Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Приостановление и возобновление действия лицензии — Лицензирование

Breadcrumbs

Приостановление и возобновление действия лицензии

Приостановление и возобновление действия лицензии.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

1.привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2.назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) устанавливается п.5 «Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.04.12г. № 278.

Перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении деятельностив области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах устанавливается п.6 «Положения о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.12г. № 317.

При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

По истечении срока приостановления деятельности лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется по решению лицензирующего органа со дня, следующего за днем истечения срока исполнения вновь выданного предписания, или со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о приостановлении и о возобновлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Источник:
http://25.rospotrebnadzor.ru/gos_uslugi/licenzirovanie/-/asset_publisher/wOD7/content/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%B8

Приостановление действия лицензии означает

Дата публикации 22.12.2015

Лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии, если (ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ):

  • лицензиат привлечен к административной ответственности из-за того, что не исполнил в установленный срок предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований;
  • лицензиату назначено наказание в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований.

Так, если лицензиат не исполнил в установленный срок ранее выданное предписание об устранении грубого нарушения лицензионных требований, то лицензирующий орган выдает новое предписание. При этом лицензия приостанавливается на срок, в течение которого необходимо исполнить вновь выданное предписание (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

В случае если суд или Ростехнадзор назначили лицензиату наказание в виде приостановления его деятельности, лицензирующий орган в течение суток после вступления в силу соответствующего решения приостанавливает действие лицензии (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Приостановление лицензии оформляется решением, которое выносит лицензирующий орган.

Оно должно содержать (ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ):

  • наименование работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, в отношении которых приостановлена деятельность лицензиата;
  • наименование работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, в отношении которых вынесено постановление о привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.

Кроме того, допускается указать лишь адреса, по которым осуществляется такая деятельность.

Данное решение в течение трех рабочих дней после дня подписания и регистрации может быть (ч.ч. 5, 9 ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ):

  • вручено лицензиату;
  • направлено лицензиату заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • направлено лицензиату в форме электронного документа, если лицензия также была выдана в форме электронного документа.

Сведения о том, что лицензия приостановлена, вносятся в реестр лицензий (ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Возобновление действия лицензии

Процедура возобновления лицензии зависит от основания ее приостановления.

Так, если лицензиат привлечен к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом, лицензия возобновляется (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ):

  • со дня, следующего за днем истечения срока, в течение которого выданное предписание должно быть исполнено;
  • со дня, следующего за днем, когда был подписан акт проверки, если нарушения устранены досрочно.

Организации (предпринимателю) следует уведомить лицензирующий орган, что нарушения устранены.

Если же в отношении лицензиата было принято решение об административном приостановлении его деятельности, то лицензия возобновляется (ч. 7 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ):

  • со дня, следующего за днем, когда истек срок, на который была приостановлена деятельность. Необходимо иметь в виду, что лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган о том, что нарушения лицензионных требований, из-за которых деятельность была приостановлена, устранены (ч. 9 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).
  • со дня, следующего за днем, когда судьей, должностным лицом или органом наказание в виде административного приостановления деятельности было досрочного прекращено. Для этого лицензиат должен подать соответствующее уведомление. В нем необходимо указать, что нарушения, ввиду которых деятельность была приостановлена, устранены (ч. 10 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Сведения о том, что лицензия возобновлена, вносятся в реестр лицензий (ч. 8 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Источник:
http://its.1c.ru/db/content/bizlegsup/src/2010400_%F2_%EF%F0%E8%EE%F1%F2%E0%ED%EE%E2%EB%E5%ED%E8%E5.htm

Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 80-ФЗ)

1. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

2. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

3. Действие лицензии прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата — юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Комментарий

1. Комментируемая статья устанавливает основания приостановления, аннулирования и прекращения действия лицензии.

