Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г

Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 г. № 1482 “О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации” (документ не вступил в силу)

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 18, ст. 2230).

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 сентября 2020 г. N 1482

Признаки
неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации

1. Признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению являются:

наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно приложению и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), и (или) наличие дерна, характеризующегося переплетением корней, побегов, корневищ многолетних сорных растений, глубина которого достигает 15 и более сантиметров (за исключением наличия дерна на земельных участках, предназначенных и используемых для выпаса сельскохозяйственных животных), и (или) распространение деградации земель;

наличие признаков, указанных в абзаце втором настоящего пункта, на 20 и более процентах площади земельного участка, отнесенного в установленном порядке к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.

При этом признаки, указанные в настоящем пункте, считаются признаками неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению, если одновременно с ними отсутствует ведение сельскохозяйственной деятельности на оставшейся площади земельного участка либо ведение такой деятельности менее чем на 25 процентах площади земельного участка:

а) выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы — на земельном участке, предназначенном для растениеводства (за исключением садоводства);

б) работы по закладке, выращиванию, уходу за многолетними плодовыми и ягодными культурами, виноградом и иными многолетними культурами и уборке их урожая — на земельном участке, предназначенном для садоводства или выращивания многолетних насаждений;

в) работы по возделыванию и уборке однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов), разведению и (или) выпасу сельскохозяйственных животных — на земельном участке, предназначенном для животноводства;

г) работы по разведению, содержанию и использованию пчел, размещению ульев, зимовника; пасечной постройки для обработки продукции пчеловодства, хранения сотовых рамок, пчеловодного инвентаря, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведения иных полезных насекомых, а также работы по возделыванию медоносных (энтомофильных) культур, кустарников и деревьев, перечень которых определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, — на земельном участке, предназначенном для пчеловодства;

д) работы по выращиванию подроста деревьев и кустарников, саженцев, сеянцев, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, обработке почвы — на земельном участке, предназначенном для питомников;

е) работы, предусмотренные подпунктами «а» — «д» настоящего пункта, — на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственного производства или для научного обеспечения сельского хозяйства.

2. Признаками использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с нарушением законодательства Российской Федерации являются:

а) наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной;

б) загрязнение земельного участка химическими веществами, в том числе радиоактивными, отходами производства, отнесенными в соответствии с законодательством Российской Федерации к I и II классу опасности;

в) захламление земельного участка иными предметами, не связанными с ведением сельского хозяйства, на 20 и более процентов площади земельного участка;

г) наличие на земельном участке, на котором осуществлена высадка сельскохозяйственных культур, сильной засоренности сорными растениями по перечню, предусмотренному приложением к настоящему документу: для малолетних сорняков на 1 м 2 свыше 250 штук; для многолетних, карантинных сорняков на 1 м 2 свыше 8 штук, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящего документа.

Примечания: 1. Для целей настоящего документа площадью земельного участка является площадь, содержащаяся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, либо при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости таких сведений — в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на земельный участок, иных документах, подтверждающих площадь и границы такого земельного участка.

2. Признаки, указанные в пунктах 1 и 2 настоящего документа, не учитываются, если они выявлены на площади частей земельных участков:

а) на которых расположены здания и сооружения, защитные лесные насаждения, водоемы и водотоки;

б) которые включены в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий, использование которых для целей ведения сельского хозяйства ограничено в соответствии с правовым режимом таких территорий и зон;

в) которые подвержены деградации, вызванной чрезвычайной ситуацией или чрезвычайным явлением;

г) в отношении которых проводятся работы по рекультивации или консервации земель в установленном порядке;

д) которые находятся под парами, то есть свободные от возделываемых сельскохозяйственных культур для повышения плодородия и накопления влаги в почве на срок не более 2 лет;

е) которые непригодны для сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, если их наличие не связано с действиями (бездействием) правообладателя земельного участка.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к признакам неиспользования
земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения
по целевому назначению или использования
с нарушением законодательства
Российской Федерации

Перечень
сорных растений для установления признаков неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации

Многолетние сорные растения

Корневищевые — пырей ползучий, хвощ полевой, колосняк ветвистый (острец), свинорой пальчатый, сорго алеппское (гумай), сныть обыкновенная, лютик ползучий, борщевик Сосновского, тысячелистник обыкновенный, пижма обыкновенная, мята полевая, чина клубненосная, тростник южный.

