Одноканальная система налогов, т

Одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

В зависимости от способа управления и объема полномочий, передаваемых на местах, унитарное государство подразделяется на:

А) централизованное

Такие государства, управляемые чиновниками, назначаемыми центральной властью. Органы власти – центральной властью. А на местах незначительный объем полномочий.

Б) децентрализованное

Избираемый населением орган власти (совет комунны, муниципалитет), а на местах гораздо больший объем полномочий.

В) смешанное унитарное государство, в котором происходит разделение властей на исполнительную (на уровне АТЕ), существует представительная власть, избираемая населением. Объем полномочий, который передается на места – не столь большой, не столь маленький.

Г) регионалистские

Это такие, в которых отдельные АТЕ образуются по четвертому критерию, государство имеет автономные образования, и этим АТЕ передается больший объем полномочий по сравнению с другими АТЕ (автономные области).Испания.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

АВТОНОМИЯ: 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами;

Вопрос 21. Федеративное государство: понятие и типология. Регионалистское государство.

Федерация — это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

Двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др.

Иногда оба признака комбинируются (смешанный тип). Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Регионализмориентация на автономность административно-территориальных единиц, децентрализованность унитарного государства. Имеет несколько форм: экономическую, культурную, политическую и стратегическую.

Регионалистское государство — форма государственного устройства; формально унитарное государство, но сильно децентрализованное, в котором все административно-территориальные единицы наделены достаточно широкими правами и полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём они имеют сходство ссубъектами федерации. Такая форма государственного устройства в настоящее время используется только в Италия, Испания, ЮАР

Сходство с федерацией

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому некоторые учёные-юристы рассматривать его как специфическую переходную форму от унитарного государства к федеративному, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: могут быть не значительными и иметь скорее номинальный характер, а могут, напротив, быть очень широкими и включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы .

В некоторых станах, административно-территориальные единицы могут иметь право принимать свои собственные конституции. ВЮАР, например, такое право у административно-территориальных единиц есть

Источник:
http://megaobuchalka.ru/12/27137.html

Формы государственного устройства

Унитарные государства в зависимости от степени централизации принято разделять на централизованные и относительно децентрализованные.

Так, государство считается централизованным, если реальная власть на местах принадлежит назначенным из центра чиновникам, которые контролируют работу местных органов самоуправления.

В относительно децентрализованных государствах во всех звеньях административно-территориального деления существуют только выборные органы или должностные лица.

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности народности, допускает образование автономий.

Автономия– это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии).

В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).

В политической автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).

Административная автономияне обладает правом издавать собственные местные законы (она может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными правами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами).

В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана национально-культурная автономия.Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

После Второй мировой войны возникла новая форма территориально-политического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчена в конституции и контролируется специальным представителем из центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму.

Виды федераций

Различают национально-государственные и административно-территориальныефедерации. Первый вид федерации обычно имеет место в многонациональном государстве, и его создание предопределяют национальные факторы. Субъекты в такой федерации образуются по национально-территориальному признаку (например, часть субъектов РФ). В составе же административно-территориальной федерации, как правило, лежат экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы (ФРГ, США и др.).

Выделяют также договорные и учредительные федерации. Договорныефедерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленного в договоре (США, СССР). Учредительныефедерации возникают как результат трансформации унитарных государств или договорных федераций, сами создают в своем составе собственные субъекты, наделяя их частью суверенитета (РФ).

Одним из сложных вопросов федерации связан с правом наций на самоопределение и выход из состава федерации (право сецессии). Сецессия –это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из СССР в 1990 – 1991 гг.

Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (страны СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран).

Связи между членами содружества менее тесные, чем у участников конфедерации, и поэтому там используется более простой порядок вступления и выхода из содружества.

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе (Организация стран экспортеров нефти).

Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (Ассоциация стран тихоокеанского региона, АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне).

Насильственные формы объединения государств – это скорее дело прошлого, хотя и не столь отдаленного – союзы и империи.

Империи образуются путем территориального завоевания (Османская империя, Римская империя) либо оказания экономического, политического и других видов давления.

