Рекламная конструкция определение по закону

Рекламная конструкция определение по закону

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Рекламная конструкция (наружная реклама). Типы конструкций. Правила размещения

1. Понятие наружной рекламы
2. Рекламная конструкция. Типы рекламных конструкций
3. Признаки наружной рекламной конструкции

Правила размещения наружной рекламы

4. Документы, необходимые для размещения наружной рекламы
5. Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции
6. Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции и порядок его заключения
7. Когда на размещение рекламной конструкции не требуется разрешение органа местного самоуправления?
8. Ограничения по размещению рекламных конструкций в Законе о рекламе

1. Понятие наружной рекламы

С помощью рекламных конструкций распространяют наружную рекламу.

В настоящее время в российском законодательстве не закреплено общего определения понятия наружной рекламы.

Наружной рекламой, как следует из статьи 19 закона о рекламе, является реклама, размещаемая на рекламных конструкциях, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

2. Рекламная конструкция. Типы рекламных конструкций

Рекламной конструкцией признается средство стабильного территориального размещения наружной рекламы, прочно связанное с объектами недвижимости и не предназначенное для перемещения.

Закон о рекламе выделяет следующие типы рекламных конструкций:

  • щиты;
  • стенды;
  • строительные сетки;
  • перетяжки;
  • электронные табло;
  • проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование;
  • воздушные шары, аэростаты;
  • иные технические средства стабильного территориального размещения (ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе).

Под «иными техническими средствами стабильного территориального размещения» понимаются любые конструкции, прочно (стабильно, стационарно) связанные с объектом недвижимого имущества таким образом, что такая связь делает невозможным монтаж/демонтаж конструкции без использования специальных технических средств или устройств (машин, механизмов, инструментов и т.п.) (см. Письмо ФАС России от 19.09.2018 N РП/75002/18 «О применении ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» в части разъяснения понятия «Иные технические средства стабильного территориального размещения»).

Как показывает практика, данный перечень не носит исчерпывающего характера и периодически возникают споры вокруг возможности отнесения отдельных объектов к числу наружной рекламы.

3. Признаки наружной рекламной конструкции

Можно выделить следующие признаки средств распространения наружной рекламы:

1) размещение их вне помещений. Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение — на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно, технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий (в том числе в лифтах), строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы. Вместе с тем, такая реклама должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе статьей 5 закона «О рекламе», а также требованиям, предъявляемым главой 3 закона «О рекламе» к рекламе отдельных видов товаров.

2) статичное размещение. Рекламная конструкция объектом недвижимости не является, но монтируется на конструктивных элементах объектов недвижимости. При этом с указанными объектами рекламная конструкция должна быть прочно связана путем стационарного размещения и не должна быть предназначена для перемещения. Соответственно, выносные штендеры не относятся к рекламным конструкциям, размещение которых регулируется статьей 19 закона о рекламе (Письмо ФАС России от 15.05.2012 N АК/14984 «О порядке размещения рекламы на штендерах»). Если средство распространения рекламы перемещается в пространстве, то реклама, размещенная с его помощью, будет относиться к транзитной. Это реклама, носителями которой являются транспортные средства, люди и даже животные.

Правила размещения наружной рекламы

Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договоры о ее установке и эксплуатации с собственником объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Правила размещения наружной рекламы установлены в ст. 19 закона N 38-ФЗ «О рекламе» и иными нормативными правовыми актами, принятыми органами муниципальной власти.

4. Документы, необходимые
для размещения наружной рекламы

Для размещения наружной рекламы необходимо заключить договор о ее установке и эксплуатации с собственником земельного участка, здания или иного объекта недвижимости, на который она будет прикреплена, или иным уполномоченным им лицом, а также получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора об установке и эксплуатации рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном ЖК РФ (ч. 5, 9 ст. 19 Закона о рекламе).

5. Разрешение на установку
и эксплуатацию рекламной конструкции

Получение разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является обязательным условием для ее использования.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления (ч. 9 ст. 19 Закона о рекламе).

Порядок получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции регламентирован ч. 9, 11 — 14, 17 ст. 19 Закона о рекламе. Разрешение выдается на каждую рекламную конструкцию в пределах срока действия договора на ее установку и эксплуатацию.

Для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заявитель представляет в компетентный орган заявление, к которому заявитель — физическое лицо прилагает данные о себе, а также согласие законного владельца объекта недвижимости, к которому прикрепляется рекламная конструкция, на его использование с этой целью либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Такое согласие должно быть представлено в виде письменного или электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов указанных услуг (ч. 11 ст. 19 Закона о рекламе).