Сразу следует обратить внимание на не совсем верную формулировку названия комментируемой статьи, поскольку в нем определены только приостановление и аннулирование лицензии, а п. 3 комментируемой статьи содержит еще и нормативные положения о прекращении действия лицензии. Все вышеперечисленные полномочия лицензирующих органов по приостановлению, прекращению действия и аннулированию лицензий оказывают существенное влияние на правовой статус, правоспособность лицензиата, изменяя круг и объем его прав и обязанностей. Изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия последней. Изменение правового статуса обусловлено либо прекращением действия лицензии, либо ее аннулированием.

Читайте также  Порядок регистрации ЗАО (открытия) - 2020, пошаговая инструкция, закон

Рассмотрим все вышеназванные правоизменяющие и правопрекращающие полномочия лицензирующих органов подробнее в последовательности, предлагаемой законодателем: п. 1 — приостановление действия лицензии, включая возобновление ее действия, п. 2 — аннулирование лицензии и п. 3 — прекращение действия лицензии.

2. Полномочия лицензирующих органов по приостановлению действия лицензии предполагают ограничение возможности осуществления лицензиатом конкретного вида лицензируемой детальности на определенный срок в силу допущенных им нарушений лицензионных требований и условий. Сразу следует отметить, что согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (в ред. от 26.07.2007) приостановление лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Таким образом, приостановление действия лицензии представляет собой превентивную меру государственного воздействия, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. А вот возникновение полномочия лицензирующих органов по приостановлению действия лицензии напрямую зависит от привлечения лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий.

Положения п. 1 комментируемой статьи устанавливают основания для приостановления действия лицензии, которыми являются:

— привлечение лицензиата к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и условий. Ответственность лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена п. п. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», которая является, так сказать, универсальной, поскольку под ее действие подпадает нарушение лицензиатом любых лицензионных требований и условий независимо от сферы деятельности, для которой они установлены .

Объектом данного правонарушения выступают условия, предусмотренные лицензией, а конкретнее лицензионные требования и условия, в соответствии с которыми должен осуществляться конкретный вид лицензируемой деятельности. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением таких условий лицензиатом (п. 3) и грубым нарушением условий (п. 4). Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъяснено, что под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий следует понимать занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Так, например, согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом Росгидромета от 12.03.2008 N 94, грубыми нарушениями лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются передача лицензиатом информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении с нарушением порядка, установленного ст. ст. 9 и 16 Федерального закона «О гидрометеорологической службе», а также умышленное искажение такой информации, ее непредоставление либо несвоевременное предоставление в лицензирующий орган, если это создает угрозу жизни, повлечет за собой человеческие жертвы и (или) создает условия возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, причинения существенного вреда окружающей среде. Данные правонарушения имеют усеченный состав, следовательно, для привлечения к ответственности не требуется наступления вредных последствий, а достаточно лишь совершения указанных действий. Субъективная сторона выражается в прямом или косвенном умысле (п. 1 ст. 2.2 КоАП РФ). Субъект — специальный — лицензиат, осуществляющий предпринимательскую деятельность;

— назначение наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), а также в области градостроительной деятельности.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При этом исходя из анализа норм комментируемого пункта следует сделать вывод, что в случае, когда лицензиат привлекается к административной ответственности, вопрос о приостановлении действия лицензии решается лицензирующим органом по своему усмотрению, т.е. здесь приостановление действия лицензии — это право лицензирующего органа. Если же к лицензиату применена мера административного приостановления действия лицензии, то в такой ситуации лицензирующий орган обязан приостановить действие лицензии. Однако и в том и в другом случае полномочия лицензирующего органа по приостановлению действия лицензии могут быть реализованы только при наличии предусмотренных в комментируемом пункте оснований такого приостановления.