Корнеотпрысковые — осот полевой, бодяк полевой, все виды молочая, горчак розовый, вьюнок полевой (березка), латуки — татарский и компасный.

Стержнекорневые — одуванчик лекарственный, полынь обыкновенная.

Малолетние сорные растения

Яровые — овес пустой (овсюг), плевелы — расставленный, льняной и опьяняющий, ежевник петушье (куриное) просо, мышей — зеленый и сизый, мятлик однолетний, марь белая, солянки южная и холмовая (курай, перекати-поле), щирицы — назад запрокинутая, жминдовидная и белая, звездчатка средняя (мокрица), горчица полевая, капуста полевая, редька дикая, конопля, гречиха татарская (кырлык), пикульники — все виды, гречишка вьюнковая, горец щавелелистный, горец птичий, торица полевая, череда трехраздельная, ромашка пахучая, дымянка лекарственная, мелколепестник канадский, липучки — пониклая и отклоненная, кривоцвет полевой, крестовник обыкновенный, желтушник левкойный, жерушник болотный, дурнишники — колючий и зобовидный, канатник Теофраста, лебеда татарская, живокость полевая, циклахена дурнишниковая, подмаренник цепкий, подсолнечник сорно-полевой, просо сорное, мак-самосейка, портулак огородный, якорцы наземные, золотарник канадский.

Зимующие — гулявник высокий, ярутка полевая, пастушья сумка обыкновенная.

Озимые — костер ржаной и полевой, рыжик — мелкоплодный, метлица обыкновенная (метла), фиалка полевая.

Двулетники — чертополохи разных видов, белена черная, донник — желтый и белый, ромашка непахучая, смолевка белая, яснотки — пурпурная и стеблеобъемлющая.

Сорные растения — паразиты

Заразиха ветвистая, подсолнечниковая и египетская

Карантинные сорные растения

Карантинные объекты, отсутствующие на территории Российской Федерации

Бузинник пазушный (ива многолетняя) (Iva axillaris Pursh.)

Ипомея плющевидная (Ipomoea hederacea L.)

Ипомея ямчатая (Ipomoea lacunosa L.)

Паслен каролинский (Solanum carolinense L.)

Паслен линейнолистный (Solanum elaeagnifolium Cav.)

Подсолнечник реснитчатый (Helianthus ciliaris DC.)

Стриги (все виды) (Striga spp.)

Ценхрус малоцветковый (Cenchrus pauciflorus Benth.)

Череда волосистая (Bidens pilosa L.)

Карантинные объекты, ограниченно распространенные на территории Российской Федерации

Амброзия многолетняя (Ambrosia psilostachya DC.)

Амброзия полыннолистная (Ambrosia artemisiifolia L.)

Амброзия трехраздельная (Ambrosia trifida L.)

Горчак ползучий (Acroptilon repens DC.)

Паслен колючий (Solanum rostratum Dun.)

Паслен трехцветковый (Solanum triflorum Nutt.)

Повилики (Cuscuta spp.)

Прострел (подснежник, сон-трава, Pulsatilla)

Горицвет весенний (адонис весенний, стародубка, Adonis vernalis)

Ломонос (княжик сибирский, Atragene sibirica)

Клопогон (клоповник, Cimicifuga)

Вех ядовитый (цикута, Cicuta)

Вороний глаз (Paris)

Волчеягодник (волчье лыко, дафне, Daphne)

Чернокорень (куриная слепота, Cynoglossum officinale)

Обзор документа

Заново установлены признаки неиспользования с/х земель по целевому назначению или использования с нарушением законодательства. Они заменят признаки 2012 г.

Признаки неиспользования определены с учетом периода и факта неиспользования, распространения негативных процессов при одновременном отсутствии признаков ведения с/х производства.