За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции подлежит уплате государственная пошлина в размере 5 000 руб. (п. 105 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Решение о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или об отказе в его выдаче должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев с момента поступления документов (ч. 14 ст. 19 Закона о рекламе).

Решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято из-за несоответствия проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента, нарушения правил безопасности дорожного движения, а также в иных случаях, предусмотренных ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, перечень которых является исчерпывающим.

Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не требуется получать в случае размещения рекламы непосредственно на витринах, киосках, лотках, передвижных пунктах торговли, уличных зонтиках без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы (ч. 23 ст. 19 Закона о рекламе).

6. Договор об установке и эксплуатации
рекламной конструкции
и порядок его заключения

Договор об установке и эксплуатации рекламной конструкции заключается ее владельцем с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому она прикрепляется (ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Договор с владельцем рекламной конструкции помимо собственника может также заключить иное уполномоченное им лицо, например арендатор объекта недвижимости или доверительный управляющий при условии, что договор доверительного управления не содержит на этот счет ограничений (ч. 7 ст. 19 Закона о рекламе).

В случае размещения рекламной конструкции на общем имуществе собственников многоквартирного дома договор заключается с лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Если рекламная конструкция размещается на недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, то заключение договора возможно только по результатам торгов в форме аукциона или конкурса. Торги могут проводиться только при условии утверждения схемы размещения рекламных конструкций (ч. 5.1 и 5.8 ст. 19 Закона о рекламе).

7. Когда на размещение рекламной конструкции
не требуется разрешение органа местного самоуправления?

Краска, наклейка, пленка. Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях. Речь идет и размещении рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки в том числе на внутренних или внешних окнах. Распространение такой рекламы не подпадает под регулирование статьи 19 закона «О рекламе».

Выносные штендеры. К техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры.

Штендер — это выносной напольный рекламораспространитель, представляющий собой складную конструкцию небольшого размера, с одной или двумя рекламными поверхностями.

По мнению ФАС России, «к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в статье 19 закона «О рекламе», и на их установку не распространяются требования статьи 19 Федерального «О рекламе», в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам N А71-1732/2016, N А40-78651/14, N А29-8667/2011″ (Письмо ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама»).

В Определении Верховного Суда РФ от 19.12.2016 N 309-КГ16-18413 по делу N А71-1732/2016 содержится следующая правовая позиция:

«..спорная конструкция (штендер), состоящая из двух небольших щитов, скрепленных металлическим каркасом, с размещенной на них информацией, является мобильный (переносной) и не может быть признана установленной стационарно. Штендер не присоединен к земельному участку, не монтируется к иному стационарному имуществу, выставляется и в любой момент может быть перенесен в помещение, следовательно, не является способом стабильного территориального размещения рекламы и не отвечает понятию рекламной конструкции, на установку которой требуется разрешение исходя из смысла Закона о рекламе и Правил регулирования отношений, возникающих в области размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Ижевске, утвержденных решением Городской Думы г. Ижевска от 27.06.2013 N 458».

Вместе с тем, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в статье 19 закона «О рекламе», на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

8. Ограничения по размещению рекламных конструкций в Законе о рекламе

Установлены следующие ограничения (ч. 3, 3.1 ст. 19 Закона о рекламе):

1) запрещено распространять рекламу на дорожном знаке, его опоре или другом приспособлении, которое предназначено для регулирования дорожного движения.

При этом допускается размещать совместно с некоторыми информационными дорожными знаками информацию об объектах притяжения участников движения, с ограничениями и по правилам, установленным в п. 5.7.22 ГОСТ Р 52289-2004. В частности, такая информация размещается на отдельном щите непосредственно под дорожным знаком, на желтом фоне. Ее размещение согласовывается с органами ГИБДД (пп. «г» п. 12 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711);

2) нельзя размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр (кроме территорий достопримечательных мест). Здесь можно рекламировать только проводимые мероприятия и, при соблюдении условий, их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона об объектах культурного наследия).

Источник:
http://logos-pravo.ru/articles/reklamnaya-konstrukciya-naruzhnaya-reklama-tipy-konstrukciy-pravila-razmeshcheniya

Когда для размещения рекламной конструкции не нужны разрешение и договор

Вывеска на фасаде здания, содержащая название компании и род ее деятельности, не является рекламой, а потому разместить ее можно без каких-либо разрешений и договоров. Но если вывеска расположена по другому адресу, то ее размещение нужно согласовать с уполномоченным органом. Чем реклама отличается от обычной информации, можно понять из судебной практики.