Источник:
http://metrob.ru/html/licenzirovanie/anulirovanie.html

Приостановление действия лицензии

Случаи, при которых действие лицензии приостанавливается

Лицензирующим органом может быть осуществлено приостановление действия лицензии, в следующих случаях (1 часть 20 статьи ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ):

  • лицензиат подвергся привлечению к административной ответственности по причине того, что не выполнил в учрежденный срок предписание по устранению грубого нарушения лицензионных требований;
  • лицензиату назначается наказание в форме административного приостановления деятельности за грубейшее нарушение лицензионных требований.

Так, если лицензиат не выполнил в законный срок выданное ранее предписание по устранению грубого нарушения лицензионных требований, то лицензирующий орган должен выдать повторное предписание. При этом лицензия будет приостановлена на срок, в который необходимо выполнить выданное вновь предписание (2 часть 20 статьи ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

В случае если Ростехнадзор или суд назначают лицензиату наказание в форме приостановления его деятельности, лицензирующий орган на протяжении суток после вступления в силу такого решения должен приостановить действие лицензионного документа.

Готовые работы на аналогичную тему

Решение по приостановлению лицензии страховой медицинской организации может приниматься органами надзора в следующих случаях:

  • постоянное неисполнение обязательств по договорам ОМС;
  • отказ предоставления затребованных надзорными органами документов, связанных с произведением ОМС;
  • обнаружение фактов предоставления недостоверной информации в документации, послужившей основанием для выдачи лицензии;
  • систематическое несвоевременное сообщение о внесении дополнений и изменений в учредительную документацию;
  • представление территориального фонда ОМС, который установил нарушения российского законодательства в деятельности медицинской страховой организации.

Решение должно сообщаться Федеральному фонду медицинского обязательного страхования, территориальному фонду ОМС и публиковаться в печати.

Оформление приостановления лицензии

Приостановление лицензионного документа должно оформляться решением, выносимым лицензирующим органом.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Оно должно включать в себя:

  • название услуг (работ), которые составляют лицензируемую разновидность деятельности, по отношению к которым приостанавливается деятельность лицензиата;
  • название услуг (работ), которые составляют лицензируемую разновидность деятельности, по отношению к которым было вынесено постановление по привлечению к административной ответственности за невыполнение в учрежденный срок предписания по устранению грубого нарушения лицензионных требований.

Помимо этого, допускается указать только адреса, по которым осуществляется такая деятельность.

Это решение на протяжении трех рабочих дней после дня подписания и регистрации может:

  1. Лично вручаться лицензиату;
  2. Направляться лицензиату почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  3. Направляться лицензиату посредством электронного документа, если лицензия выдавалась в виде электронного документа.

Особенности приостановления действия лицензии

Данные о том, что действие лицензионного документа приостановлено, должны быть внесены в реестр лицензий. Основанием для приостановления действия лицензии может быть привлечение лицензиата к ответственности административного типа за нарушение лицензионных условий и требований.

Ответственность лицензиатов при нарушении лицензионных условий и требований предусматривается п. п. 3, 4 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», которая является универсальной, потому как под ее действие попадает нарушение лицензиатом всех лицензионных условий и требований вне зависимости от сферы деятельности, для которой они устанавливаются.

Объектом такого правонарушения являются условия, которые предусмотрены лицензией, а конкретно лицензионные условия и требования, согласно которым должна реализовываться конкретная разновидность лицензируемой деятельности. Объективная сторона правового нарушения выражена в реализации предпринимательской деятельности при нарушении таких условий лицензиатом, а также грубым нарушением условий.

Читайте также  Начало учета, С - чего начать бухгалтерский учет, Введение бухучета и - налогового учета с - самого начала в - ООО, ИП

Предпринимательская деятельность является самостоятельной, осуществляемой на собственный риск деятельностью, которая направлена на системное получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, оказания услуг или выполнения работ лицами, которые зарегистрированы в этом качестве в учрежденном законодательством порядке (2 статья ГК РФ).

