане (в том числе временно направленные или командирован­ные), участвовавшие в 1986—1987 гг. в работах по ликвидации послед­ствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на экс­плуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-техничес­кий составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986—1987 гг. службу в зоне отчуждения;

граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, при­званные на военные сборы и участвовавшие в 1988—1990 гг. в работах по объекту «Укрытие», и др.

Читайте также  Образец заявления на досрочное увольнение в 2020

В соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» 1 право на рассматриваемую льготу имеют также граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, вклю­ченные в перечень заболеваний, возникновение или обострение ко­торых обусловлены воздействием радиации, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов ра­диоактивных отходов в реку Теча, и ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации.

Федеральным законом от 19 августа 1995 г. № 149-ФЗ «О соци­альной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» 2 рас­пространены отдельные льготы, предусмотренные Законом РФ «О со­циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на граждан, прожи­вавших в 1949—1963 гг. в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ

1 СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5850.

2 СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3428.

перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздей­ствию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. По общему правилу, от уплаты земельного налога освобождаются граждане, получившие в периоды радиационного воздействия сум­марную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О распространении действия Закона РСФСР «О со­циальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на граждан из подраз­делений особого риска» 1 распространено действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздейст­вию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Льгота, связанная с освобождением от уплаты налога, распростра­няется на учреждения культуры, физической культуры и спорта, туриз­ма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные соору­жения (за исключением деятельности не по профилю спортивных со­оружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от ис­точника финансирования.

К предприятиям, независимо от форм их собственности, освобож­даемым от уплаты земельного налога, относятся: морские и речные судоходные компании, морские и речные порты, пароходства, адми­нистрации морских и речных портов и ряд других.

От обязанности уплаты земельного налога освобождены военно­служащие, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здо­ровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной систе­мы, потерявшие кормильца при исполнении им служебных обязан­ностей.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 2 к военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреж­дений профессионального образования, сержанты и старшины, солда­ты и матросы, проходящие военную службу по контракту; офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента

Источник:
http://lektsia.com/6xd81b.html

§ 2. Плательщики земельного налога и арендной платы. Виды земель, подлежащих налогообложению

Плательщики земельного налога и арендной платы. По общему правилу уплата земельного налога и арендной платы является обязанностью организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности индивидуальных предпринимателей, а также граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые используют землю на титулах права собственности, пожизненного наследуемого владения, пользования или аренды на территории России, за исключением категорий лиц, указанных в ст.

Освобождены от уплаты земельного налога организации, использующие земли, деятельность которых связана с обеспечением общегосударственных нужд: пользователи земель, занятых полосой слежения вдоль Государственной границы РФ; государственные предприятия связи, государственные предприятия Министерства транспорта РФ, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта и ряд других; предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения, обеспечивающие хранение материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв РФ; учреждения и органы уголовно-исполнительной системы; профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; земли, используемые пожарной охраной; государственные унитарные предприятия, осуществляющие эксплуатацию и строительство государственных мелиоративных систем; лесхозы; заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады и др.

Не являются плательщиками земельного налога за пользование землями органы государственной власти и управления, Министерство обороны РФ, внутренние, железнодорожные и пограничные войска войска гражданской обороны.

К этой же категории лиц относятся различные научно-исследовательские и учебные организации: научные организации сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля; высшие учебные заведения научно-исследовательские учреждения и др.

Не должны платить земельный налог организации, деятельность которых связана с искусством, образованием, культурой и здравоохранением: учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, детские оздоровительные учреждения; государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры; учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма; санитарно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности, и некоторые другие.

От уплаты налога за землю освобожден ряд категорий граждан: участники Великой Отечественной войны; инвалиды I и II групп; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику; военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по определенным основаниям, и ряд других категорий граждан; Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» и другие категории граждан.

С юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду взимается земельный налог с площади, переданной в аренду.

Для некоторых юридических лиц и граждан установлены временные рамки освобождения от уплаты налога при наличии определенных условий. Так, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд земли, требующие рекультивации, не должны платить земельный налог в течение первых 10 лет пользования. Граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, также освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.