Как правило, имеют следующие характеристики:

а) обширная территория;

б) сильно централизованная власть;

в) стремящаяся к экспансии элита;

г) ассиметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;

д) разнородный этнический, культурный и национальный состав.

Империи держатся на принуждении или угрозе применения принуждения. Как только этот фундамент исчезает, империя рушится.

В конце XIX – начале XX в. в виде особых форм государственного устройства выделялись так называемые «инкорпорация» и «сюзеренитет».

Инкорпорацияпредставляет собой «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер (воссоединение ГДР и ФРГ).

Сюзеренитетхарактеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) «в известных отношениях» власти другого государства (сюзерена). По своему происхождению сюзеренитет имел двоякий характер: а) служить «переходной политической формой при распадении разноплеменного государства на его составные части» и б) выступают в качестве одного из средств «подчинения слабых государств сильным»

Источник:
http://studopedia.ru/3_6335_formi-gosudarstvennogo-ustroystva.html

Что такое двухканальная система налогообложения

Формы внутригосударственного устройства

Каждое государство обладает своей собственной территорией, на которой проживает его население. Государственная власть распространяется на каждого человека, регулирует в той или иной мере все стороны его поведения. Однако многие вопросы, возникающие на местах, трудно разрешить из центра. Например, в Москве не могут знать всех проблем гражданина, живущего где-нибудь в Хабаровском крае. Поэтому возникает необходимость в распределении власти таким образом, чтобы какие-то вопросы решались централизованно, другие — на местах.

Существует два способа распределения власти. Можно передать часть полномочий региональным органам государственной власти, оставив их в подчинении центральных органов. В этом случае территория государства остается единой, разделяющейся лишь на административные единицы (районы, провинции), т. е. части территории, не обладающие государственностью, а существующие лишь для удобства управления. Такие государства называются унитарными.

Однако возможен другой вариант, когда региональные органы государственной власти самостоятельны в решении некоторых государственных вопросов. В этом случае территория государства состоит из самостоятельных частей, обладающих государственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.

Форма внутригосударственного устройства — это способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.

Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

  1. единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении территориальных единиц;
  2. в основном равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам;
  3. единое гражданство;
  4. единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;
  5. единая судебная система;
  6. одноканальная система налогов.

Таким образом, в унитарном государстве имеет место централизация управления и вводится прямой либо косвенный контроль над всеми органами местной власти. Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, партикулы и т. п. — явление прогрессивное. Однако с развитием рыночных отношений, усилением интеграционных процессов унитарные государства уступают место государственным объединениям и, в частности, федеративным государствам.

Читайте также  Образец заявления о добавлении ОКВЭД для ИП в 2020 году

Федеративное государство — это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика. Тем не менее всем федерациям свойственны общие черты:

  1. территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;
  2. в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;
  3. наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;
  4. субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;
  5. субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;
  6. в федерации используется двухканальная система налогов — устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.
  1. национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные;
  2. симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и асимметричные — с разным статусом субъектов.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

В зависимости от способа управления и объема полномочий, передаваемых на местах, унитарное государство подразделяется на:

Такие государства, управляемые чиновниками, назначаемыми центральной властью. Органы власти – центральной властью. А на местах незначительный объем полномочий.

Избираемый населением орган власти (совет комунны, муниципалитет), а на местах гораздо больший объем полномочий.

В) смешанное унитарное государство, в котором происходит разделение властей на исполнительную (на уровне АТЕ), существует представительная власть, избираемая населением. Объем полномочий, который передается на места – не столь большой, не столь маленький.

Это такие, в которых отдельные АТЕ образуются по четвертому критерию, государство имеет автономные образования, и этим АТЕ передается больший объем полномочий по сравнению с другими АТЕ (автономные области).Испания.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

АВТОНОМИЯ: 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами;

Вопрос 21. Федеративное государство: понятие и типология. Регионалистское государство.

Федерация — это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки:

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

Двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др.