Решение, касающееся приостановления действия лицензионного документа в обязательном порядке должно быть опубликованию в печатном издании, который определяется ФСФР Российской Федерации, в срок, который не превышает десяти рабочих дней со дня принятия такого решения, и вступает в силу с момента его опубликования. Сообщается оно страховщику в письменной форме на протяжении пяти рабочих дней с момента вступления подобного решения в силу при указании причин приостановления действия лицензионного документа.

Предоставление страховщиком в установленный срок документации, свидетельствующей об устранении нарушений, которые послужили причиной для приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности, будет являться основанием для того, чтобы действие лицензии было возобновлено.

Возобновление действия лицензионной документации определяется 32.7 статьей ФЗ № 172-ФЗ. Оно представляет собой восстановление прав субъекта страхового дела на реализацию страховой деятельности, на которую был выдан лицензионный документ.

При восстановлении действия лицензионного документа данный факт должен быть опубликован в печатном издании, которое должно быть определено органом по страховому надзору.

Решение по возобновлению действия лицензионного документе должно вступить в силу с момента его принятия, оно также должно быть доведено до сведения субъекта страхового дела и других заинтересованных лиц в срок, который не превышает пятнадцати дней со дня принятия.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источник:
http://spravochnick.ru/strahovanie/priostanovlenie_deystviya_licenzii/

Отличие административного приостановления деятельности от приостановления действия лицензии

Р.А. БРУНЕР,
адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Московского университета МВД России, старший лейтенант милиции

В 2005 году в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введен новый вид административного наказания — административное приостановление деятельности. Его порядок положен на единую правовую основу, которую составляет ст. 3.12 КоАП РФ. Административное приостановление деятельности применяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, в строго определенных случаях и исключительно на основании судебного решения.