Льготы имеют организации железнодорожного транспорта. Налог за землю, расположенную в полосе отвода железных дорог, взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере до 25% ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья.

Земли, подлежащие налогообложению. Объектами обложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли, находящиеся в собственности, владении, пользовании, аренде юридических лиц и граждан.

Такими объектами признаются следующие виды земельных участков, находящиеся в составе различных категорий земель и предоставленные юридическим и физическим лицам:

земли для ведения сельскохозяйственного производства и подсобного сельского хозяйства;

земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства, огородничества и животноводства;

земельные участки садоводческих, огороднических и животноводческих кооперативов;

служебные земельные наделы, предоставленные категориям работников отдельных отраслей хозяйства (транспорта, лесной промышленности, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйства);

земельные участки для жилищного, дачного, гаражного строительства и иных целей;

земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

земли лесного фонда, на которых заготавливается древесина, а также сельскохозяйственные угодья, находящиеся в составе этой категории земель;

земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

земли лесного и водного фондов, предоставленные в рекреационных целях.

Земельный налог взимается с облагаемой налогом земельной площади в расчете на год. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, как непосредственно занятые строениями и сооружениями, так и участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не предоставлены другим юридическим лицам и гражданам.

За земельные участки, обслуживающие строения, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно каждому лицу пропорционально площади строения, находящегося в его раздельном пользовании. Если земельные участки, предназначены для обслуживания строения, находящегося в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, то земельный налог начисляется каждому из этих собственников соответственно их доле в праве собственности на эти строения.

Порядок установления дополнительных льгот заключается в следующем. Органы законодательной власти субъектов РФ имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Что касается органов местного самоуправления, то они вправе устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Источник:
http://lawbook.online/pravo-rossii-zemelnoe/platelschiki-zemelnogo-naloga-arendnoy-platyi-60785.html

Земельный налог для физических лиц в 2020 году: расчет и оплата налога на землю

Наши юристы бесплатно проконсультируют Вас по следующим вопросам:

  • Правовой анализ ситуации
  • Заявления, жалобы, претензии
  • Судебные документы
  • Письменные консультации

Земельный налог для физических лиц в 2020 году увеличился, что привело к пополнению местных бюджетов. Учитывая стоимость земли в кадастре, установленную регионом, можно вычислить налогообложение земельного участка. Увеличение платежей законодатели решили провести несколькими этапами, таким образом, к 2020 году данный сбор увеличится на 100%. Ставки, порядок установления земельного налога регулируются региональными органами управления.

Законодательная база

Согласно законодательству, налог на землю является местным налогом, уплачиваемый собственником земельного участка в бюджет на территории, где находится участок. Исходя из этого, наравне со сбором на имущество и торговым сбором, данный вид сбора подлежит зачислению в местный бюджет.

Для наилучшего понимания как правильно высчитать земельный налог в Налоговом кодексе (НК РФ) существует глава 31.

Общая характеристика ЗН – вид прямого налога, выплачиваемого физическими лицами и компаниями, которые обладают участками. Согласно закону, субъекты и объекты налогообложения тесно взаимосвязаны и составляют элементы ЗН.

Объект налогообложения – это участок земли, кадастровая стоимость которого может отличаться от рыночной цены.

Земля делится на семь категорий:

  • резервная земля;
  • земля сельскохозяйственного предназначения;
  • земля, отведенная для объектов экономической деятельности;
  • земли под лесной фонд;
  • земли под водный фонд;
  • особо охраняемые земли, приграничные фонды;
  • земли муниципальных образований.

Элементы налогообложения – это принципы организации взимания налоговых платежей, определяемые законодательством, к которым относятся:

  • объект платежа;
  • налоговые льготы;
  • ставка;
  • источник налоговых платежей;
  • единица обложения.

Виды земель, подлежащих налогообложению

Для физических лиц выделяются участки для фермерства, для ведения личного хозяйства, под застройку, которые облагаются налоговой ставкой 0,3, согласно налоговому законодательству. Однако органы управления имеют право устанавливать ставку ниже ставки, определенной федеральным законодательством.

