Ответственность налогового агента по НДФЛ

Ответственность налогового агента по НДФЛ

Согласно п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса российские организации и индивидуальные предприниматели в отношении всех доходов налогоплательщиков-физлиц, источником которых они являются, признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Исключением являются лишь доходы физлиц, налог с которых рассчитывается и уплачивается по отдельным правилам, установленным ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 Кодекса. Статус налогового агента подразумевает выполнение налоговым агентом определенных обязанностей, неисполнение которых влечет за собой налоговую ответственность.

Налоговая ответственность

Обязанности налогового агента по НДФЛ подразумевают, что он должен исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет (пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК).
Исчисляется НДФЛ ежемесячно нарастающим итогом по всем доходам работника, облагаемым по ставке 13, которые начислены с начала налогового периода (п. п. 1, 3 ст. 210, ст. 216 НК). При этом предусмотрен зачет налога, удержанного за предыдущие месяцы (п. п. 2, 3 ст. 226 НК). Вместе с тем удержанию НДФЛ подлежит непосредственно из доходов налогоплательщиков при их фактической выплате (абз. 1 п. 4 ст. 226 НК). Учитывая, что в общем случае датой фактического получения дохода в целях НДФЛ признается день их выплаты (перечисления на счет) в денежной форме и передачи в натуральной форме, по сути, исчислять налог необходимо при каждой выплате дохода (п. 1 ст. 223 НК). Тем более что перечислить НДФЛ в бюджет налоговый агент обязан не позднее дня фактического получения в банке наличных денег на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по их поручениям на счета третьих лиц в банках (абз. 1 п. 6 ст. 226 НК).

Отдельно по каждой сумме дохода НДФЛ рассчитывается также с выплат, облагаемых по иным ставкам, помимо ставки 13 процентов (п. 3 ст. 226 НК).
Невыполнение налоговым агентом возложенных на него обязанностей влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 123 Налогового кодекса. Если быть точнее, то данной нормой установлены штрафные санкции за неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) сумм налога в установленный срок. Однако, очевидно, что неисчисление НДФЛ влечет за собой его неудержание и, как следствие, неуплату. Размер санкций в данном случае составляет 20 процентов от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Обратите внимание! Налоговые инспекторы вправе привлечь налогового агента к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса в том числе до окончания налогового периода, которым, если говорить об НДФЛ, признается год. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 5 июля 2011 г. N 1051/11. Как подчеркнули судьи, обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет НДФЛ предусмотрены ст. 226 Кодекса и не связаны с окончанием налогового периода.

Следует отметить, что в арбитражной практике есть примеры решений, в которых судьи указывают, что налоговики не вправе привлечь налогового агента к ответственности, если НДФЛ уплачен им в более поздние сроки, на дату начала выездной проверки уже перечислен в полном объеме (Постановления ФАС Московского округа от 5 апреля 2011 г. N КА-А40/1966-11, ФАС Северо-Кавказского округа от 17 февраля 2011 г. по делу N А32-15885/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 апреля 2008 г. N А19-13815/07-41-Ф02-1664/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. N Ф04-643/2009(48-А45-46)). Однако необходимо учитывать, что во всех них рассматривались периоды, когда действовала прежняя редакция ст. 123 Налогового кодекса, которая устанавливала ответственность лишь за неперечисление (неполное перечисление) налога, но не за уплату его в более поздние сроки. Однако согласно действующей редакции данной статьи, вступившей в силу 2 сентября 2010 г., штрафные санкции, предусмотренные ею, применяются в том числе в случае неперечисления налога в установленный срок. Что же касается представителей ФНС, то эксперты налогового ведомства и ранее настаивали, что ответственность по ст. 123 Налогового кодекса подлежит применению и при несвоевременной уплате налога, подлежащего удержанию налоговым агентом, в бюджет (Письмо ФНС России от 26 февраля 2007 г. N 04-1-02/145@).