Одновременно с новым видом административного наказания введена новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении — временный запрет деятельности (на срок не более 5 суток), предусмотренный ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ. Обязательным условием его применения является возможность наказания за совершение административного правонарушения в виде административного приостановления деятельности.
Временный запрет деятельности может применяться в исключительных случаях, а именно:
· если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей;
· при возникновении эпидемии, эпизоотии;
· при заражении (засорении) подкарантинных объектов карантинными объектами;
· при наступлении радиационной аварии;
· при наступлении техногенной катастрофы;
· при причинении существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
Причем временный запрет должен быть детерминирован невозможностью предотвращения вышеуказанных обстоятельств другими способами.
Новшеством являются установление максимального срока, на который допускается приостановление деятельности (не более 90 суток), а также возможность досрочного прекращения исполнения этого административного наказания.
Административное приостановление деятельности возможно при условии, что менее строгий вид наказания не позволяет обеспечить достижение цели административного воздействия. Следует признать, что условие допускает весьма субъективное толкование обстоятельств, а также возможность административного усмотрения лицом, правомочным составлять протокол об административном правонарушении и направлять его в суд, так как нет четко определенных законом критериев, в рамках которых должен назначаться этот вид наказания.
Институт приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей содержится в других отраслях права. Так, п. 2 ст. 1065 ГК РФ предусматривает приостановление или прекращение соответствующей деятельности предприятия или сооружения судом. Множество законодательных актов ранее содержали возможность приостановления деятельности хозяйствующих субъектов на основании решения органов исполнительной власти или их должностных лиц. Так, согласно абзацу седьмому 7 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственным инспекторам в области охраны окружающей среды предоставлялось право приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могло быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии. Действие лицензии приостанавливалось на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, и этот срок не мог превышать 6 месяцев. Если заявитель не устранял нарушение, лицензирующий орган обязан был обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Этот орган в предписании об устранении нарушений условий действия лицензии мог не указывать срок, на который действие лицензии приостанавливается. В этом случае срок признается равным 6 месяцам.
Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) не установил срок рассмотрения лицензирующим органом уведомления лицензиата об устранении нарушений, ставших основанием для приостановления действия лицензии. Этот срок устанавливается либо положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, либо ведомственными актами лицензирующих органов. Так, согласно Положению о лицензировании туроператорской деятельности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 № 95, «срок проведения проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, не должен превышать 15 дней со дня получения от лицензиата уведомления об устранении указанных нарушений» (абзац второй п. 6).
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (абзац первый ст. 2 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности). В ст. 13 установлены основания приостановления лицензии. Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии, но не обязан этого делать.
Под неоднократным нарушением лицензионных требований понимается два и более нарушения лицензиатом одного лицензионного требования либо два и более нарушения разных лицензионных требований. Неоднократность означает не просто несколько нарушений лицензионных требований и условий, а несколько выявлений лицензирующим органом нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий. Если по результатам одной лицензионной проверки лицензирующий орган выявит несколько нарушений (как одного лицензионного требования, так и нескольких), это не считается неоднократным нарушением лицензионных требований и условий.
Кроме того, в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности не указано, каким образом лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии. Конкретная правовая форма и процедура приостановления действия лицензии устанавливаются лицензирующим органом. Так, согласно п. 12 Положения о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 17.07.2001 № 52н, «приостановление действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования (перестрахования)».
Приостановление действия лицензии оценивается специалистами по-разному. Одни склонны видеть в приостановлении юридическую санкцию за уже совершенное правонарушение[1], другие полагают, что приостановление следует относить исключительно к мерам предупреждения и пресечения[2].
По мнению М.С. Студеникиной, приостановление работы предприятия, отзыв лицензии нельзя считать административным наказанием, поскольку по своей правовой природе, определяемой их целевой направленностью, они являются не карательными санкциями, а носят восстановительный характер или служат мерами пресечения административного правонарушения[3].
Приостановление действия лицензии применяется в отношении лицензируемого объекта и распространяется только на лицензируемый вид деятельности, в то время как административное — на конкретный субъект предпринимательской деятельности. Так, организация может осуществлять деятельность, связанную с лицензированием нескольких видов деятельности (перевозка морским, воздушным транспортом грузов, пассажиров), на осуществление которых требуется отдельная лицензия. В случае приостановления действия лицензии на перевозку воздушным транспортом грузов юридическое лицо может продолжать перевозить воздушным транспортом пассажиров, а морским — пассажиров и груз. В случае же административного приостановления деятельности приостанавливается деятельность всей организации. Приостановление действия лицензии не означает приостановление действий субъекта предпринимательской деятельности, а административное приостановление деятельности влечет за собой автоматическое приостановление действия лицензии.
Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом, административное — судом. Кроме того, приостановление лицензии регулируется ведомственными нормативными актами, административное — только нормами КоАП РФ.
Таким образом, приостановление лицензии — мера восстановительного характера, так как главная цель заключается в восстановлении нарушенных прав, пресечении и предупреждении правонарушений и недопущении совершения новых нарушений лицензионного законодательства.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» приостановление лицензии на право осуществления определенного вида деятельности не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со специфической деятельностью. При ее осуществлении могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Точка зрения М.С. Студеникиной весьма спорна, поскольку административное приостановление деятельности своей главной целью преследует покарать виновного, привлечь его к ответственности за совершенное правонарушение и в ходе претерпевания неблагоприятных последствий правонарушителем восстановить нарушенные права. Кроме того, государство
через действия уполномоченных органов выражает отрицательную оценку совершенного правонарушения, применяет к правонарушителю установленные санкции в виде соответствующего наказания — административного приостановления деятельности. При назначении наказания в виде административного приостановления деятельности ограничиваются права и свободы правонарушителя в рамках, установленных КоАП РФ, что также является неотъемлемым условием, которое присуще наказанию.
Назначение наказания в виде административного приостановления деятельности, кроме карательного характера, оказывает и материальное, психическое, экономическое, физическое воздействие на правонарушителя, в то время как приостановление и аннулирование лицензии преследует цель восстановить нарушенные права, пресечь и предупредить их.