Иногда оба признака комбинируются (смешанный тип). Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Регионализм — ориентация на автономность административно-территориальных единиц, децентрализованность унитарного государства. Имеет несколько форм: экономическую, культурную, политическую и стратегическую.

Регионалистское государство — форма государственного устройства; формально унитарное государство, но сильно децентрализованное, в котором все административно-территориальные единицы наделены достаточно широкими правами и полномочиями и имеют больше самостоятельности в решении государственных вопросов, в чём они имеют сходство ссубъектами федерации. Такая форма государственного устройства в настоящее время используется только в Италия, Испания, ЮАР

Сходство с федерацией

Регионалистское государство имеет некоторые характерные черты федерации, поэтому некоторые учёные-юристы рассматривать его как специфическую переходную форму от унитарного государства к федеративному, происходящего в рамках одного государства. Все территориальные части в таких государствах имеют характер территориальной автономии и наделены правом создавать свои администрации, избирать региональные парламенты (местные законодательные собрания и ассамблеи), издавать законодательные акты по отдельным вопросам. Центральная власть государства обычно назначает своего представителя в регионе — губернатора или комиссара. Однако их полномочия в различных странах неодинаковы: могут быть не значительными и иметь скорее номинальный характер, а могут, напротив, быть очень широкими и включать даже наложение права вето на некоторые принимаемые регионом законы .

В некоторых станах, административно-территориальные единицы могут иметь право принимать свои собственные конституции. ВЮАР, например, такое право у административно-территориальных единиц есть

Наше государство создает как можно более комфортные условия для своих жителей, демонстрируя достаточно упорядоченную систему налогов. Какие-то из них являются обязательными для всех, а какие-то должны платить только предприниматели или ИП. Чтобы понять, какая система налогообложения и сборов в РФ на самом деле, необходимо сначала разобраться, что это вообще такое.

Что такое система налогообложения

Как правило, под нею подразумевают всю совокупность существующих налогов и прочих сборов, которые были установлены на самом высшем уровне.

Безусловно, налог – это не Божья кара, и государство не может просто собрать все, что захочет. Дабы регулировать и контролировать это, в действующем Налоговом кодексе хорошо прописаны принципы, по которым и должна работать вся система налогообложения РФ.

Уровни налогообложения

Кроме того, что перечисленные принципы должны всегда браться во внимание, есть еще необходимость следить за исполнением таких обязанностей аж на трех уровнях.

Система налогообложения и сборов распределяется как бы на три среза, в зависимости от территориального и субординационного устройства государства:

  • на федеральные налоги/сборы,
  • на региональные,
  • на местные.

Каждый из перечисленных уровней имеет свои особенности. Уровень взимания и начисления прописан в Налоговом кодексе, а также отдельно регулируется местными положениями. Ставки некоторых отчислений разнятся в зависимости от местности.

Все федеральные налоги перечислены в Налоговом кодексе. Хотите вы или не хотите, но они обязательны для всех, и ни в каком городе страны от них не спрятаться. Нет, конечно, каждый не обязан платить полностью все виды, но если гражданин имеет какое-то отношение к облагаемому производству или денежному обороту – то придется немножко поделиться. В отличие от остальных налогов, эти должны направляться непосредственно в казну. Федеральная система налогов, а точнее ее уровень, включает следующие виды сборов:

Кроме того, что Налоговый кодекс дает перечень федеральных налогов, там содержатся еще и региональные, то есть те, которые распространяются не на всех, а только на жителей конкретной части страны. Такие отчисления должны переходить в соответствующую ячейку бюджета. Система налогообложения в России предлагает субъектам федерации самостоятельно издавать законы, которые бы расширяли их полномочия для ведения дел с налогообложением. Безусловно, существуют и рамки, но это, как правило, не так уж и утешает, ведь налоги все равно обязательны для всех, кто проживает в конкретном регионе. Итак, какие же сборы сюда входят? На них можно посмотреть в статье 14 НК:

  • на имущество организаций,
  • на игровой бизнес,
  • транспортный налог, с которым придется столкнуться всем имеющим, или планирующим обзавестись автомобилем.