Пени за несвоевременную уплату

Уплата налога в более поздние сроки, чем предусмотрено законодательством, как предусмотрено ст. 75 Налогового кодекса, помимо прочего чревата для налогоплательщика уплатой пени за каждый день просрочки. Между тем согласно п. 7 данной статьи установленные ею правила распространяются также на налоговых агентов. Причем сумма пеней может быть взыскана с налогового агента даже в том случае, когда НДФЛ им с доходов физлица по тем или иным причинам не удержан, то есть за счет собственных средств агента (Постановления Президиума ВАС РФ от 12 января 2010 г. N 12000/09, от 22 мая 2007 г. N 16499/06, Письмо ФНС России от 25 июля 2006 г. N ВЕ-6-04/728@).

Обратите внимание! Уплата НДФЛ за счет собственных средств налогового агента прямо запрещена п. 9 ст. 226 Налогового кодекса. В связи с этим взыскать с налогового агента налог, не удержанный им у налогоплательщика, налоговики не вправе (Постановления ФАС Поволжского округа от 23 июля 2009 г. N А57-5229/2008, ФАС Московского округа от 28 июля 2009 г. N КА-А40/6948-09). Однако по этой же причине налоговые инспекторы не признают обязанности налогового агента исполненными, если НДФЛ им перечислен за счет собственных средств.

При этом, как следует из Письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690, в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние сроки пени подлежат начислению в целом по организации (предпринимателю) с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу. Здесь необходимо отметить, что согласно п. 1 ст. 230 Налогового кодекса налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физлицами в налоговом периоде, предоставленных им налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм налогов в регистрах налогового учета по каждому налогоплательщику. Вполне понятно, что в отсутствие такого учета рассчитать сумму пеней довольно проблематично, но не невозможно. При этом следует помнить, что в данном случае вступает в права также ст. 120 Кодекса, которой предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (Письмо ФНС России от 29 декабря 2012 г. N АС-4-2/22690).

В зависимости от тяжести правонарушения меры взыскания по ст. 120 Налогового кодекса разнятся. Так, если грубое нарушение правил учета допущено в рамках одного налогового периода, то сумма штрафа составит 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК). Те же деяния, растянувшиеся более чем на один налоговый период, уже грозят санкциями в размере 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК). Ну и, наконец, если они повлекли за собой занижение налоговой базы, то величина штрафа будет зависеть от суммы не уплаченного в бюджет налога (20 процентов, но не менее 40 000 руб.) (п. 3 ст. 120 НК).

Если НДФЛ удержать невозможно

На практике далеко не всегда у налогового агента есть возможность удержать исчисленный НДФЛ из доходов налогоплательщика. Например, это касается ситуаций, когда речь идет о доходах в натуральной форме или в виде материальной выгоды (Письмо Минфина России от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258). В этом случае согласно п. 5 ст. 226 Налогового кодекса фирме или предпринимателю необходимо письменно сообщить о невозможности удержать НДФЛ и сумме неудержанного налога как налогоплательщику, так и налоговому органу по месту своего учета. На этом обязанности налогового агента будут считаться исполненными (Письма Минфина России от 5 апреля 2010 г. N 03-04-06/10-62, от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12). Следовательно, ни штраф по ст. 123 Налогового кодекса, ни пени за неуплату налога в срок в такой ситуации с хозяйствующего субъекта взысканы быть не могут (п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, Определение ВАС РФ от 16 июля 2007 г. N 5560/07, Письмо Минфина России от 9 февраля 2010 г. N 03-04-06/10-12).

Однако следует иметь в виду, что для применения п. 5 ст. 226 Налогового кодекса возможность удержания НДФЛ должна отсутствовать у налогового агента с момента получения физлицом дохода и вплоть до окончания налогового периода. Иными словами, если до конца года налоговый агент выплачивает физлицу какие-либо денежные средства, он обязан «вычесть» из них в том числе НДФЛ, не удержанный ранее. Собственно говоря, согласно п. 5 ст. 226 Кодекса сообщить о невозможности удержать налог он должен не позднее месяца с даты окончания налогового периода.

Источник:
http://www.pnalog.ru/material/otvetstvennost-nalogovogo-agenta-po-ndfl

Что грозит организации, если она не удержит с дохода работника НДФЛ и не сообщит об этом факте в налоговую?

Автор: Тяпухин С. В., эксперт журнала

Работнику выплатили доход (компенсировали командировочные расходы), подтвержденный лишь косвенными документами. По мнению чиновников, данный доход должен включаться в налоговую базу по НДФЛ. Арбитры придерживаются иного мнения. Организация приняла решение не исчислять и не удерживать налог. Что грозит организации и работнику в случае, если налоговые инспекторы выявят этот факт?