Читайте также  Приказ о ликвидации организации (образец)

Библиография
1 См.: Юдин Ю. Политические партии и государство в современном мире. — М., 1998. С. 95; Мозговой И. Приостановление и аннулирование лицензии // Рос. юстиция. 1999. № 6. С. 26.
2 См.: Правовое положение коммерческой организации. — М., 2001. С. 338.
3 См.: Студеникина М.С. Административно-правовое регулирование в сфере экономики // Гос-во и право. 2001. № 12. С. 19.

Источник:
http://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%9E%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%B5-%D0%B0%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%BE%D1%82-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D0%B8%D0%B8

Приостановление действия лицензии лицензирующими органами

В связи с принятием Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, с 2011 года лицензии предоставляются бессрочно. Однако, это не значит, что далее можно не выполнять требования, предъявляемые законодательством к лицензируемым видам деятельности. Действие лицензии может быть приостановлено и даже аннулировано.

Основания для приостановки

Решение о приостановке лицензии принимает тот орган, который ее выдавал. Порядок проведения данной процедуры регламентирован в ст. 20 ФЗ № 99 от 04.05.2011. В каком случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии?

Для вынесения подобного решения есть две причины:

  • невыполнение нарушителем предписания за грубое нарушение, которое выдал лицензирующий орган;
  • привлечение к административной ответственности, если за совершенное правонарушение предусматривается такая мера ответственности, как приостановление деятельности.

Информация о приостановлении деятельности обязательно вносится в общий реестр.

Невыполнение требований

Даже после получения разрешения на осуществление определенного вида деятельности, лицензирующий орган продолжает следить за работой лицензиата. Для этого, по правилам ч.6 ст. 19 ФЗ № 99, он проводит документарные, плановые и внеплановые проверки. Лицензирующий орган контролирует правильность ведения документации, процесс использования имущества, выполнение лицензионных требований.

Плановые проверки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства № 489 от 30.06.2010. Контроль деятельности осуществляется на следующий год, после получения разрешения на работу, а затем каждые 3 года. В таких сферах, как социальная, здравоохранение и образование проверки проводятся чаще, в соответствии с отдельно разработанными стандартами.

Проверки могут быть не запланированными. Их проведение возможно если:

  • проверяемый нарушил лицензионные требования, ему было выдано предписание об их устранении и истек срок, который предусматривается для проведения этих процедур. По заявлению нарушителя такая проверка может производится ранее, если он сообщит, что все исправил;
  • поступило обращение от людей, ИП, юр. лиц, органов государственной власти, СМИ о нарушениях, которые допускает в своей работе лицензиат. В данном случае существует необходимость оповещать о проведении подобных мероприятий органы прокуратуры. Зато нет обязательства предупреждать нарушителя;
  • истек срок, на который приостанавливалась лицензия, в связи с привлечением организации к административной ответственности и применением такого наказания, как приостановление деятельности. Проверка проводится для подтверждения соответствия деятельности требованиям законодательства, и только потом она возобновляется.

Если в результате первичной проверки будет обнаружено, что в деятельности организации есть грубые нарушения лицензионных требований, то ему выдается предписание, указывающее на ошибку и устанавливающее срок для ее исправления.

Меры, которые принимают должностные лица при обнаружении нарушений установлены в ст. 17 ФЗ № 294 от 26.12.2008.

Обратите внимание, что речь в данном случае идет только о первичной проверке, в случае, если она проводится для подтверждения исправления ошибок, но они снова обнаружились, применяется иное наказание — аннулирование разрешения.

В Положениях о порядке лицензирования отдельных видов деятельности определен список нарушений, которые относятся к грубым.

Для любой сферы это такие ошибки, которые приводят к возникновению причинения вреда или его угрозе в отношении людей, животных, растений, окружающей среде, РФ, возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Либо такие, которые привели к тяжкому вреду для человека или среднему вреду для двух и более лиц.