В частности, определен перечень сорняков. Их доля не должна превышать 50%.

Признаки использования земель с нарушением определены с учетом законодательства, касающегося видов отходов и их классов опасности в зависимости от степени негативного воздействия, захламления участков, а также степени засоренности с/х культур сорняками.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74564078/

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Команда редакторов Promdevelop: предоставляем полезные статьи для любимых читателей

23 августа 2019

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в структуре земельного фонда.

В соответствии со статьей 47 Земельного кодекса такими признаются земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. В числе их главных характеристик – качество почвы. Но значительные площади таких земель не используются для сельскохозяйственного производства. Одна из причин неиспользования земель по назначению – они находятся в частной собственности.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» гласит о том, что в число нарушений при эксплуатации земельных участков входят следующие признаки неиспользования земель:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Причины, потребовавшие наведения порядка с землей сельскохозяйственного назначения

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада. При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка. Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Читайте также  Штрафы за неприменение ККТ и отсутствие онлайн кассы в 2020 году

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет. Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов. Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России».

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью. Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей. В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет. Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред. Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

Главная проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка. В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров. В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние. Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности. Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения. Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия. В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда. Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ. Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Источник:
http://promdevelop.ru/problemy-neispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-zemel-budut-reshat-izyatiem-i-shtrafom/

Все о нарушениях: как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия?

На основании оформления земельного участка (ЗУ) в собственность или аренду, законодательство обязывает правообладателей наделов следовать обязательству по его обработке в соответствии с установленным регламентом целевого назначения земель. Особенно, когда речь идёт о плодородных необработанных сельскохозяйственных угодьях.

Рассмотрим возможные нарушения, их последствия и способы предотвратить проблемы с законом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Ответственность за нарушения

ЗУ предназначенные для сельхоз работ отличаются от прочих массивов специфическими характеристиками:

  • повышенным плодородием;
  • подходящим ландшафтом;
  • обилием заливных лугов;
  • прочими свойствами, допускающими развитие сельского хозяйства.

Поэтому земельное и административное законодательство, а также ряд соответствующих законодательных актов стоят на их охране, надзирая за сохранностью земельного богатства страны и выделяя разновидности нарушений землепользования.

Нецелевое использование

Целевое использование регулируется положениями ч. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 24.07.02 г. и статьями 8.8, 23.21 КоАП РФ. Оно выявляется на основании действий правообладателя, которые не связаны с сельскохозяйственной деятельностью, но проводятся на установленной категории земель, в нарушение регламента. За допущенное правонарушение предусматривается взимание штрафа в следующих объёмах:

  • для граждан и ИП – 0,3-0,5% кадастровой стоимости, но не менее 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – 0,5-1,5%, но не менее — 50 тыс. руб.;
  • для юридических лиц – 2-10%, но не менее — 200 тыс. руб.

О видах разрешенного использования сельхоз земель мы писали в этой статье.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Нарушение признаётся, если ЗУ приобретён в результате публичных торгов, но в течение последующего после приобретения календарного года никак не используется. Или его использование прекратилось, о чём в администрации населённого пункта имеются неоспоримые сведения.

Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв регулирует статья 8.7 КоАП РФ.

В этом случае наступает ответственность:

  1. для граждан и ИП – 0,1-0,3% кадастровой стоимости, но не менее 2 тыс. руб.;
  2. для юридических лиц – 1-6%, но не менее — 100 тыс. руб.

Если не проводятся мероприятия по рекультивации ЗУ предусмотрено взыскание штрафов:

  • физическим лицам – 20-50 тыс. руб.;
  • должностным лицам – 50-100 тыс. руб.;
  • компаниям – 400-700 тыс. руб.

Если не проводятся обязательные мероприятия по защите плодородного слоя почвы от эрозийных и иных повреждений, влияющих на качество земель, вменяются штрафы в тех же размерах.

Земли сельскохозяйственного назначения– динамичная структура, с взаимосвязанным и взаимозависимым функционированием, которая может быть нарушена в результате различных безграмотных действий владельцев ЗУ. Поэтому любое нарушение регламента использования влечёт ответственность, что регулируется дополнениями к законодательству, внесёнными Федеральным законом № 354-ФЗ от 03.07.16 г.