Ставка 0,3% распространяется:

  • на налог на земли сельскохозяйственного назначения;
  • на дачный участок СНТ;
  • на землю ИЖС;
  • на садовый участок;
  • на участки земли, которые согласно законодательству ограничены в обороте.

Земельный участок ЛПХ облагается также по данной ставке, а ставка 1,5% предназначена для прочих земель.

Земельный налог платится с земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований, где определяется установление величины налога и прекращение его действия.

Кто должен платить налог на землю

Рассчитав время владения участком, плательщики земельного налога должны оплачивать платеж за один год после получения уведомления с квитанцией из налоговой службы.

Налог на землю платят собственники земли, а также владельцы, которым принадлежат участки земли на таких правах как: пожизненное наследуемое владение либо постоянное пользование участком.

В случае принадлежности участка физическому лицу по договору аренды, сбор платить не нужно.

Читайте также  Анализ бухгалтерского баланса предприятия (на примере ЗАО ВяткаТорф )

Стоимость участка по кадастру, применяемая при расчете платежа, напрямую зависит от количества соток, принадлежащих собственнику.

Площадь земельного участка, которая не облагается налогом – это, согласно налоговому законодательству, шесть соток от участка налогоплательщика, который относится к следующим категориям:

  • герои-инвалиды I, II групп;
  • дети-инвалиды;
  • ветераны ВОВ;
  • герои СССР и т. д.

Эти 6 соток — и есть необлагаемая налогом сумма земельного налога для лиц, которые могут пользоваться данными льготами.

Удобнее проверить налог на землю по фамилии через интернет, воспользовавшись порталом Федеральной службы .

Ставки земельного налога для физических лиц

Размер налога на земельный участок в 2020 году зависит от основного фактора – стоимости земли по кадастру, которая постепенно растет к 2020 году. Налоговая база по земельному налогу определяется местными органами управления.

Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются исходя из категории земель. Однако ставка для физического лица не может быть больше 0,3 процента.

Производит начисление земельного налога физическим лицам налоговая служба, после чего направляет об этом уведомление собственнику.

Уменьшение ставки земельного налога

Итак, каким образом произвести снижение ставки земельного налога? Снизить размер сбора помогут льготы, точный перечень которых можно выяснить в территориальном налоговом органе, администрации. К некоторым из льготников относятся:

  • ветераны ВОВ;
  • инвалиды I и II групп;
  • лица, пострадавшие при Чернобыльской катастрофе.

Помимо льгот, необходимо учитывать коэффициент использования земли. Если владелец приобрел землю и продал её в тот же год, то расчет следует проводить с учетом коэффициента использования, он будет выглядеть следующим образом:

Фактическое использование земли/12 месяцев = Коэффициент использования земли.

Расчет налога на землю в 2020 году

При помощи общепринятой формулы согласно статье 396 НК РФ происходит расчет земельного налога по кадастровой стоимости:

Зем.Нал. = Нал.База * Нал.Ставка

Формула расчета содержит множитель налоговая база «НБ» – это стоимость участка земли по кадастру, которая умножается на еще один множитель — налоговую ставку. То есть, стоимость налога на землю зависит от кадастровой стоимости напрямую.

Посмотреть пример расчета земельного налога с учетом льгот можно в данной статье ниже:

Налогоплательщик — Иванов И.А., ветеран владеет земельным участком в Ростовской области.

По расчетам кадастровая стоимость принадлежащей ему земли в 2020 году равна 3 300 585 рублей.

Платеж высчитывается следующим образом:

Размер налоговой ставки предусмотрен — 0,3%. Расчет: 9 8712 рубля ((3 300 585 рублей — 10 000 рублей) x 0,3:100).

Льгота, предоставляемая Иванову И.А. — 10 тыс. рублей.