Если, по прошествии времени, предусмотренного для исправления ошибок, новая проверка обнаружила, что они не исправлены, лицензирующий орган привлекает нарушителей к административной ответственности и приостанавливает действие лицензии.

Назначение административного наказания

Порядок применения административного наказания, сопровождающегося приостановлением деятельности, регламентирован в ст. 3.12 КоАП.

В норме дано указание на необходимость прибегать к иным способам воздействия на нарушителя, и, лишь в крайнем случае, когда достигнуть целей административного наказания иным способом невозможно, применяется приостановление.

Оно применяется только в отношении особо опасных преступлений, предусмотренных Особенной частью КоАП, связанных с причинением вреда или угрозой причинения вреда жизни, здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, возникновению чрезвычайных положений, приводящих к массовым заражениям, техногенным или природным катастрофам.

Принять решение о привлечении к данному виду ответственности может только судья. Дело рассматривается в течение 7 дней со дня фактического прекращения деятельности.

Максимальный срок его применения — 90 суток, но, если нарушения исправлены ранее, по заявлению организации суд может принять решение остановить применение наказания.

Возобновление

Если приостановление действия лицензии произошло по причине невыполнения предписания, тогда, после окончания срока, выданного на исправление ошибок, лицензия возобновляется. Но для этого лицензирующий орган должен провести внеплановую проверку и установить, что грубых нарушений больше нет.

Получить лицензию обратно можно и раньше указанного в предписании срока. После исправления нарушений необходимо написать заявление в лицензирующий орган с просьбой провести внеплановую проверку. Если в ее результате будет установлено, что ошибки исправлены, то разрешение на возобновление работы вы получите раньше. Платить государственную пошлину за эту услугу не нужно.

Если приостановление произошло вследствие применения такого административного наказания, как приостановление деятельности, то возобновление действия разрешения происходит следующим днем после истечения периода, предусмотренного для ее приостановления. Нарушитель обязательно пишет заявление об устранении нарушений в адрес лицензирующего органа. А он, в свою очередь, перед тем как вернуть лицензию, проводит еще одну проверку.

Если нарушитель досрочно прекратил исполнение административного наказания, наложенного на него судьей, то действие лицензии начинает работать на следующий день после досрочного прекращения. Чтобы оформить доступ к лицензии досрочно, необходимо обратиться в суд, который привлек Вас к ответственности с просьбой уменьшить срок приостановления.

Лицензирующий орган, проинформированный судом, проведет проверку — действительно ли ошибки исправлены. Суд на основе этих данных выносит решение, прекратить приостановление досрочно или нет.

Аннулирование

В каких случаях может быть аннулирована лицензия? Если в результате проверки будет обнаружено, что ошибки не исправлены, лицензирующий орган подает в суд требование об аннулировании лицензии.

То есть, основанием для аннулирования лицензии считается наличие грубых нарушений в деятельности организации или ИП, которые ранее уже были обнаружены и должны были быть исправлены.

Лицензия может быть аннулирована только по решению суда. На его основании происходит прекращение лицензии. Прекращение может быть и по инициативе самого предпринимателя.

Это возможно в результате ликвидации организации или прекращения работы ИП, либо по заявлению лицензиата, когда он решил прекратить осуществлять лицензируемый вид деятельности.

Информация, о том, что у лицензиата появилась возможность продолжать работу, о том, что он прекратил свою деятельность или его лицензия аннулирована также вносится в реестр.

Заключение

Решение о приостановлении действия разрешения принимается лицензирующим органом. На основании проверки может быть выявлено несоответствие работы лицензионным требованиям, тогда выдается предписание.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63

Это быстро и бесплатно !

В случае его неисполнения действие разрешения приостанавливается. Вторым основанием является решение суда о приостановлении всей деятельности фирмы или ИП.

Источник:
http://prava.expert/litsenzii/priostanovlenie-dejstviya.html