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица (п. 1 ст. 207 НК РФ). Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика и уплачивать в налог бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). То есть организации являются налоговыми агентами по данному налогу (ст. 24 НК РФ). Уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Читайте также  Штраф за отсутствие кассы онлайн и ККТ у ИП в 2020 году

Для справки

Указанная формулировка п. 9 ст. 226 НК РФ действует вплоть до 31.12.2019. С 2020 года эта норма дополнена случаем-исключением: уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим кодексом при неправомерном неудержании (неполном удержании НДФЛ из заработной платы) налога налоговым агентом (в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

До 2020 года и начиная с 01.01.2020 для работодателей, не удержавших налог НДФЛ в предусмотренных законодательством случаях (и не сообщивших об этом факте в налоговую инспекцию), последствия будут различны.

Какие последствия ждут работников и работодателей сейчас (в 2019 году и ранее)?

Если налоговые инспекторы посчитают, что налоговый агент необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ выплаченный работнику доход, налог будет доначислен. Обязанность уплатить НДФЛ возлагается на физическое лицо. В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ.

Требовать погасить задолженность по НДФЛ с дохода работника за счет средств учреждения налоговые инспекторы не вправе. Следовательно, доначисленная по результатам налоговой проверки сумма налога должна быть удержана налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых работнику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

При невозможности удержать НДФЛ из заработной платы у налогоплательщика (например, в случае, когда физическое лицо, которому доначислен НДФЛ, уволилось из учреждения) налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ с дохода работника и сумме задолженности налогоплательщика (п. 5 ст. 226 НК РФ).

Негативные последствия ждут и работодателя. Налоговый агент, который неправомерно не исчислил, не перечислил в бюджет и не удержал налог НДФЛ, может быть привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на основании ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению).

Кроме того, налоговому агенту могут быть начислены пени (ст. 75 НК РФ). В частности, Президиум ВАС в Постановлении от 22.05.2007 № 16499/06 разъяснил, что пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Поскольку ст. 226 НК РФ обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых агентов, уплатить пени обязаны также налоговые агенты. В пользу начисления пеней организациям высказывался также Пленум ВАС (см. п. 2 Постановления от 30.07.2013 № 57).

Какие последствия ждут работников и работодателей после 01.01.2020?

Как и раньше, обязанность по уплате НДФЛ будет возлагаться на физических лиц. Поэтому суммы налога НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, должны будут взыскиваться ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.

Налоговые агенты, как и в настоящее время, могут быть привлечены к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ.

При этом с 01.01.2020 вступает в силу поправка, внесенная в п. 9 ст. 226 НК РФ, позволяющая налоговым агентам в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки уплачивать НДФЛ за счет собственных средств.

Сейчас сложно сказать, как эту поправку будут трактовать контролирующие органы (разъяснений на этот счет ни налоговики, ни финансисты пока не дали): будет ли это право организации (например, учреждение может заплатить доначисленный НДФЛ за счет собственных средств, а потом взыскать налог с работника (либо простить работнику долг), что позволит уменьшить размер начисленных пеней) либо уплату НДФЛ по результатам проверки учреждениям вменят в обязанность. Как только появятся официальные разъяснения, мы обязательно вернемся к данному вопросу.

Если по результатам налоговой проверки будет установлено, что организация – налоговый агент не удержала сумму НДФЛ, подлежащего уплате в бюджет, налог будет доначислен. Обязанность по уплате НДФЛ лежит на работнике, учреждение – налоговый агент обязано будет удержать с работника задолженность по налогу и перечислить его в бюджет. Сам налоговый агент может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ (размер штрафа – 20 % неудержанной суммы). Также учреждению – налоговому агенту могут быть начислены пени.

Начиная с 2020 года налоговый агент сможет за счет собственных средств уплатить сумму доначисленного НДФЛ с дохода работника в бюджет.

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/1003805.html

Неудержание НДФЛ налоговым агентом: штраф 2019

Какой штраф за неудержание НДФЛ налоговым агентом предусматривает действующее законодательство? По Налоговому кодексу в некоторых случаях налоги должны уплачиваться не самими налогоплательщиками, а организациями или индивидуальными предпринимателями, выплачивающими им доход. В первую очередь, речь идет об НДФЛ. О штрафе за неудержание НДФЛ налоговым агентом в 2019 году поговорим в статье.