Безусловно, все аргументируется существование огромных объемов работ и денежной необходимости в субъекте федерации, поэтому, на минимальную границу этого диапазона, как правило, рассчитывать не приходится.

И если кто-то почувствовал азарт в уплате всех предыдущих видов налога, то его порадует наличие еще и местных обязательных сборов. Такие существуют на уровне муниципальных управлений и предписаны НК РФ по совместительству с нормативными актами местных самоуправленцев. Приятно, что оплачивая эти налоги, есть надежда на то, что вы реально увидите результат – куда именно пошли деньги налогоплательщиков, ведь все сборы местного уровня переходят непосредственно в бюджет муниципалитета. Правда государство похлопотало и здесь, оставляя на местном уровне только земельные сборы и имущественный налог физических лиц. Впрочем, спасибо говорят муниципалитеты, а плательщики подсчитывают свои деньги после того, как пришлось раскошелиться по всем трем уровням.

Таким образом, налоговая система РФ на местном уровне, подобно региональным, способны самостоятельно решать только вопросы налоговой ставки (в случае, если государство предоставит возможность), а также решать: когда и как жители должны все это выплатить.

Следует сказать, что хоть налогов и много, как кажется, но система налогообложения в Российской Федерации еще не включает в себя ряд других пошлин. Например, таможенные сборы, или специальные платежи за пользованием лесом, также не входит сюда сбор за загрязнение окружающей среды. Впрочем, не смотря на то, что эти платежи не считаются налогами, никто не мешает взимать их по другим (неналоговым) законам.

Налоговые режимы

Пересчитывая такое большое количество налогов, можно действительно сильно испугаться или хотя бы удивиться – когда же вы успеваете все платить? Но по факту, на существующих 15 налогов, есть 5 видов специальных режимов, каждый из которых существенно упрощает жизнь.

Безусловно, государство не может позволить себе терять какие-либо средства, просто так снимая обязанности платить налог. Но режимы способны объединить какие-то из них вместе, а некоторые и вовсе обнуляются, переходя в единую, установленную для всех сумму.

Сегодня, предприниматели и ИП могут воспользоваться: общим, упрощенным, единым, единым с/х и патентным видом налогообложения. В целом, система налогообложения довольно систематизирована и открыта.

Источник:
http://nalog-plati.ru/voprosy/chto-takoe-dvuhkanalnaya-sistema-nalogooblozheniya

Двухканальная система налогообложения

Тема 6. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Понятие формы государства относится к важнейшим его характеристикам. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Выделяют три основных элемента в форме государства:

  • форму правления,
  • форму территориального (государственного) устройства
  • политический (государственный) режим.


В совокупности эти элементы раскрывают форму государства.

Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.

Монархия обладает следующими юридическими признаками :

1) это, как правило, единоличное правление ;

2) власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству ;

Выделяют две разновидности монархической формы правления : абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

В абсолютной монархии власть монарха безусловна и не ограничена никакой иной властью. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством. Этот вид монархии характерен для древних форм правления периода рабовладения и для государств восточной деспотии.

В ограниченной монархии власть монарха ограничивается конституцией и представительным органом (парламентом). Монарх не обладает всей полнотой власти и делит ее с парламентом. В целом монарх выполняет главным образом представительскую роль и символизирует единство нации и стабильность правового порядка.

В настоящее время ограниченная монархическая форма правления существует в Великобритании, Испании, Швеции, Норвегии, Японии, неограниченная — в Саудовской Аравии, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки :

1) высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при феодальном строе (аристократическая республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную . Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и может уволить любого члена правительства в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских в настоящее время относятся США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция и др. К парламентарным республикам — Италия, Турция, Финляндия и др.

В «чистом» виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.) , а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Понятие формы государственного устройства относится к характеристике территориальной организации государства.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности между центральными и местными органами.

Выделяют две основные формы государственного устройства: унитарную и федеративную .

Унитарное государство имеет следующие признаки :

1) полное территориальное единство государства . Это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;

2) для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;

3) единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;

4) единая система законодательства для всего государства;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.

Унитарное государство, как правило, отличается достаточно высокой степенью централизации. (Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.).