Порядок исчисления земельного сбора определяется муниципальной властью территории, где находится участок владельца. Сумма земельного налога исчисляется самостоятельно налогоплательщиком, являющимся владельцем участка земли, исходя из продолжительности владения участком.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что величина земельного налога рассчитывается по вышеописанной формуле, но также можно узнать земельный налог по кадастровому номеру через портал ФНС . Перейдя по ссылке, можно рассчитать сумму земельного налога на калькуляторе .

Сроки уплаты земельного налога

Срок уплаты налога на землю физическим лицам в 2020 году определяется следующим правилом:

Физическое лицо обязано платить налог на землю за 2020 год до 01.12.2019 года, при этом налоговым периодом по земельному налогу признается период равный календарному году.

Совершить оплату по квитанции можно в филиале банка России или онлайн.

КБК земельного налога для физических лиц являются важной частью совершения оплаты данного платежа. Неправильно вписав коды бюджетной классификации, налогоплательщик рискует направить свои денежные средства не туда.

Коды бюджетной классификации для оплаты ЗН указаны в таблице ниже:

КБК для уплаты пени по земельному налогу:

Как оплатить налог на землю

Обязательные платежи, в том числе земельный, удобно оплачивать посредством онлайн-сервиса Сбербанк .

Рассмотрим инструкцию, как происходит оплата по индексу документа:

  1. Для начала необходимо войти в свой аккаунт Сбербанк Онлайн, где высветится главное меню, в котором необходимо выбрать раздел «Переводы и платежи».
  2. Откроется окно, где необходимо найти оплату товаров и услуг, выбрать «ФНС» в разделе бюджетных платежей.
  3. Далее нужно выбрать регион оплаты, в котором проживает владелец участка, перейти в раздел оплаты налогов.
  4. Открывается платежная форма, где необходимо ввести указанные в квитанции реквизиты, нажать «Оплата по индексу». Также необходимо ввести номер карты, откуда будет происходить списание средств. Нажать «Продолжить».
  5. В открывшемся окне необходимо сверить сумму платежа с суммой, указанной в квитанции.
  6. Дальше предлагается через код в SMS подтвердить операцию по списанию средств. Второй вариант – воспользоваться одноразовым кодом с чека, но только в случае, если сумма платежа меньше трех тысяч. В течение суток банк перечислит средства на нужный счет.
  7. В этом же окне можно распечатать чек при необходимости.

Оплатить земельный налог без квитанции возможно посредством ввода ИНН в Сбербанк Онлайн.

Порядок действий оплаты посредством ИНН похож на оплату ЗН по индексу – алгоритм меняется при выборе указанной на рисунке графы поиска налогов. В открывшемся окне, после выбора карты оплаты, нужно нажать «Поиск задолженности по ИНН».

Получить квитанцию на оплату земельного налога можно вместе с уведомлением.

Как оплатить земельный налог через Госуслуги

Воспользовавшись Сбербанк Онлайн, а также посредством портала Госуслуги или на сайте ФНС с легкостью можно заплатить земельный налог через интернет.

Последовательность действий на портале Госуслуги :

  1. Зайти в личный кабинет.
  2. После проверки данных налогоплательщика следует нажать «Найти задолженность».
  3. Сумма оплаты появляется во вновь открывшемся окне, затем происходит оплата.

Оплатить земельный налог по кадастровому номеру не удастся, но кадастровый номер можно использовать, чтобы узнать размер сбора на сайте Росреестра, введя номер в строку поиска по указанной ссылке .

Как оплатить земельный налог через ФНС

Оплата земельного налога онлайн производится через ФНС, алгоритм действий указан ниже. После авторизации на сайте ФНС , необходимо войти в кабинет, в котором можно отслеживать задолженности и производить оплату без квитанции.

Алгоритм действий на сайте ФНС:

  1. Перейти на сайт ФНС .
  2. Открыть раздел «Заплати налог» в разделе «Электронные сервисы».
  3. Заполнить форму «Оплата налогов физических лиц», вводя ИНН и Ф.И.О., и нажать «Далее».
  4. Выбрать вид налога – земельный налог.
  5. Указать полный адрес (индекс, субъект РФ, адрес РФ) и нажать «ОК».
  6. Выбрать тип платежа – налог.
  7. Ввести сумму для оплаты и нажимаем «Далее».
  8. Указать способ оплаты – безналичный расчет.
  9. Выбрать банк, с помощью которого вы желаете оплатить услуги.
  10. После перенаправления на сервис банка уплатить налог с помощью своей банковской карты и мобильного телефона.