Ответственность для всех

К налоговой ответственности за нарушение действующего налогового законодательства могут привлекать не только плательщиков налога, но и налоговых агентов. Если первых штрафуют по статье 122 НК РФ, то для вторых меры воздействия установлены в статье 123 НК РФ.

Основанием для наложения штрафных санкций станет норма пункта 3 статьи 24 НК РФ. Она гласит, что правильный расчет, удержание и своевременное перечисление в государственный бюджет налога, удержанного у налогоплательщика в соответствии с законом, – это обязанности налоговых агентов.

Наложить штраф за неудержание НДФЛ налоговым агентом 2019 может налоговая инспекция. Сделает это она в том случае, если в установленный Налоговым кодексом срок компания (бизнесмен) не удержали или удержали не в полной мере налог из дохода, выплаченного налогоплательщику.

Размер штрафа

С исполнением обязанностей налогового агента лучше не шутить. Размер штрафа, который инспекция может взыскать с компании – 20 процентов от неудержанной суммы налога с произведенной денежной выплаты. То есть штраф за неудержание НДФЛ налоговым агентом 2019 – 20% от неудержанных сумм (п. 1 ст. 123 НК РФ).

Уплата штрафа не освобождает налогового агента от необходимости перечисления в бюджет удержанной у налогоплательщика суммы налога (п. 5 ст. 108 НК РФ). Если компания не поторопится это сделать самостоятельно, то налоговый орган взыщет деньги в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Штрафа удастся избежать только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 123 НК РФ):

  • налоговый расчет подан в инспекцию без опозданий;
  • в расчете полностью отражены все сведения и не занижена сумма налога;
  • компания самостоятельно перечислила налог и пени до того, как инспекторы сами обнаружили недоплату или назначили выездную налоговую проверку.

Отметим, что это правило действует с 28 января 2019 года, однако подобные решения арбитражные суды принимали в пользу налогоплательщиков и раньше.

Совершенно иначе обстоят дела со штрафом за неудержание НДФЛ налоговым агентом в 2019 году, если компания не смогла удержать налог. К примеру, доход был выплачен в натуральной форме и денежных выплат получателю организация не производила.

В такой ситуации ответственности налоговому агенту удастся избежать. Штрафуют только те компании, которые имели возможность удержать налог, но не воспользовались ею. С правомерностью такого подхода согласны не только судьи, но и чиновники (см., письмо Минфина РФ от 08.02.2016 № 03-08-05/6371, п. 21 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

Напомним, что если налоговый агент не имеет возможности удержать налог, то нужно сообщить об этом в налоговую инспекцию. Если этого не сделать, компанию оштрафуют. Размер штрафа – 200 руб. за каждое непредставленное сообщение (ст. 126 НК РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник:
http://blogkadrovika.ru/shtraf-za-neuderzh-ndfl-nal-agent/

Штраф за неуплату НДФЛ

Обязанность по уплате НДФЛ может лежать на самом налогоплательщике – физическом лице, в том числе ИП, либо на налоговом агенте, выплачивающем облагаемые НДФЛ доходы физлицам (п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 228, п. 1 ст. 226 НК РФ). За неуплату налога или несвоевременную уплату предусмотрены штрафы.

Читайте также  Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты организации на обязательное подтверждение соответствия продукции, если срок действия декларации о соответствии - с по?

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом

По общему правилу если налоговый агент не удержит и/или не перечислит НДФЛ с дохода налогоплательщика, либо не полностью удержит и/или не полностью перечислит налог, то с налогового агента может быть взыскан штраф в размере 20% от суммы, которая необходимо было удержать/перечислить в бюджет (ст. 123 НК РФ). Правда, только в том случае, когда у агента была возможность удержать НДФЛ из доходов физлица. Ведь если гражданину был выплачен доход, к примеру, только в натуральной форме, то удержать с него налог нельзя (п. 4, 5 ст. 226 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). И в такой ситуации штраф к налоговому агенту неприменим.

Штрафа при неудержании/неперечислении НДФЛ можно избежать при соблюдении следующих условий (п.2 ст.123 НК РФ):

  • расчет по НДФЛ представлен в ИФНС своевременно;
  • в расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • налоговым агентом самостоятельно уплачены сумма налога, не перечисленная в срок, и пени до того момента, когда агенту стало известно об обнаружении ИФНС факта несвоевременного перечисления НДФЛ или о назначении выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период.

В некоторых случаях налоговики пытаются взыскать с налогового агента помимо штрафа еще недоимку и пени.

Штраф за неуплату НДФЛ самим налогоплательщиком

Налогоплательщики – физические лица, которые не являются ИП, должны самостоятельно уплачивать НДФЛ с определенных видов доходов, например, полученных при продаже имущества (пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ). Физлица, которые являются ИП, в течение года должны уплачивать авансовые платежи, а по окончании года также уплатить сумму налога (п. 6, 8 ст. 227 НК РФ).

За неуплату или неполную уплату налога, возникшую в результате занижения налоговой базы, на физлицо может быть наложен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога или 40% при совершении деяния умышленно (п. 1, 3 ст. 122 НК РФ). Занижение базы может возникнуть, например, если вы покажете в декларации по НДФЛ вычеты, которые на самом деле не имели права применять. Или задекларируете доход в меньшей сумме.

А вот штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ не будет (п. 19 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57). Хотя пени по НДФЛ за просрочку начислят (ст. 75 НК РФ).

Также нельзя наложить штраф на ИП за неуплату авансовых платежей. При этом пени по НДФЛ за несвоевременную уплату авансов налоговики начислят (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Источник:
http://glavkniga.ru/situations/k500807

Согласно ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению. Можно ли при несвоевременной уплате НДФЛ по причине счетной ошибки, отсутствии денежных средств и т.д. самим рассчитать и уплатить штраф в размере 20% и пеню в бюджет (налог был удержан у налогоплательщиков, но несвоевременно перечислен в бюджет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Самостоятельная уплата пеней наряду с перечислением в бюджет необходимой суммы НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременную уплату налога.
Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельного расчета налоговым агентом штрафа и его уплаты при отсутствии соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

Обоснование вывода:
Действительно, на основании ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
Как видим, положения указанной статьи предусматривают ответственность налогового агента (вне зависимости от конкретного налога — НДС, НДФЛ или налог на прибыль), даже если он перечислил удержанный налог, но сделал это с нарушением установленного срока. То есть ответственность налогового агента, в частности, по НДФЛ, может наступить и в случае, если налог исчислен, удержан, но в бюджет не перечислен или перечислен несвоевременно (вне зависимости от длительности совершения нарушения) (письма Минфина России от 04.04.2017 N 03-02-08/19755, от 16.12.2016 N 03-02-08/75539, от 19.03.2013 N 03-02-07/1/8500 и др.).
Причем последующее перечисление налога не является обстоятельством, исключающим привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения (письмо Минфина России от 12.04.2013 N 03-02-07/1/12347).
Вместе с тем никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 ст. 108 НК РФ). В соответствии с п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Положения НК РФ не предусматривают возможность самостоятельного расчета и уплаты налоговым агентом (как и налогоплательщиком) суммы штрафа при отсутствии вступившего в силу решения налогового органа о привлечении лица к ответственности.
Кроме того, при применении налоговых санкций (штрафов) устанавливаются и учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 112 НК РФ, письма Минфина России от 12.12.2016 N 03-02-08/73862, от 11.11.2016 N 03-02-08/66026, от 13.10.2016 N 03-02-08/59771). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером (п. 3 ст. 114 НК РФ). И наоборот — при наличии обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100% (п. 2 ст. 112, п. 4 ст. 114 НК РФ).
То есть налоговый агент, привлекаемый к налоговой ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и (или) перечислению НДФЛ, в любом случае имеет право на возможность установления в его деле существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания. Как указано в письме Минфина России от 15.03.2018 N 03-04-05/16172, меры публично-правовой ответственности должны быть адекватны тяжести содеянного, величине и характеру причиненного ущерба, другим определяющим их индивидуализацию существенным обстоятельствам.
Иная ситуация обстоит с пеней.
Порядок уплаты пеней установлен ст. 75 НК РФ и распространяется в том числе на налоговых агентов (п. 7 ст. 75 НК РФ). Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (в данном случае налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Положения указанной статьи предполагают самостоятельное исчисление и уплату пеней налогоплательщиком (налоговым агентом) (п.п. 2-5 ст. 75 НК РФ). Так, согласно п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Причем независимо от применения налоговых санкций (штрафов) (п. 2 ст. 75 НК РФ).
При этом п. 6 ст. 75 НК РФ предусматривает принудительное взыскание пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 НК РФ.
Более того, самостоятельная уплата пеней является одним из необходимых условий освобождения налогоплательщика от ответственности в случае обнаружения им в ранее представленной налоговой декларации ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). В силу п. 6 ст. 81 НК РФ указанные положения распространяются и на налоговых агентов, предоставляющих в налоговый орган уточненные расчеты.
В рассматриваемой ситуации, как следует из вопроса, несвоевременная уплата НДФЛ не связана с обнаружением налоговым агентом ошибок в ранее представленном в налоговый орган расчете по НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Однако освобождение налогового агента от ответственности с учетом п. 4 ст. 81 НК РФ возможно и тогда, когда отчетные документы (расчеты) по НДФЛ своевременно представлены в налоговый орган без ошибок и искажений, при этом налоговый агент допустил просрочку в перечислении в бюджет удержанного НДФЛ.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 06.02.2018 N 6-П признал взаимосвязанные положения п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они не препятствуют освобождению от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление в бюджет сумм НДФЛ налоговых агентов, не допустивших искажения налоговой отчетности, если они самостоятельно (до момента, когда им стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной налоговой проверки) уплатили необходимые суммы налога и пени, а несвоевременное перечисление ими в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
Конституционно-правовой смысл указанных взаимосвязанных положений п. 4 ст. 81 и ст. 123 НК РФ, выявленный Конституционным Судом РФ в приведенном Постановлении, является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В свою очередь, письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097 налоговым органам рекомендовано руководствоваться правоприменительной практикой по вопросам применения налогового законодательства (решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ) (смотрите письма Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также от 16.02.2015 N 03-02-07/1/6889).
В любом случае, самостоятельная уплата пеней налоговым агентом наряду с перечислением в бюджет необходимых сумм НДФЛ минимизирует налоговые риски в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременную уплату налога. Обращаем внимание на условие, указанное Конституционным Судом РФ — несвоевременное перечисление в бюджет соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер. Иными словами, при сознательном несвоевременном перечислении удержанных сумм НДФЛ в бюджет налоговый агент вряд ли может рассчитывать на освобождение от взыскания штрафа даже при условии уплаты пеней на сумму просрочки.
Таким образом, при несвоевременном перечислении в бюджет сумм НДФЛ налоговый агент может самостоятельно рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму пеней. Штраф, являясь мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, может быть взыскан только налоговым органом на основании соответствующего решения и в размере, определенном с учетом индивидуализации наказания. Возможность самостоятельной уплаты штрафа налоговым агентом до вынесения налоговым органом соответствующего решения законодательно не предусмотрена.

Читайте также  Отчет по практике образец для студента: отзыв, заключение

К сведению:
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, установлены ст. 109 НК РФ.
В целях реализации постановления Конституционного Суда РФ от 06.02.2018 N 6-П Минфин России вынес на публичное обсуждение законопроект, предусматривающий расширение перечня обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Так, предлагается освободить от налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, налоговых агентов, которые представили в установленный срок расчеты по НДФЛ, содержащие достоверные сведения, при отсутствии фактов неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащего перечислению в бюджетную систему РФ.
Предполагается, что условием такого освобождения будет являться перечисление налоговым агентом недостающей суммы налога и соответствующих пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении налоговым органом факта несвоевременного перечисления суммы налога или о назначения выездной налоговой проверки по этому налогу за соответствующий налоговый период, а несвоевременное перечисление им в бюджетную систему РФ соответствующих сумм явилось результатом упущения (технической или иной ошибки) и носило непреднамеренный характер.
С паспортом проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 109 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов по адресу http://regulation.gov.ru/ (ID проекта 02/04/03-18/00079541, подготовлен Минфином России 30.03.2018).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Расчет пеней по налогам, сборам, страховым взносам;
— Калькулятор пеней по налогам, сборам, взносам (подготовлен экспертами компании «Гарант»);
— Энциклопедия судебной практики. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (Ст. 123 НК);
— Энциклопедия решений. Ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);
— Энциклопедия решений. Обстоятельства, смягчающие ответственность по ст. 123 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

5 апреля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник:
http://www.garant.ru/consult/nalog/1193597/

Действия налогового агента в случае неудержания НДФЛ

Письмо Министерства финансов РФ № 03-04-06/100331 от 23.12.2019

Большинство доходов, выплачиваемых фирмой работникам в течение года, облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Этим налогом облагают зарплату, премии, надбавки, доплаты и другие выплаты.

Налог удерживают непосредственно из суммы дохода, который получил работник. При этом доходы могут быть получены как от источников в Российской Федерации, так и от источников за ее пределами.

О сроках уплаты НДФЛ

Нужно отметить, что для разных видов доходов установлены разные сроки перечисления НДФЛ в бюджет.

Удержанный НДФЛ надо перечислить в бюджет в следующие сроки (п. 1, 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ):

с зарплаты, включая выплаченный за первую половину месяца аванс, – не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты за месяц (окончательный расчет);

с зарплаты при увольнении — не позднее дня, следующего за днем выплаты зарплаты при увольнении;

с отпускных и больничных (включая пособие по уходу за ребенком) — не позднее последнего дня месяца, в котором выплачивались отпускные или больничные;

любые другие доходы, включая доходы в натуральной форме, — не позднее дня, следующего за днем выплаты любых других доходов.

Когда не смогли удержать налог

В случаях, когда вы выплатили кому-либо из своих работников доход, но не смогли удержать налог из этого дохода и не перечислили его в бюджет, вам предстоит сообщить об этом в инспекцию — до 1 марта.

Сообщают в ИФНС по установленной форме — в виде справки 2-НДФЛ, в которой проставляют признак «2». В ней указывают сумму дохода, с которого не удержан налог, и сумму неудержанного налога.

Работнику придется заплатить не удержанный с него работодателем налог самостоятельно не позднее 1 декабря.

Обратите внимание: непредставление в установленный срок налоговым агентом документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Как могут наказать за неуплату?

Если вы должны были удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, но не удержали и (или) не перечислили его, то налоговый орган вас оштрафует. Штраф установлен частью 1 статьи 123 Налогового кодекса, устанавливающей ответственность налогового агента:

за неудержание налога или неполное удержание налога;

неперечисление налога, т.е. удержали, но не перечислили налог;

несвоевременное перечисление налога, т.е. удержали, но не перечислили налог в срок);

неполное перечисление налога, т.е. удержали, но перечислили не всю сумму налога.

Размер штрафа — 20% от суммы налога, которую вы не удержали и (или) не перечислили в бюджет.

Однако налоговый агент может избежать ответственности по ч. 1 ст. 123 НК РФ. Условие – одновременное выполнение следующих пунктов:

налоговый расчет представлен в ИФНС в срок;

в налоговом расчете отсутствуют факты неотражения или неполноты отражения сведений и (или) ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей перечислению в бюджет;

налоговым агентом самостоятельно перечислена сумма налога, не перечисленная в срок, и соответствующие пени до момента, когда ему стало известно об обнаружении факта несвоевременного перечисления налога или о назначении выездной проверки.

Удержания из доходов работников

В обязательном порядке осуществляются удержания по исполнительным документам. Об этом напоминает Минфин России в письме от 23.12.2019 г. № 03-04-06/100331.

Исполнительные документы – это:

исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимаемых ими решений;

нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

постановления судебного пристава-исполнителя.

Как правило, размер суммы, которую необходимо удержать по исполнительным документам, не может превышать 50% заработка работника.

Однако есть случаи взыскания, при которых могут удержать до 70% заработка. Перечень таких случаев приведен в части 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Так, удержания в размере 70% заработка работника возможны:

при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей;

при возмещении вреда, причиненного здоровью;

при возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца;

при возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Помните, что размер удержания из заработной платы и иных доходов должника исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Источник:
http://www.buhgalteria.ru/nadocs/kogda-uderzhat-ndfl-s-dokhoda-rabotnika-nevozmozhno