Федерация — это сложное государство, состоящее из различных государственных образований, обладающих различной степенью политической самостоятельности. Для федерации характерны следующие признаки :

1) существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;

2) возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;

3) две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;

4) субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;

5) двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

В настоящее время в мире насчитывается более двух десятков федеративных государств. Они образованы по разным основаниям, имеют различное устройство, различную степень развития и др. (Российская Федерация, США, ФРГ, Индия, Бельгия, Австрия, Швейцария, Мексика, Канада и др.). Различают федерации, построенные по национальному и территориальному признакам.

По национальному признаку в основном строились такие федерации, как бывший СССР, бывшие Чехословакия и Югославия. Такого рода федерации оказались нежизнеспособными.

По территориальному признаку образованы США, ФРГ и др. Иногда оба признака комбинируются. Например, федерация в Индия построена как по территориальному, так и по религиозно-этническому признаку.

Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Однако, строго говоря, она представляет собой не форму внутреннего устройства государства, а международно-правовое объединение суверенных государств. В конфедерацию государства объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства. Члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство. В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились. Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств. Конфедерация может распасться, или, напротив, преобразоваться в единое государство, как правило, федерацию (Швейцария, США).

Третий элемент формы государства — политический (государственный) режим.

Политический (государственный) режим, — это совокупность приемов, способов и методов, с помощь которых осуществляется государственная власть.

Различают две основные разновидности политических режимов: демократические и недемократические. Каждая из этих разновидностей имеет свои подвиды.

К недемократическим режимам относят: деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский и авторитарный.

Деспотический режим предполагает полный произвол со стороны правителя в управлении государством и одновременно бесправие и безоговорочное подчинение подданных правителю.

Тиранический режим близок по своим признакам к деспотическому режиму и тоже основан на единоличном правлении и произволе по отношению к подвластным. Особенности этого режима в том, что он устанавливается чаще всего захватническим, насильственным путем.

Тоталитарный режим означает полноту власти государства, ее всеохватывающий, всеобъемлющий характер. Термин был использован для характеристики фашистского режима в Италии и национал-социалистического режима в Германии, он применялся для обозначения политического режима в СССР. Тоталитарный режим основывается на идее полного господства государства над личностью, над обществом, контроля государства за всеми сторонами жизни общества и отдельного человека. При тоталитарном режиме насаждаются идеи вождизма, культ личности руководителя государства. При этом режиме устанавливается государственный контроль за образованием, искусством, литературой, всей духовной жизнью, государство контролирует средства массовой информации. При таком режиме фактически отсутствует независимая судебная власть.

Фашистский режим является одной из разновидностей тоталитарного режима. Специфика его в том, что основывается на расистской идеологии, государство всеми средствами и методами обеспечивает юридическое и фактическое господство одной расы над другими. Это, обычно, сопровождается крайне агрессивной, воинственной внешней политикой.

Авторитарный режим. Его главная черта состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита, которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

Демократический политический режим. Демократия означает народовластие, поэтому основу любой разновидности демократического режима составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений (например, путем референдума), а также контролирует в той или иной мере исполнительную власть.

Демократический режим. Для этого вида политических режимов характерно признание за гражданами широких прав и свобод, которые обеспечиваются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и конституцией данного государства. Государство исходит из того, что единственным источником власти является народ. Действует всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Признается и обеспечивается плюрализм во всех сферах общественной жизни: многообразие форм собственности, широкий спектр общественных объединений, многопартийность, мировоззренческая свобода, терпимость к различным взглядам, суждениям. В отношениях личности и государства приоритет имеют интересы личности.

Вопросы для самоконтроля

Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1993, Гл. IV. с. 71- 82.

Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994 Тема 4.4, с. 38; тема 22, с. 255-2б9..

Теория государства и права. Вып. 2. Под ред. Венгерова А. Б. М., 1994, с. 3-39.

Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993, Гл. V, параграф 2.,0.72-100.

Источник:
http://interlaw.dax.ru/student/15/G6.htm

Право. 10 класс

Конспект урока

Урок №11. Форма государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что такое форма государства?