После оплаты также можно распечатать квитанцию.

Можно оплатить налог на землю в собственности по ИНН физического лица на портале Сбербанк Онлайн , как говорилось ранее.

Как проверить задолженность и какое наказание за неуплату налога

Узнать задолженность по земельному налогу по ИНН или по фамилии и проверить, оплачен ли налог на землю возможно с помощью сервисов ФНС и Госуслуги, ссылки на которые даны выше в статье.

Ответственность за неуплату земельного налога физическим лицом выражается в штрафе и начислении пени. Штраф за неуплату земельного налога составляет процент от суммы неуплаты, размер процента зависит от обстоятельств неуплаты:

  • 20% в случае неумышленной неуплаты;
  • 40% в случае умышленной неуплаты.

Штраф применяется только в случаях, когда доказана вина налогоплательщика-должника.

Последствия неуплаты налога на землю отражаются в начислении пени, которая начисляется к ЗН. Расчет пени по земельному налогу можно произвести посредством калькулятора . Кроме того, уведомление о задолженности налогоплательщика может быть отослано работодателю должника для взыскания задолженности с заработной платы.

Срок исковой давности по земельному налогу – период, когда с физического лица могут в принудительной форме взыскать задолженность по оплате. Налогоплательщику направляется требование об оплате с информацией:

  • о размере пени;
  • общей сумме долга;
  • периоде исполнения требования (обычно равном восьми рабочим дням);
  • о мерах, которые будут применены в случае, если налогоплательщик проигнорирует требование.

Согласно Налоговому кодексу исковая давность по взысканию задолженности составляет 3 года.

Что делать, если не приходит налог на землю

Если уведомление об уплате налога на земельный участок не пришло, следует обращаться в налоговую инспекцию. При обращении необходимо иметь паспорт, ИНН, а также быть готовым по требованию предоставить адрес участка.

Есть несколько причин, почему не присылают налог на землю:

  • письмо с квитанцией задержалось либо потерялось во время пересылки;
  • ошибочная отсылка другому человеку.

В любом случае при задержке уведомления об уплате ЗН лучше сразу обращаться в налоговую инспекцию.

Источник:
http://vernut-vse.ru/zemelniy-nalog-dlya-fizicheskih-lic

Как облагаются налогом разные земельные участки: разъяснения налоговиков

ФНС выпустила письмо № БС-4-21/5157@ от 23.03.2018, в котором разъяснила ряд вопросов, касающихся налогообложения земельных участков и администрирования земельного налога.

Отсутствие данных в ЕГРН

В ряде ситуаций сведения о таких ранее возникших правах на земельные участки не содержатся у органов Росреестра и могут представляться в налоговые органы в виде заверенных копий документов о ранее возникшем праве.

Допустимо ли налоговым органам использовать такие документы для целей налогового администрирования, в т.ч. полученные из органов местного самоуправления? Нет, ответила ФНС.

Исходя из ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на земельные участки, возникшие до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не зарегистрированные в ЕГРН, признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

НК не предусматривает использование для администрирования налога в отношении ранее учтенных участков сведений, полученных из органов местного самоуправления.

Для исчисления налога регламентирован информационный обмен налоговых органов с органами Росреестра, обеспечивающими ведение ЕГРН.

Для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном участке может использоваться порядок госрегистрации ранее возникших прав, согласно ч. 1 ст. 69 Закона N 218-ФЗ.

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физлица — правообладателя ранее учтенного участка ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и иные документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или ИЖС).

В дальнейшем сведения о зарегистрированных в ЕГРН правах на ранее учтенные участки передаются в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 НК.

Неиспользование земли по назначению

Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.

Как следует из данной нормы НК, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).