Информация о компании или предпринимателе, а также реализуемых такими субъектами товарах (работах, услугах), размещенная на вывеске, не относится к рекламе при выполнении нескольких условий:

  • она имеет целью информирование, а не привлечение внимания;
  • размещена вблизи магазина, офиса, в котором непосредственно происходит торговля, оказание услуг, выполнение работ или заключение договоров на их выполнение или оказание;
  • информация размещена в одном месте;
  • в ней нет дополнительных графических объектов помимо торговых знаков или средств индивидуализации, права на которые принадлежат компании (предпринимателю).

К таким выводам позволяет прийти анализ судебной практики окружных арбитражных судов и Высшего арбитражного суда РФ, сложившейся за последние четыре года.

Нерекламный характер сведений освободит компанию от дополнительных расходов

Для размещения рекламной конструкции на здании, сооружении, земельном участке, не принадлежащем рекламорас­пространителю, необходимо заключить соответствующий договор с собственником такого объекта недвижимости. Если речь идет о государственной или муниципальной собственности, то такой договор заключается путем проведения торгов (п. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, далее — Закон о рекламе). Для размещения рекламной конструкции на общем имуществе многоквартирного дома (фасад, крыша и др.) рекламораспространителю понадобится получить согласие собственников помещений в таком доме (п. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Помимо этого необходимо наличие специального разрешения уполномоченного органа местного самоуправления (п. 10 ст. 19 Закона о рекламе).

Читайте также  Как зарегистрировать ООО на портале госуслуг в 2020 году: пошаговая инструкция

Однако все перечисленные требования Закона о рекламе не распространяются на размещение вывесок и указателей, не содержащих рекламную информацию, а также на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (подп. 2, 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). Именно по этим двум основаниям рекламораспространители обычно оспаривают постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 и 14.37 КоАП РФ) или предписания об устранении таких нарушений.

Стоит заметить, что неблагоприятные последствия размещения рекламной конструкции без законных оснований не исчерпываются для компании или предпринимателя административным штрафом. Помимо этого заинтересованные лица (например, собственник или арендатор имущества, на котором размещена рекламная конструкция) могут обратиться в суд с иском о понуждении рекламораспространителя демонтировать спорную конструкцию (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 8263/10), а также взыскать неосновательное обогащение в виде неполученной арендной платы за место для размещения конструкции (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2010 по делу № А56-11496/2009).

Итак, Закон о рекламе понимает под рекламной конструкцией наружную рекламу с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (п. 1 ст. 19 Закона о рекламе). Судебная практика, с одной стороны, придала этому определению больше конкретики, а с другой — дополнила перечень критериев, на основании которых конструкцию можно отнести к рекламной. Среди таких критериев можно выделить три основных: содержание размещенной информации, место ее размещения и количество размещенных объектов (щитов, конструкций и т.д.).

«Рекламный» признак: содержание информации

Главные признаки рекламы — предназначенность неограниченному кругу лиц и направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Сведения о наименовании компании (предпринимателя), графике работы, роде деятельности суды рекламой не признают. Эти сведения необходимо в любом случае доводить до сведения потребителя, а потому для их размещения никаких специальных договоров и разрешений не требуется. Манера изложения информации значения не имеет (п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.98 № 37).

На вывеске также можно указывать сведения о реализуемых товарах, оказываемых услугах или выполняемых работах (постановления Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 № 7517/11, ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2011 по делу № А56-20916/2010, Центрального округа от 24.11.2011 по делу № А48-462/2011, Дальневосточного округа от 10.06.2011 № Ф03-2391/2011, Восточно-Сибирского округа от 29.09.2011 по делу № А33-2976/2011, Московского округа от 18.02.2009 № КГ-А40/357-09 и Западно-Сибирского округа от 13.11.2009 по делу № А45-9520/2009). Стоит отметить, что на вывеске должна быть размещена вся необходимая для потребителя информация — наименование компании (Ф.И.О. предпринимателя), адрес, режим работы, вид деятельности. Если на вывеске будет указано, например, только наименование и вид деятельности, то суд вполне может признать ее рекламой. Хотя встречаются и дела, в которых вывески только с наименованием компании суды не квалифицировали как рекламные (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.02.2011 по делу № А45-8848/2010).

Определенную роль в квалификации сведений как рекламы может сыграть сложившаяся практика размещения таких сведений в населенном пункте (Определение ВАС РФ от 16.06.2009 № ВАС-6722/09). Например, суд может не усмотреть рекламы в размещении указателей с наименованием компании и графиком ее работы, если в городе такие указатели — норма (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.06.2012 по делу № А63-9593/2011).

К рекламе не относятся и указатели, содержащие только название компании, например, конструкция со стрелкой — указателем (Определение ВАС РФ от 28.02.2011 № ВАС-1749/11). Правда, в практике есть случаи, когда суд признавал рекламной конструкцией флаг с одним наименованием компании, размещенный вблизи основной информационной конструкции, также содержащей наименование компании и иные сведения (Определение ВАС РФ от 21.10.2011 № ВАС-13163/11).

Еще одним признаком рекламы может стать использование изображений(постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.11.2010 № Ф03-8503/2010). Однако товарные знаки или средства индивидуализации не превращают вывеску в рекламную конструкцию (постановления ФАС Дальневосточного округа от 25.10.2010 № Ф03-7191/2010, Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу № А63-6017/2011, Западно-Сибирского округа от 30.07.2009 № Ф04-4507/2009(11813-А45-43)).

«Рекламный» признак: место размещения информации

Отличительным признаком вывески и рекламной конструкции также является и место ее размещения. Например, вывеску у входа в офис компании суд вряд ли расценит как рекламную конструкцию. Причем это может быть не табличка с информацией, но и, например, конструкция фасада здания (Определение ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-1930/12) или световой короб (Определение ВАС РФ от 12.10.2010 № ВАС-13232/10, постановления ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2012 по делу № А13-8200/2011 и Центрального округа от 07.08.2009 по делу № А08-5345/2008-11).

Однако если конструкция со сведениями о компании или производимой продукции (услугах, работах) размещена вдали от входа в офис, например, на противоположной стороне здания, а у входа имеется еще и вывеска, то суд почти наверняка признает такую конструкцию рекламой (Определение ВАС РФ от 14.12.2011 № ВАС-12967). Если рекламная конструкция, дублирующая вывеску информационного характера, размещена на фасаде здания, это не сыграет существенной роли при ее квалификации в качестве рекламы (Определение ВАС РФ от 03.07.2012 № ВАС-7829/12). Также на рекламный характер конструкции указывает ее размещение в нескольких местах вдали от офиса компании, например, на нескольких световых опорах вдоль дороги (Определение ВАС РФ от 14.07.2010 № ВАС-8995/10). Но даже единственный рекламный щит, расположенный вне места нахождения компании, суд может признать рекламой (постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.04.2011 № Ф03-1530/2011 по делу № А51-8003/2010). Кроме того, на рекламный характер укажет размещение конструкции в таком месте, которое позволяет усмотреть цель привлечения внимания, например, на крыше здания (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2011 по делу № А56-27105/2010).

«Рекламный» признак: количество размещенных объектов

Количество размещенных объектов является не определяющим, но все же довольно веским аргументом в спорах о признании таких объектов рекламными конструкциями.

Так, например, компания разместила в одном месте две вывески с необходимой потребительской информацией и одну световую вывеску только с наименованием компании. Суд решил, что световая вывеска является рекламой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2012 по делу № А56-25147/201). В другом деле судьи признали рекламными размещенные на фасаде здания, а также в удаленном от него месте 28 конструкций (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.05.2010 по делу № А63-10080/2009).

Источник:
http://www.eg-online.ru/article/187265/

ФАС разъяснила в чем разница между вывеской и рекламой

27.12.2017 в Письме № АК/92163/17 Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила разъяснения по вопросам, связанным с разграничением рекламных конструкций и конструкций, носящих информационный характер.

К числу наиболее важных положений данных разъяснений относятся следующие:

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38-ФЗ) реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения ФЗ № 38-ФЗ.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, к которому направлено внимание и формируется интерес, не признается рекламой.

Согласно ст. 3 ФЗ № 38-ФЗ под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар — это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Системный анализ гражданского законодательства РФ свидетельствует о том, что объектом рекламирования может выступать тот товар, предназначенный для продажи или иного введения в гражданский оборот, который можно индивидуализировать, выделить среди однородной группы товаров. Соответственно, реклама товара всегда представляет собой информацию о конкретном товаре, который можно индивидуализировать внутри группы однородных товаров.

Рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Информация, не содержащая указания на объект рекламирования , в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.

В случае размещения на фасаде торгового объекта или магазина фотографий каких-либо товаров или каких-либо изображений (например, бутылка вина, какая-либо техника, одежда и т.п.) без индивидуализирующих признаков, характеристики, цены указанных товаров, такие изображения не могут быть признаны рекламными, поскольку не преследуют цели продвижения товара на рынке.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 2 ФЗ № 38-ФЗ указанный закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Так, информация, содержащая выражения «Добро пожаловать», «Въезд 24 часа» и т.п., размещенная на конструкции, в том числе установленной при въезде или выезде на территорию, занимаемую организацией, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит указания на объект рекламирования, соответственно, требования ФЗ № 38-ФЗ на такую информацию не распространяются.

Также не подпадает под понятие рекламы информация, размещаемая на конструкциях-указателях вне места нахождения организации, содержащая сведения о профиле деятельности организации (аптека, ресторан) или ассортименте реализуемых товаров и услуг (хлеб, мебель) и направление движения и расстояние до такой организации, в случае если такая информация не содержит названия или характеристик товаров, товарных знаков, иных средств индивидуализации товаров, наименования юридических лиц.

Информация, обязательная к размещению в силу закона или обычая делового оборота, не признается рекламой.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 ФЗ № 38-ФЗ данный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.

Кроме того, согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 58 от 08.10.2012 не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота.

При этом не является рекламой размещение наименования ( коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой .

В соответствии с п. 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37, сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске, в том числе с использованием товарного знака.

Кроме того, размещение на конструкции на фасаде здания в месте нахождения организации сведений о наименовании общества, номере телефона и/или официальном сайте юридического лица в сети Интернет, если в этой информации не содержится конкретных сведений о товаре, об условиях его приобретения или использования, представляет собой размещение сведений о виде деятельности общества в целях доведения этой информации до потребителей. Такая информация не подпадает под понятие рекламы .

Вместе с тем, законодательство, в т.ч. ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках.

Читайте также  Каталог индивидуальных предпринимателей по областям РФ

Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования ФЗ № 38-ФЗ , в т.ч. в случае их размещения в месте нахождения организации.

Конструкции, содержащие указание на наименование организации, названия товаров (работ, услуг), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, размещенные на территории, прилегающей к зданию , в котором осуществляет свою деятельность указанная организация , вне зависимости от права собственности на земельный участок, не относятся к размещенной в месте нахождения организации и являются рекламной конструкцией.

К таким конструкциям относятся стелы, пилоны, флагштоки (флаги), стойки, содержащие, в том числе название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов и т.д., поскольку такие конструкции размещаются не в месте нахождения организации (не на здании торгового центра, автосалона).

Информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 ФЗ № 38-ФЗ данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой .

Конструкция с изображением в виде креста, размещенная на здании, в котором осуществляет свою деятельность аптека, не может быть признана рекламой , поскольку размещается в качестве указания профиля деятельности организации и не содержит указания на конкретный товар или лицо, как объект рекламирования.

Цель данного носителя информации заключается в обеспечении быстрого оперативного поиска потребителем этого места, но не в формировании интереса, привлечении внимания к конкретной организации и продаваемым ей товарам

Соответственно, на указанные конструкции с изображением в виде креста, положения ФЗ № 38-ФЗ не распространяются.

При оценке информации на предмет ее отнесения к вывеске или рекламе необходимо руководствоваться как содержанием такой информации, так и всеми обстоятельствами ее размещения.

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей в силу закона или обычая делового оборота информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании.

Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте входа в организацию или месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

Так, если организация занимает все многоэтажное здание, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании, а также иной обязательной в силу закона информации, не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица. Однако если организация занимает лишь часть многоэтажного здания, то размещение крышной конструкции рассматривается как реклама данной организации.

Конструкции с наименованиями организаций, размещенные на фасаде торгового центра или офисного здания, где указанные организации осуществляют хозяйственную деятельность, призваны информировать о месте нахождения таких организаций и признаются размещенными в месте нахождения организаций. Соответственно, такие конструкции рекламными не являются .

Реклама, распространяющаяся не на технических средствах стабильного территориального размещения, не относится к распространяющейся на рекламных конструкциях.

Согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ к рекламным конструкциям относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

Соответственно, ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ определяет порядок размещения не любой наружной рекламы, а распространяемой с помощью рекламных конструкций, то есть с использованием технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктах движения общественного транспорта.

В случае размещения рекламы на здании с помощью краски или наклейки плакатов, пленки в том числе на внутренних или внешних окнах, отсутствуют технические средства стабильного территориального размещения, соответственно, распространение такой рекламы не подпадает под регулирование ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ.

Кроме того, к техническим средствам стабильного территориального размещения не относятся выносные штендеры, поскольку они являются переносными конструкциями, устанавливаемыми чаще всего на часть дня на улице (тротуаре) рядом с определенной организацией. Такие штендеры не подпадают под понятие рекламной конструкции, закрепленное в ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ и на их установку не распространяются требования указанной нормы, в частности положение о получении разрешения органа местного самоуправления на его размещение.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций.

П. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

При этом согласно ст. 2 данного закона благоустройство территории поселения (городского округа) — комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Таким образом, орган местного самоуправления в рамках полномочий, предоставленных ему ФЗ № 131-ФЗ, вправе определять порядок и возможность размещения конструкций, не подпадающих под понятие рекламных конструкций, указанное в ст. 19 ФЗ № 38-ФЗ, на фасадах зданий, строений, сооружений и вне их, исходя из их размеров, типов и видов конструкций, их количества, в соответствующем нормативном акте.

Для справки

Требования к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины установлены ст. 24 ФЗ № 38-ФЗ. Положения указанной статьи содержат как специальные требования к способам и формам распространения такой рекламы, так и к содержанию такой рекламы.

Напоминаем

Согласно ч. 5 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в настоящее время за нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в следующих размерах:

  • на граждан — от 2 000 до 2 500 рублей ;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей ;
  • на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 рублей .

Источник:
http://kormed.ru/novosti/fas-razyasnila-v-chem-raznitsa-mezhdu-vyveskoy-i-reklamoy/

Являются ли рекламные наклейки на фасаде (окна) здания рекламной конструкцией?

Являются ли рекламные наклейки на фасаде (окна) здания рекламной конструкцией? Вручили уведомление арендатору — нужно дибо оформить либо демонтировать. Говорят снаруже это рекламная конструкция а если снутри то нет.(Ставропольский край)

Марк, здравствуйте!
В силу ст.19 ФЗ «О рекламе»

Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее — рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) — собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

Таким образом, хоть и с натяжкой, но можно признать рекламной конструкцией и Ваш случай. Следовательно очевидности в Вашей ситуации нет, но поскольку Ваша конструкция стационарна и расположена вне помещения, то суд, скорее всего, признает это рекламой.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2012 по делу N А35-14645/2011

В данном деле отказали по формальным основаниям, в связи с противоречиями в документах. Поэтому как пример не очень подходит.

Консультация юриста бесплатно

Все зависит от того, какую информацию содержит Ваша наклейка на окнах., так как согласно ст. 9 закона о защите прав потребителей.

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель — должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
2. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

Плюс, что является рекламой, а что не является разъяснено в письме ФАС.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 23.07.09 N АЦ/24234
О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОНЯТИЙ РЕКЛАМА И ВЫВЕСКА

ФАС России рассмотрела обращение о разграничении понятий вывеска и реклама с учетом внесения изменений в статью 3 Федерального закона «О рекламе» и сообщает.
Федеральным законом от 07.05.2009 N 89-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции „Ростехнологии“ дополнительными полномочиями и формированием ее имущества» в статью 3 Федерального закона «О рекламе» были внесены изменения, касающиеся понятия объекта рекламирования: к объекту рекламирования были добавлены, помимо средств индивидуализации товара, средства индивидуализации юридического лица.
Однако данные изменения носят технический характер и не меняют по существу ранее установленные положения Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с Федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.
Как ранее сообщалось письмом ФАС России от 16.03.2006 N АК/3512, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.
С учетом изложенного не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, «Универмаг „Седьмой континент“, „магазин цифровой техники “Ион», «Итальянская мебель», «Кафе „Атаман“, „Крымские вина“.
А.Ю.ЦАРИКОВСКИЙ

Читайте также  Образец справки о системе налогообложения 2020

Таким образом, если на Ваших наклейках содержится информация больше чем предусмотрено законом, то наклейки могут признать рекламными конструкциями.

Источник:
http://pravoved.ru/question/251940/

Новый закон о рекламных конструкциях

На прошлой неделе был опубликован закон о рекламных конструкциях и совершенствовании порядка распространения наружной рекламы. Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 98-ФЗ преследует двуединую цель. Во-первых, это изменение порядка заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, правил их размещения, во-вторых, упрощение процедуры демонтажа незаконно установленных рекламных конструкций.

По задумке законодателей, принятие новых правил приведет к значительному сокращению в стране наружной рекламы, поскольку будет ограничено число мест для ее установки и исключены факты бесконтрольной эксплуатации наружных конструкций. В связи с этим закон провозглашает, что все без исключения рекламные щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки и электронных табло должны размещаться строго в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления схемами размещения рекламных конструкций.

В данных схемах будут указываться конкретные места возможного размещения рекламных конструкций, а также типы и виды рекламных конструкций с точным определением площади информационных полей и технических характеристик этих конструкций. Причем схема должна будет обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, и соответствовать требованиям безопасности. Схемы подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и обязательному опубликованию.

В свою очередь органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются правом определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям.

Кроме того, субъекты РФ наделяются правомочием определять конкретные предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы. Причем, согласно закону, такие сроки не могут быть менее пяти и более десяти лет (первоначально предполагалось разрешить заключение договоров сроком до 15 лет).

Что касается демонтажа незаконных рекламных конструкций, то закон в значительной мере упрощает его порядок. По сути, вводится административный порядок демонтажа незаконных рекламных конструкций. В соответствии с законом владелец рекламной конструкции обязан будет демонтировать рекламную конструкцию, установленную без разрешения, в течение месяца со дня выдачи предписания о демонтаже. В противном случае демонтаж в течение месяца со дня выдачи соответствующего предписания осуществляет собственник имущества, к которому присоединена рекламная конструкция. Причем собственник недвижимости вправе будет потребовать с владельца рекламной конструкции возмещения всех понесенных расходов.

Если в установленный срок собственник недвижимости не выполнит демонтаж конструкции, такой демонтаж осуществляется за счет средств местного бюджета. При этом по требованию органа местного самоуправления владелец рекламной конструкции либо собственник имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция, обязан будет возместить все расходы, понесенные в связи с демонтажом, хранением или в необходимых случаях уничтожением рекламной конструкции.

Напомним, что в соответствии с ранее действующими правилами при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления вправе был лишь обратиться в суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа. И принудительный демонтаж был возможен только в случае принятия судом соответствующего решения, что приводило к неоправданному затягиванию процесса удаления с улиц незаконной рекламы.

Кстати, именно нормы об упрощении демонтажа наружной рекламы вызвали в обществе наибольшее число дискуссий и негативных откликов. Даже Правительство РФ рекомендовало не поддерживать данный законопроект, заявив о том, что он представляет угрозу для развития конкуренции на рекламном рынке, и владельцы рекламных конструкций лишатся права на судебную защиту своих интересов.

В итоге парламентарии постарались учесть в финальной редакции закона все прозвучавшие замечания. Отказываться от административного порядка сноса незаконной рекламы депутаты, конечно, не стали, но в законе было прописано, что демонтаж рекламной конструкции может быть обжалован в суде в течение трех месяцев со дня демонтажа рекламной конструкции.

Важным моментом нового закона является и то, что он в целях установки и использования рекламной конструкции требует от ее владельца получения разрешения именно на “установку и эксплуатацию”, а не только на “установку”, как это было ранее. Данное уточнение, введенное законом, не позволит недобросовестным владельцам конструкций отказывать в их демонтаже со ссылкой на то, что истечение срока действия разрешения на установку не влечет за собой невозможности эксплуатации рекламной конструкции.

Одновременно закон вводит ограничения в отношении рекламы, размещаемой на транспортных средствах. Так, использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, равно как и переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара, запрещается.

Таким образом, теперь достаточным основанием для привлечения к ответственности послужит само переоборудование автомобиля с полной или частичной утратой его первоначальных функций, и правоприменителям не нужно будет доказывать факт использования транспорта именно в рекламных целях. Штраф за указанное правонарушение составит для граждан от трех тысяч до пяти тысяч рублей, для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ужесточается административная ответственность и за нарушение требований к установке и эксплуатации рекламных конструкций. Теперь установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения или с нарушением законных требований повлечет наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. Напомним, ранее за указанное правонарушение, совершенное юридическими лицами, предусматривался штраф в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Новый закон уже вступил в силу, но до утверждения местными властями соответствующих схем размещения (конечный срок — 1 января 2014 года) будет применяться ныне действующий порядок размещения рекламных конструкций. При этом с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций станет осуществляться исключительно при наличии утвержденных схем размещения таких конструкций.

Источник:
http://www.klerk.ru/law/articles/322406/

Вывеска или рекламная конструкция?

Судебной коллегией по экономическим спорам обновленного Верховного суда РФ было рассмотрено первое рекламное дело (Определение ВС РФ № 303-ЭС14-395 от 18 ноября 2014 года). Одним из основных вопросов, стоявшим перед коллегией, был вопрос, который имеет уже скорее философский оттенок, нежили правовой, это вопрос разграничения понятий «вывеска» и «рекламная конструкция».

Поводом для спора послужили действия кондитерского магазина, разместившего на фасаде здания две вывески. Одна вывеска в форме шоколадной плитки площадью 2 кв. метра и сведениями — «Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий. Режим работы с 09 до 21. Наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН)», вторая вывеска площадью 7,56 кв.метров и сведениями – «Шоколадный Департамент. Фирменный магазин кондитерских изделий».

Данные вывески были размещены без согласия собственников жилых помещений, в связи, с чем управляющая компания обратилась в суд с кондикционным иском.

Позиция Истца заключалась в том, что в силу пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» общество «Свитинка» обязано было заключить договор с управляющей компанией на размещение на фасаде дома рекламных конструкций, однако такой договор заключен не был, соответственно у ответчика возникло неосновательное обогащение.

Ответчик, возражая против иска, указывал на то, что вывески размещаются в силу требований положений Закона о защите прав потребителей, а именно пункта 12 статьи 9, которая обязывает доводить до сведения потребителей сведения о фирменном наименовании своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Поскольку спорные вывески были размещены во исполнение требований этого закона, оснований для взыскания суммы неосновательного обогащения, по мнению заявителя, не имеется.

Суды трех инстанций удовлетворили исковые требования, однако ЭК ВС, сочла, что имеются основания для частичной отмены судебных актов. Отменяя судебные акты, Коллегия указала, что суды первой и апелляционной инстанций признали вывески рекламными конструкциями, а суд кассационной инстанции — вывесками, не содержащими сведения рекламного характера, тем не менее, пришли к единому выводу о наличии у лица, их разместившего, обязанности уплатить соответствующую плату за использование общего имущества дома. При этом, как указано, в Определении Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» было указано, что при применении пункта 1 статьи 3 этого закона следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относится, в частности информация, размещаемая в силу статей 9,10 Закона о защите прав потребителей.

Поскольку размещая именно такую информацию, продавец (исполнитель) выполняет публичную обязанность в интересах неограниченного круга лиц, взимание с него соответствующей платы ни нормами указанного закона, ни нормами Жилищного кодекса не предусмотрено, в связи, с чем такое лицо не может быть признано обогатившимся за чужой счет, и оснований для применения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

С данным выводом, трудно не согласиться, при этом особенно приятно, что обновленный ВС, не стал менять практику, сформированную упраздненным ВАС в Пленуме № 58.

Но также, в данном Определении есть и некоторые, негативные и мягко говоря, спорные моменты, так Коллегия указала, что вывеска площадью 2 кв.м. по содержанию находящихся сведений на ней, ее размеру, расположению на фасаде дома соответствует требованиям, предъявляемым Законом о защите прав потребителей, ее следовало признать вывеской, содержащей информацию, необходимую для защиты прав потребителей, обязательную в соответствии с указанным законом для доведения до сведения неограниченного круга лиц.

Вторая спорная вывеска площадью 7.56 кв.м., не содержит всех необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, превышает допустимые для информационной вывески размеры, направлена на привлечение и поддержание внимания к реализуемому товару, его продвижению, в т.ч. с использованием товарного знака, и поэтому является рекламной конструкцией.

Вывод, сделанный в отношении второй вывески, представляется крайне спорным, поскольку как указывал ВАС, в том же пункте 58 Пленума, если информация приведена не в полном объеме, то это не означает, что данная информация является рекламой.

При этом такой вывод также не согласуется с практикой выработанной ФАС, в частности в Письме от 28.11.2013 N АК/47658/13, ФАС указывал, что основное отличие вывески от рекламной конструкции, заключается в цели их размещения, так рекламная конструкция преследует цель привлечения внимания к товару, а вывеска необходима для обозначения места нахождения продавца, при этом антимонопольный орган указывал, что указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Также представляется спорным следующий вывод, закон не предусматривает необходимость размещения в этих целях двух информационных табличек по одному адресу в непосредственной близости друг к другу, в какой находятся спорные вывески. Но при этом закон и не запрещает размещение нескольких вывесок в одном местонахождения, трудно представить, чтобы в огромном гипермаркете была всего одна вывеска, сообщающая о режиме работы данной организации, подобный подход не отвечал бы целям Закона о защите прав потребителя.

Источник:
http://zakon.ru/blog/2014/11/27/vyveska_ili_reklamnaya_konstrukciya