2. Каковы особенности государственного устройства современных государств?

3. Как реализуется политический режим государств?

Глоссарий по теме:

Форма государства особенности государств, связанные с порядком формирования органов власти, территориальной организацией власти, методами осуществления власти.

Форма правления порядок формирования высших органов власти.

Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется монархом, передаётся по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением.

Республика форма правления, при которой верховная власть государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства.

Смешанная республика – республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.

Форма государственного устройства способ территориальной организации государственной власти.

Унитарное государство целостное государственное образование, административно-территориальные единицы которого не обладают признаками суверенитета.

Федерация сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета.

Конфедерация государственно-правовой союз суверенных государств.

Политический режим совокупность способов и методов осуществления государственной власти.

Ключевые слова: Форма государства; форма правления; монархия; республика; парламентарная республика; президентская республика; смешанная республика.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово» – учебник», 2017. – 41 — 66 с. – (Инновационная школа).

На уроке мы узнаем, что включает в себя понятие «Форма государства»

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний ЕГЭ, касающихся вопросов формы государства, особенностей государственного устройства

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока

Форма государства – способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

I. Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

1. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Монархия может быть:

1. абсолютная (всевластие главы государства);

2. конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

2. Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Республика может быть:

1. Парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

2. Президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

3. Смешанная — республика, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики.

II. Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

По форме государственного устройства государства делят на:

1. Унитарные это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

1. Существование одноуровневой системы законодательства;

2. Подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

3. Существование только одного гражданства;

2. Федеративные — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик). Примеры: США, Индия

Федерация облагает такими признаками:

1. Союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2. Наличие двухуровневой системы государственных органов;

3. Двухканальная система налогообложения.

3. Конфедерации — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

1. Межгосударственные союзы;

3. Сообщества государств.

Примеры: Содружество Независимых Государств, НАТО

III. Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

1. Демократический политический режим — основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы.

Признаки демократии следующие:

1. Выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;

2. Разделение властей — власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;

3. Гражданское общество — граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;

4. Равноправие — все имеют равные гражданские и политические

права и свободы, а также гарантии их защиты;

5. Плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;

6. Согласие — политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

2. Авторитарный политический режим — то недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во вне политические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

3. Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

Расисткий, Фашисткий режимы

Разбор типового тренировочного задания

Восстановите хронологическую последовательность эволюции монархической формы правления:

Из предложенных вариантов определите, что относится к форме государства, решите Из предложенных вариантов определите, что относится к форме государства, решите ребус-соответствие:

Источник:
http://resh.edu.ru/subject/lesson/5486/conspect/

Налоговая система федеративного государства

Понятие федеративного государства

В ходе развития человеческой цивилизации возникли государства.

Государством в широком смысле называется политическая система управления территорией страны.

Каждое государство уникально. Но среди разнообразия черт можно выделить несколько общих принципов. В соответствии с ними государства можно классифицировать по формам правления или типу государственного устройства.

Согласно последнего принципа все государства условно делятся на унитарные, федеративные (федерации) и конфедерации.

Федеративным государством (федерацией) называется такая форма устройства государства, при котором составляющие ее территориальные единицы провозглашены государственными образованиями и обладают политической самостоятельностью в определенных законом пределах.

Субъектом федерации называется политическое образование на части территории страны, которое имеет целый ряд признаков государства (символику, законы, органы управления), но не имеет государственного суверенитета.

Готовые работы на аналогичную тему

То есть, исходя из определения, субъекты федерации (составляющие) имеют значительную самостоятельность в решении многих экономических и политических вопросов, но не обладают суверенитетом. Среди федераций, согласно различным критериям, выделяют:

  • административно-территориальные федерации;
  • национально-государственные федерации;
  • смешанные федерации;
  • договорные и конституционные федерации;
  • симметричные и асимметричные федерации.

Федеративное государство отличается от унитарного целым рядом черт. Оно имеет две системы высших органов власти – субъектов федерации и общегосударственных (федеральных). Это касается всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Поэтому субъекты федерации, как правило, имеют свою законодательную базу (основные законы). Но при этом должно признаваться верховенство общегосударственных (федеральных) законов.