Читайте также  Исправление ошибок в налоговом учете

Земля под трансформаторной подстанцией

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно п. 24 ст. 1 ГрК система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 19 ЖК жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда. Данная правовая позиция находит отражение в Определении Верховного Суда РФ от 27.02.2017 г. N 301-КГ16-20969, от 02.12.2016 N 306-КГ16-15969 и Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.09.2010 N ВАС-10062/10.

Участок ИЖС у юрлица

ФНС пояснила, что ставка не зависит от того, кому принадлежит участок – юрлицу или физлицу.

В соответствии с абз. 3 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК налоговые ставки для исчисления налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3% кадастровой стоимости, в частности, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.

Законодательство о налогах не содержит понятия жилищного строительства. При этом в силу положения ст. 11 НК институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК.

Так, согласно ч. 3 ст. 48 ГрК, осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи).

Таким образом, используемое в ГрК понятие «объект индивидуального жилищного строительства» не связано с предоставлением (приобретением) исключительно физлицом земельного участка, на котором осуществляется указанное строительство.

Следовательно, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, применение налоговых ставок не зависит от их принадлежности налогоплательщикам-физическим или юридическим лицам.

Заполнение декларации при разных коэффициентах

— с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты госрегистрации прав на данные земельные участки вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости;

— с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости.

Однако Порядок заполнения налоговой декларации по земельному налогу, утвержденный приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@, не предусматривает возможности применять два разных коэффициента в течение одного налогового периода.

Скоро это недоразумение будет исправлено, ответили в ФНС.

Переданным на государственную регистрацию в Минюст приказом ФНС России от 02.03.2018 N ММВ-7-21/118@ предусмотрены соответствующие дополнения к порядку заполнения налоговой декларации.

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/473085/

Земельный налог является имущественным сбором, то есть его установление связано с фактом обладания плательщиком определенного вида имущества, а именно земельного участка.

Одним из трех имущественных сборов, предусмотренных в действующем налоговом законодательстве РФ, является земельный налог, который устанавливается в отношении такого объекта недвижимости, как земельный участок. Он характеризуется определенными особенностями, которые касаются как порядка его установления и расчета, так и процедуры уплаты.

Далее будут более подробно рассмотрены эти особенности и основные характеристики данного налога, а также условия его уплаты и возможности получения определенных льгот.

Понятие и основные характеристики

Земельный налог является, как уже было отмечено, имущественным сбором, то есть его установление связано с фактом обладания плательщиком определенного вида имущества, а именно земельного участка.

Земля исторически является одним из наиболее распространенных и важных источников налогообложения, и поэтому даже в современных условиях этот процесс осуществляется отдельно от других видов имущества (для них используется один налог на недвижимость). Роль данного вида сбора чрезвычайно важна в общей системе поступлений в местный бюджет, что связано, в частности, с большими территориями, которые заняты земельными участками (а, следовательно, и большим количеством объектов для обложения налогом).

Зависимость величины налога от кадастровой стоимости участка (на которую существенно влияет конкретный регион) позволяет получать различные суммы поступлений, достаточные для того или иного субъекта РФ. Как правило, доля поступлений за счет земельного налога в общем местном бюджете в большинстве случаев довольно существенная.

При этом некоторые из них из перечня налогооблагаемых объектов исключены, в частности:

  • ограниченные в обороте земли или изъятые из него;
  • входящие в состав лесного фонда;
  • занятые ценными культурными объектами;
  • относящиеся к водному фонду;
  • входящие в состав совместного имущества многоквартирного дома.

Кроме этого, освобождение отдельных категорий земельных участков от налогообложения возможно и в рамках действующих льгот, о которых будет рассказано далее.

Законодательная база

Поскольку земельный налог характеризуется множеством особенностей и индивидуальных правил установления и уплаты, его законодательное регулирование осуществляется отдельной главой Налогового кодекса, а именно гл. 31 НК РФ. Статьи, которые содержатся в этой главе, посвящены, в частности, следующим вопросам:

Стоит отметить, что Налоговой кодекс как основной нормативно-правовой акт, является в отношении платы за землю федеральным регулятором. Кроме него, законодательное регулирование осуществляется еще и рядом местных нормативных актов, которые разрабатываются и утверждаются в отдельных субъектах РФ.