Нарушения при проведении мелиоративных работ предусматривают штрафы:

  1. физ.лицам – 1 500 руб.-2 тыс. руб.;
  2. должностным лицам – 2-4 тыс. руб.;
  3. компаниям – 30-40 тыс. руб.

При нарушениях в эксплуатации гидротехнического сооружения, объёмы взысканий следующие:

  • физ.лицам – 500 руб.-1 тыс. руб.;
  • должностным – 1-2 тыс. руб.;
  • компаниям – 10-20 тыс. руб.

Повреждение мелиоративной системы предусматривает взимание:

  1. с физ.лиц – 1 тыс. руб.-1, 5 тыс. руб.;
  2. с должностных – 2-3 тыс. руб.;
  3. с компаний – 20-30 тыс. руб.

Положения статьи 7.1 КоАП РФ предусматривают ответственность за использование не принадлежащей правообладателю земли, при установлении кадастровой стоимости ЗУ взыскивают:

  • с физ.лиц – 1-1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. руб.;
  • с должностных – 1-1,5%, но не менее 20 тыс. руб.;
  • с компаний – 2-3%, но не менее 100 тыс. руб.

Если не установлена кадастровая стоимость, взыскивается:

  1. с физ.лиц – 5-10 тыс. руб.;
  2. с должностных – 20-50 тыс. руб.;
  3. с компаний – 100-200 тыс. руб.

Штраф является лишь дополнительной мерой, допущенные нарушения требуется устранить за счёт нарушителя.

Основные признаки нарушений

Основания для взысканий оформляются решением административной комиссии или суда, вносятся в акты и заключения экспертов. Поэтому они должны иметь фактическую и юридическую основу для их законного оформления. То есть – описываться в актах законодательства и выявлять несоответствие по внешнему виду участка.

Читайте также  АУТЕНТИЧНОСТЬ - это

Нецелевое использование

Здесь обращают внимание на необходимость обработки почв в соответствии с назначением:

  • огороды должны быть вспаханы и засажены;
  • сорная трава уничтожена;
  • плодородный слой обработан и удобрен;
  • на ЗУ, предусмотренных под садовые участки, – насажены саженцы.

Если вместо перечисленных и иных признаков в наличии – строительство капитального жилого дома, использование земель под промышленные нужды или складские помещения – налицо указанные нарушения. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться только для работ, связанных с сельским хозяйством.

Невыполнение обязательств по рекультивации

Здесь в первую очередь следует ориентироваться на отсутствие следов обработки земли в течение одного года. Если участок не обрабатывался – налицо нарушение. В этом случае надел будет выглядеть как бесхозяйный, заброшенный и не имеющий владельца.

Отдельным пунктом выделяется нарушение, если земли сельхоз назначения не обрабатываются, на них не проводятся необходимые мероприятия по рекультивации и защите почв от вредных воздействий, ухудшающих качество плодородного слоя, даже при условии возведения строений, ограждении участка забором.

О рекультивации земель сельскохозяйственного назначения мы писали в отдельной статье.

К ним относятся повреждения гидромелиоративных устройств, которые выявляются на основании заключения компетентного специалиста, вырубка лесозащитной полосы и намеренное уничтожение ввозного объекта, использующегося как водный резервуар для полива земель. При самозахвате выявляются следы деятельности, производимой на территории, не принадлежащей лицу, произведшему данные работы.

Какие проводятся проверки?

Основной надзорной инстанцией за использованием земельных участков является Россельхознадзор. Этот орган назначен ПП РФ № 1 от 02.01.15 г. для проведения регулярных проверок по соблюдению ветеринарных и фитосанитарных норм, установленных законодательством. В сферу внимания Россельхознадзора входят только земли, участвующие в обороте согласно нормам ФЗ № 101-ФЗ, они не курируют деятельность садовых товариществ и кооперативов. Проверки нацелены на выявление нарушений:

  1. В соответствии с требованиями, запрещающими самовольное снятие, перемещение и уничтожение верхнего плодородного слоя почв, в том числе – в результате порчи из-за применения пестицидов, гербицидов и агрохимикатов.
  2. По нарушению экологии и окружающей среды несанкционированной деятельностью на участке.
  3. По проведению необходимых мероприятий, связанных с рекультивацией, гидромелиорацией и защитой земель от эрозии и иных вредных воздействий.
  4. Надзор за соблюдением обязательного использования земельного массива.

Проверки бывают следующие:

  • плановые – в соответствии с установленным и утверждённым графиком;
  • внеплановые – на основании жалоб и иных сигналов;
  • по предписаниям, выданным на основании выявленных нарушений;
  • совместные с административной комиссией рейды.

Плановые проверки назначаются один раз в 3-5 лет для одного земельного объекта. После выявления нарушений, в зависимости от их объёма, устанавливается срок для исправления. Срок и нарушения указываются в предписании. На основании предписаний проводятся повторные проверки.

Внеплановые мероприятия могут регулироваться лишь приблизительно, так как они проводятся по факту реагирования органа на жалобы, связанные с нарушением землепользования. При выявлении нарушений, здесь так же виновному лицу выдаётся предписание с указанием сроков исправления, в связи с чем, назначается повторная проверка.

Если речь идёт о садовых и садово-огороднических товариществах, землях под ЛПХ – ответственность за проверки возлагается на администрацию населённого пункта. Она вправе приглашать уполномоченных представителей из других инстанций, в том числе – Россельхознадзора.

Можно ли и как доказать свою невиновность?

Если правообладатель ЗУ получил предписание от административной комиссии или Россельхознадзора, то он может доказать свою невиновность, оспорив его в арбитражном или гражданском суде по месту расположения земельного участка. Предписание относится к ненормативным актам, которые подлежат обжалованию:

  1. Со стороны граждан и должностных лиц – в районном суде общей юрисдикции.
  2. Со стороны ИП или юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью – в арбитражном суде.

Исковое заявление пишется по форме, предусмотренной статьями 131 ГПК РФ или 125 АПК РФ. В него включают сведения о проведённой проверке и предъявленных претензиях, с пояснениями и обоснованиями владельца участка о неправомерности их назначения. Обоснования доказательства невиновности могут состоять из нижеследующего:

  • свидетельской базы;
  • документальной базы;
  • заключений эксперта;
  • административных актов;
  • заключений санитарно-эпидемиологической службы;
  • актов противопожарной службы.

После подачи иска придётся встретиться с оппонентом в суде. Имеет смыл делегировать эту процедуру юристу, имеющему опыт ведения дел в судах, оформив на него доверенность. Если суд встанет на сторону истца, то его решение аннулирует обвинение, выдвинутое Россельхознадзором или администрацией, а штрафные санкции будут аннулированы.

За неиспользование ЗУ из числа земель сельхоз назначения, или за его использование с нарушением и не по целевому назначению, могут назначаться штрафы, соразмерные нормам КоАП РФ. Свою невиновность можно доказать, подав исковое заявление в гражданский или арбитражный суд, и выиграв дело.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник:
http://urexpert.online/nedvizhimost/zemelnyj-uchastok/kategorii/selhoz/netselevoe-ispolzovanie.html

Чем грозит неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

В 2018 году президент поставил перед сельскохозяйственной отраслью задачу – увеличить экспорт аграрной продукции более чем в 2 раза, до 45 млрд долларов в 2024 году. Государство обеспечило основные меры поддержки экспортеров – аграриев, это льготное кредитование, возмещение транспортных затрат, субсидии на развитие мелиорации земель.

Для выполнения задачи, поставленной перед аграриями, и наращивания количества производимых зерновых культур возникла необходимость в большем количестве пригодных для этих целей земель. Учитывая поставленные руководством страны цели и задачи, органы исполнительной власти активизировали свою работу по выявлению и пресечению случаев нерационального использования земли.

Согласно ст.42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ).Собственник должен обеспечить рациональное использование земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.

В последнее время, с упадком сельского хозяйства, сорное растение борщевик активно заполоняет плодородные земли, агрессивно вытесняя другие растения с ареала обитания, оставляя при контакте сильные незаживающие ожоги, при этом истребить его очень трудно. На неиспользуемых землях участились случаи пожаров, а ведь при этом, помимо угрозы безопасности населению, происходит заметное ухудшение плодородного слоя почвы. Как утверждают специалисты, при посеве культур на выгоревшую почву урожайность снижается на 20–30%.

Регулировать отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, был призван федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В результате длящегося недобросовестного использования земель сельхозназначения постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 г. № 369 был установлен Перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, а именно:

Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
— на сенокосах не производится сенокошение;
— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
— на пастбищах не производится выпас скота;
— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Государственный земельный надзор на землях сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции осуществляет Россельхознадзор, проводя его в виде выездных плановых и внеплановых проверок.

Учащаются случаи внеплановых проверок Россельхознадзора по заявлению граждан и организаций о неиспользовании земельного участка собственниками.

В результате выявленных нарушений должностными лицами Россельхознадзора собственникам и арендатором земли выдается предписание по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения выявленных нарушений в области земельных отношений.

В соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, в том числе влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей; на должностных лиц – от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц – от 200 000 до 400 000 рублей.

Неисполнение предписаний Россельхознадзора также является наказуемым и влечет наложение штрафа.

Кроме того, в соответствии со ст. 6 федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение 3 и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства Российской Федерации.

Таким образом, земли с/х назначения на условиях принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, а также изъятия таких земельных участков у собственника в судебном порядке будут выставлены на продажу с публичных торгов, либо приобретены в государственную или муниципальную собственность.

Судебная практика, сложившаяся к 2019 году, подтверждает необходимость собственникам земель сельскохозяйственного назначения более ответственно отнестись к своим обязанностям по содержанию и освоению земли.

В связи c чем необходимо провести ревизию арендных отношений и не допускать появления признаков неиспользования земельного участка, чтоб избегнуть наложения штрафных санкций и ситуации по принудительному изъятию земли.

Источник:
http://arzcrp.ru/informatsiya/chem-grozit-neispolzovanie-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya/

Какой штраф грозит за неиспользование с/х земли менее трех лет?

Какой штраф за неиспользование земли сельхозназначения менее 3 лет (1-2 года)?

Была проверка, в акте наптсано неиспользование участка

Здравствуйте. По вашему вопросу административное правонарушение предусмотрено ч. 1.1. ст. 8.8. КоАП РФ

КоАП РФ Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, — (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным закономот 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, — (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

Читайте также  Как в 1С: Бухгалтерии 8 (ред

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», — влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» этот срок равен трем и более лет подряд.

Следует отметить, что помимо административной ответственности в отношении Вас может быть применены и другие меры ответственности.

Согласно ч. 4 ст. 6 ФЗ от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Признаки неиспользования земельных участков установлены в Перечне
признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 369.

Согласно указанному постановлению неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

— на сенокосах не производится сенокошение;

— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;

— на пастбищах не производится выпас скота;

— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;

— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;

— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Источник:
http://pravoved.ru/question/1793494/

Какие штрафы грозят владельцу земельного участка: полный список нарушений

Закон сейчас позволяет гражданам владеть землей на праве частной собственности, но это не означает, что они могут делать с ней все, что угодно.

Нельзя не учитывать особую значимость земли: из нее складывается не только территория государства, но и огромная экосистема, частью которой являемся и все мы.

В связи с этим вполне оправданны те меры охраны, которые установило государство в отношении земельных ресурсов, – и касаются они всех без исключения, в т.ч. и самих собственников.

А они зачастую даже и не догадываются о том, что совершили правонарушение.

Поэтому предлагаю рассмотреть, какие меры ответственности могут применяться сейчас к владельцам земельных участков, а самое главное – за что.

1. Фактическая площадь участка превышает ту, что обозначена в документах.

Или, как вариант, – на участок и вовсе нет никаких правоустанавливающих документов. Все это квалифицируется просто и однозначно: самовольное занятие земли.

С такой проблемой сталкиваются многие владельцы участков, которые пренебрегли межеванием: границы их владения не совпадают с данными публичной кадастровой карты (ее ведут сейчас органы Росреестра по всей территории России) – а значит, владение землей неправомерно.

Тот же вердикт ожидает тех, кто владеет землей так давно, что даже документы не сохранились за столько лет, и доказать права на участок невозможно.

Владение таким участком влечет ответственность по статье 7.1 КоАП. Штраф рассчитывается по кадастровой стоимости участка: от 1% до 1,5%, но не может быть меньше 5 тысяч рублей.

Если сведений о кадастровой стоимости в реестре нет, то штраф налагается в размере 5 – 10 тысяч рублей.

При этом выносится предписание освободить участок, а в случае его невыполнения штраф повторяется, но уже по статье 19.5 КоАП (неисполнение требований должностного лица) и в размере от 10 до 20 тысяч рублей.

Самой крайней мерой является уже принудительное освобождение участка по решению суда.

Для самовольного занятия участков, которые относятся к категории лесного фонда, предусмотрена отдельная статья (7.9 КоАП), штрафы по которой очень велики: 20 – 50 тысяч рублей.

2. Установлена скважина на участке.

Добыча воды – это пользование недрами, за которые нужно платить государству (получать лицензию).

Освобождаются от лицензирования только скважины, которые используются для личных нужд гражданина, не затрагивают центральный водоносный горизонт и не превышают суточный объем добычи воды 100 куб метров в сутки.

В остальных случаях нелицензированное пользование недрами наказывается по статье 7.3 КоАП штрафом от 3 до 5 тысяч рублей.

3. На участке поврежден верхний плодородный слой почвы.

Статья 8.6 КоАП («Порча земли») предусматривает штрафы за любой вид деятельности, который приводит к ухудшению или полному уничтожению почвенного покрова.

Сюда относится несогласованное выкапывание строительных котлованов, складирование отходов на участке, оборудование бань, туалетов на участке с нарушением санитарных норм и т.д.

Следит за этими нарушениями Россельхознадзор: его сотрудники имеют право выписывать штрафы от 3 до 5 тысяч рублей.

Дополнительно выносится предписание о проведении обязательных работ по рекультивации земли, принятию мер по улучшению их качества, защите от негативных факторов окружающей среды.

За неисполнение требования штраф увеличивается в несколько раз: от 20 до 50 тысяч рублей (статья 8.7 КоАП).

4. Земельный участок «простаивает».

У каждого участка есть свое целевое назначение, которое фиксируется в реестре недвижимости и должно обязательно соблюдаться его владельцем.

Так, например, на дачном участке нельзя возводить многоэтажные дома, а на сельскохозяйственных землях – вести промышленное производство.

Нарушение целевого назначения земельного участка, а равно его неиспользование в течение длительного срока приводит к ухудшению качества земли, а потому влечет ответственность. Статья 8.8 КоАП предусматривает штрафы:

— за нецелевое использование земель – от 0,5% до 1% от кадастровой стоимости участка (не менее 10 тысяч рублей). При отсутствии сведений о кадастровой стоимости штраф составляет от 10 до 20 тысяч рублей,

— за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения – от 0,3% до 0,5%, но не меньше 3 тысяч рублей, за повторное нарушение после изъятия участка – от 0,1% до 0,3%, но не менее 2 тысяч рублей,

— за неиспользование участка, выделенного под садоводство, дачное хозяйство или жилищное строительство (если срок его обязательного использования установлен законом) – от 1% до 1,5%, но не менее 20 тысяч рублей,

— за невыполнение требования должностного лица о приведении участка в пригодное для целевого использования состояние – от 20 до 50 тысяч рублей.

Как видно, размеры штрафов сейчас приняли действительно угрожающий характер. А потому лучше лишний раз не искушать судьбу и обойтись без нарушений!

Источник:
http://news.ners.ru/kakie-shtrafy-grozyat-vladelcu-zemelnogo-uchastka-polnyj-spisok-narushenij.html