Субъекты федерации имеют многие черты государства. Они могут иметь свою столицу, государственные символы (герб, флаг, гимн) и даже институт гражданства. Но они не обладают государственным суверенитетом (независимостью).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Субъекты федерации могут иметь различные исторически сложившиеся названия. Это могут быть штаты, земли, республики, провинции, области, края, округа и пр. Но они не могут быть субъектами международных отношений.

Исходя из всего выше сказанного, можно выделить следующие характерные черты федеративного государства:

  • в состав федерации входят отдельные субъекты (штаты, области, земли, эмираты, республики, провинции и т.п.);
  • верховная власть в федеративном государстве принадлежит федеральным органам власти;
  • полномочия между федеральными властями и власти субъекта федерации разграничиваются общегосударственной (федеральной) конституцией;
  • субъекты федерации могут иметь свои законы, судебную и исполнительную власть;
  • общегосударственная внешнеполитическая деятельность осуществляется через федеральные государственные органы;
  • федеративное государство имеет двухпалатную структуру парламента (нижняя палата – представители всей страны, верхняя палата – представители субъектов федерации);
  • система налогообложения имеет двухканальную структуру.

Содержание и функции налоговой системы

Налоги – это обязательный признак и атрибут государственности. Налоги появились параллельно с возникновением государств. Их количество, размер и порядок введения постоянно менялись на протяжении развития государств и общества.

Налогами называются обязательные безвозмездные денежные платежи, которые принудительно взимаются представителями или органами государственной власти для финансового обеспечения деятельности государственной структуры и выполнения государством его функций.

Количество налогов и порядок их начисления и уплаты определяется действующей законодательной базой — налоговым законодательством (налоговым кодексом).

Вся совокупность налогов, принципы и методы их установления и отмены, начисления и сбора, органы, взимающие и контролирующие налоговые сборы, называется государственной налоговой системой.

Налоговая система выполняет следующие задачи и функции:

  • фискальную (формирование приходной части государственного бюджета);
  • распределительная (перераспределение поступивших в бюджет средств);
  • регуляторная (регулирование экономики с помощью налоговой политики);
  • функция контроля.

Особенности налоговой системы федеративного государства

Устройство налоговой системы федерального государства определяется спецификой устройства самой федерации. Поэтому разграничение налоговых полномочий определяется особенностями формирования федерации и правовыми традициями общества. Каждое государство решает эти вопросы по-своему.

К примеру, в ФРГ большие полномочия предоставлены федеральным властям. А земельные власти существенно ограничены в праве установления налогов. С другой стороны, земельные власти занимаются взиманием налогов как федеральных, так и местных. Далее происходит перераспределение собранных средств на основе принципа «выравнивания доходов земель».

А законодательство США позволяет формировать налоговые системы своим субъектам (штатам) на основе законов этих субъектов. Поэтому ряд налогов взимается одновременно и на уровне штата, и на федеральном уровне (например, подоходный налог). В Австралии (Австралийский Союз) применяется трехуровневая налоговая система. Она состоит из федеральных налогов, налогов штатов и местных налогов.

Если говорить в общих чертах, то в настоящее время федерализм рассматривается как конкурентный. В его основе лежит принцип субсидиарности. Это означает, что конкретные задачи относительно небольших коллективов (территорий) должны решаться на как можно более низком уровне власти (самоуправления). Другими словами, финансирование многих потребностей небольших территорий должно происходить за счет налогообложения, проводимого местными органами власти.

Но часть налогов должна носить общегосударственный характер. За счет этого финансируются общие программы и задачи государства (например – обеспечение государственной безопасности и обороноспособности, международных отношений). Кроме того государство контролирует развитие каждого региона и может перераспределять федеральные налоги. Этим достигается равномерность развития всей территории страны.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:
http://spravochnick.ru/nalogi/nalogovaya_sistema_ponyatie_i_struktura/nalogovaya_sistema_federativnogo_gosudarstva/