Ставки налога и особенности их установления

Поскольку земельный налог является местным сбором, устанавливать конкретные ставки по нему имеют право только местные органы законодательной власти. Однако на федеральном уровне (а именно в ст. 394 НК РФ) установлены максимальные пределы, выше которых эти ставки установлены быть не могут.

Они зависят от типа земельного участка и составляют:

  • 0,3% — эта ставка является пониженной и применяется только в отношении тех видов земель, которые четко обозначены в законодательстве (к ним, в частности, относятся земли сельскохозяйственного назначения, предоставленные для садоводства и огородничества, ведения ЛПХ или государственных оборонных целей);
  • 1,5% — данный показатель используется при расчетах налога в отношении земельных участков всех прочих типов.

Если местными властями данные ставки не установлены, то они автоматически приравниваются тем, что закреплены в НК РФ.

Как правило, ставки более низкого уровня, чем перечисленные в Кодексе, применяются в качестве льготных — как в отношении отдельных групп плательщиков, так и в отношении конкретных видов земельных наделов. В любом случае принятие решение о том, кому и какие именно размеры этих ставок будут установлены, предоставляется исключительно региональной администрации населенного пункта.

Плательщики

В ст. 388 НК РФ выделены следующие категории плательщиков земельного налога (которые одновременно являются также его субъектами):

  • физические лица (это могут быть как частные собственники земли, так и зарегистрированные в установленном порядке индивидуальные предприниматели);
  • организации (то есть юридические лица, причем их форма собственности не играет никакой роли при установлении налога).

Главным требованием при этом является наличие у них земельных участков, принадлежащих им на одном из следующих прав:

Все остальные формы владения земельной недвижимостью (а именно аренда и безвозмездное срочное пользование) освобождаются от взимания этого налога.

Что касается предпринимателей и организаций, то при отнесении их к категории плательщиков существуют некоторые особенности. В частности, делается это только в отношении тех наделов, которые используются ими в предпринимательских целях (у юр лиц они должны состоять на балансе). При этом базой для расчета налога будет так же, как для граждан, кадастровая стоимость имущества (а не балансовая, как это было прежде).

Возможные льготы

Предоставление льгот по земельному налогу является одной из мер государственной поддержки, предоставляемой представителям отдельных категорий населения. В отношении данного вида сбора льготы устанавливаются на двух уровнях:

Федеральный

В НК РФ, а именно в ст. 391 и 395, закреплены две группы мер поддержки, которые могут предоставляться плательщикам земельного налога:

  • полное освобождение от его уплаты (ст. 395 НК РФ) — предоставляется в основном юридическим лицам, которые владеют земельными участками строго установленного в НК РФ типа (например, используемых в благотворительных целях или для деятельности религиозных организаций, расположенных в пределах инновационного центра «Сколково» или на территории свободной экономической зоны и т. д.);
  • предоставление скидки в виде снижения налоговой базы для отдельных категорий плательщиков (ст. 391 НК РФ), также четко обозначенных в Кодексе (к ним относятся ветераны, инвалиды, герои РФ и СССР, чернобыльцы).

Данный перечень лиц слишком мал для того, чтобы говорить о действительном наличии серьезных льгот для многих нуждающихся, поэтому основная задача по их установлению возлагается все-таки на следующий уровень власти.

Основная часть действующих льгот вводится в действие именно местными властями, причем они могут как предоставлять абсолютно новые виды подобных мер, так и существенно расширять те, которые уже установлены на федеральном уровне, например:

  • предоставлять полное освобождение от уплаты налога дополнительным категориям лиц;
  • давать некоторым из них скидку на его величину в определенном размере (чаще всего это 50%);
  • предоставлять налоговый вычет гораздо большего размера (вплоть до 1 млн. руб., если речь идет о крупных городах с дорогой недвижимостью);
  • несколько снижать ставку налога по сравнению с общими условиями.

Источник:
http://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi