Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Комментарий к Письму Минфина России от 21.09.2012 N 03-07-09/132 «О порядке составления счетов-фактур при оказании услуг по договору транспортной экспедиции»

В рассматриваемом Письме от 21.09.2012 N 03-07-09/132 специалисты Минфина России разъяснили, как оформлять счета-фактуры организациям, которые оказывают услуги по договорам транспортной экспедиции.

У читателей может возникнуть вопрос: а в чем, собственно, сложности? Услуги, которые оказывает экспедитор в рамках исполнения договора транспортной экспедиции, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 1 ст. 156 НК РФ). Значит, счет-фактуру следует выписывать на стоимость оказанных услуг.
Однако не все так просто. Дело в том, что на сегодняшний день нет однозначной позиции по вопросу, является ли договор транспортной экспедиции посредническим или нет. А отсюда и сложности, возникающие при составлении счетов-фактур.

Особенности договора транспортной экспедиции

Напомним, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).
Иными словами, экспедитор за вознаграждение и за счет другой стороны выполняет лично или организует выполнение третьими лицами определенных работ (услуг) (ст. 805 ГК РФ).

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом. Для этого экспедитор заключает от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечивает отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Договор транспортной экспедиции может предусматривать и дополнительные услуги, необходимые для доставки груза, например такие как:

  • получение документов, необходимых для экспорта или импорта;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента;
  • хранение груза, его получение в пункте назначения;
  • иные операции и услуги.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности регулируется Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554.

Следовательно, договор транспортной экспедиции не является договором на перевозку груза. Непосредственно перевозкой груза занимается специализированная транспортная организация, которая владеет собственными транспортными средствами (автомобилями, самолетами, морскими судами, железнодорожными составами).

В то же время специализированная транспортная компания может выступать одновременно в качестве организатора перевозки и перевозчика. В этом случае договор, заключенный между транспортной компанией и клиентом, будет являться смешанным. Отношения с клиентом будут регулироваться не только положениями гл. 41 «Транспортная экспедиция» ГК РФ, но и положениями гл. 40 «Перевозка» ГК РФ.

Договор об оказании услуг или посреднический договор

В отношении правовой природы договоров транспортной экспедиции существует две различные позиции.

Первая из них основана на том, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. На это указывают положения ст. 801 ГК РФ об обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также об обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг. Кроме того, клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение, а также возместить расходы, которые он понес в интересах клиента (ст. 5 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности).

Вторая позиция прямо противоположна первой. По мнению специалистов, которые придерживаются этой позиции, договор транспортной экспедиции не является посредническим, так как признается самостоятельным видом гражданско-правового договора.

Такую позицию занял, в частности, ФАС Московского округа. В своих Постановлениях от 22.01.2008 N КА-А41/14327-07, от 15.02.2008 N КА-А41/262-08 по делу N А41-К2-8680/07, от 27.11.2008 N КГ-А40/10970-08 суд пришел к выводу о том, что транспортно-экспедиционная деятельность не является посреднической деятельностью, а признается по действующему законодательству самостоятельным видом деятельности. Отсюда и вывод о том, что договор транспортной экспедиции не является посредническим (Определением ВАС РФ от 07.05.2009 N ВАС-2785/09 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного решения).

Позиция ФАС Московского округа основана на выводах, приведенных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 N 5056/98 по делу N А56-19229/97.

Обязанности экспедитора по договору транспортной экспедиции можно разделить на две группы. Основные услуги экспедитора по договору транспортной экспедиции (заключение договора перевозки грузов, осуществление расчетов с перевозчиками, оформление соглашений о страховании грузов) напоминают действия агента, которые он совершает в интересах принципала, то есть имеют черты посреднических операций. В то же время экспедитор может оказывать услуги по перевозке самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Дополнительные услуги для клиента согласно договору транспортной экспедиции (получение документов, необходимых для экспорта или импорта, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов за клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения и др.) экспедитор, как правило, оказывает своими силами.

Следовательно, договор транспортной экспедиции — это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать положения, аналогичные договору об оказании услуг или посредническому договору.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Положения договора транспортной экспедиции влияют на порядок бухгалтерского учета и расчет налога на прибыль. Иными словами, в зависимости от условий договора транспортной экспедиции бухгалтер будет отражать в бухгалтерском и налоговом учете выручку от реализации и расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, то выручкой от реализации будет являться стоимость всех услуг, оказанных клиенту в рамках договора, включая стоимость перевозки. При этом не имеет значения, осуществляет ли перевозку перевозчик или экспедитор. Выручка от реализации в этом случае признается экспедитором исходя из всех поступлений по договору транспортной экспедиции. В себестоимость экспедиционных услуг включаются все затраты, понесенные в связи с исполнением договора.

Пример. Организация ООО «Трансэкспедиция» заключила договор транспортной экспедиции с ООО «Стройпромторг» на организацию перевозок строительных материалов. Согласно условиям договора экспедитор может привлекать третьих лиц для выполнения обязательств по договору.
Согласно договору перевозки, заключенному экспедитором с ООО «Трансвей», расходы на оплату услуг перевозчика составили 47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.
Вариант 1 (заключен договор об оказании услуг). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. Клиент не компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор не передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО «Трансэкспедиция» необходимо сделать следующие записи:
Дебет 20 Кредит 60
— 40 000 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 19 Кредит 60
— 7200 руб. — учтена сумма «входного» НДС;
Дебет 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС», Кредит 19
— 7200 руб. — предъявлена к налоговому вычету сумма «входного» НДС;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 59 000 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»,
— 9000 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-2 Кредит 20
— 40 000 руб. — списаны расходы на оплату услуг перевозчика;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (59 000 — 9000 — 40 000) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы от реализации все поступления от клиента (50 000 руб.), а выплаты перевозчику (40 000 руб.) он может учитывать в составе расходов при условии, что эти затраты клиент не компенсирует (Письма Минфина России от 14.06.2011 N 03-07-08/185, от 16.02.2009 N 03-03-06/1/65).

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, то выручкой от реализации будет являться вознаграждение экспедитора без учета стоимости перевозки. При этом клиент компенсирует экспедитору расходы, понесенные им по договору перевозки, и другие расходы.

Окончание примера. Вариант 2 (заключен посреднический договор). Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб. Клиент компенсирует экспедитору расходы на оплату услуг третьих лиц. При этом экспедитор передает клиенту документы, полученные от перевозчика.
В бухгалтерском учете ООО «Трансэкспедиция» необходимо сделать следующие записи:
Дебет 76 Кредит 60
— 47 200 руб. — отражены расходы на оплату услуг перевозчика, подлежащие компенсации клиентом;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 11 800 руб. — отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;
Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС»,
— 1800 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 10 000 руб. (11 800 — 1800) — отражена прибыль от реализации услуг экспедитора.
В налоговом учете экспедитор включает в доходы только свое вознаграждение (10 000 руб.). Денежные средства, поступившие от клиента и перечисленные перевозчику в счет оплаты услуг по перевозке (47 200 руб.), в целях налогообложения не признаются ни доходом, ни расходом (пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ, Письма Минфина России от 24.05.2012 N 03-03-06/1/270, от 30.03.2005 N 03-04-11/69).

Примечание. Считаем, что для корректности пример следовало бы дополнить условием об отсутствии собственных затрат экспедитора в обоих вариантах выполнения договора.

НДС и счета-фактуры

Как видно из приведенного примера, порядок расчета НДС также зависит от юридической квалификации договора транспортной экспедиции.

Если положения договора транспортной экспедиции аналогичны договору на оказание услуг, налоговой базой по НДС будут все поступления по договору транспортной экспедиции. Следовательно, экспедитор должен оформить счет-фактуру на весь объем оказанных услуг и зарегистрировать его в книге продаж (на сумму 59 000 руб., в том числе НДС — 9000 руб.). «Входной» НДС, указанный перевозчиком в счете-фактуре на услуги по перевозке (7200 руб.), экспедитор может предъявить к налоговому вычету.

Если же положения договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому, экспедитор обязан уплатить НДС только со своего посреднического вознаграждения.

При этом он оформляет для клиента два счета-фактуры: один — на сумму вознаграждения экспедитора без указания стоимости услуг по перевозке (11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.), другой — на стоимость услуг по перевозке (47 200 руб., в том числе НДС — 7200 руб.).

Читайте также  Штраф за непредставление декларации по НДС, Современный предприниматель

В комментируемом Письме N 03-07-09/132 специалисты Минфина России напомнили, что счет-фактуру на стоимость услуг по перевозке экспедитор составляет в порядке, который предусмотрен Правилами заполнения счетов-фактур (Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС, утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137) для комиссионеров (агентов).

Это значит, что в счете-фактуре, который на стоимость услуг по перевозке выставляет клиенту экспедитор, ему необходимо указать реквизиты фактического перевозчика (наименование, ИНН, КПП, адрес) и проставить свою подпись.

Свое наименование в таком счете-фактуре экспедитор может указать дополнительно (Письмо ФНС России от 04.04.2012 N ЕД-4-3/5617@).

Счет-фактуру, который экспедитор выставляет клиенту на стоимость услуг по перевозке, экспедитор не регистрирует в книге продаж. Следовательно, сумму НДС, указанную в этом счете-фактуре (7200 руб.), экспедитор не должен перечислять в бюджет и указывать в налоговой декларации по НДС.

Счет-фактуру, который экспедитор получил от перевозчика, экспедитор не регистрирует в книге покупок. Следовательно, сумму «входного» НДС по услугам перевозчика (7200 руб.) он не предъявляет к налоговому вычету и также не указывает в налоговой декларации по НДС.

Источник:
http://www.pnalog.ru/material/transportnaya-ekspediciya-uchet-schet-faktura

Особенности налогового и бухгалтерского учета в транспортной компании

Оказание транспортных услуг осуществляется компаниями, имеющими на балансе или по договору аренды технику. В составе услуг осуществляются перевозка грузов или пассажиров. Учет в транспортной компании ведут в соответствии с бухгалтерским, налоговым законодательством и распоряжениями Минтранса. В статье расскажем про учет типовых транспортных услуг, дадим примеры проводок.

Нюансы учета в транспортной компании

Отраслевые нормы Минтранса являются обязательными к исполнению предприятиями, входящими в структуру министерства. Для остальных предприятий указания и нормы являются рекомендательными. Особенность документооборота состоит в необходимости вести учет нормируемых и текущих расходов транспортных средств. Величина и перечень расходов зависят от марки транспортного средства, условий эксплуатации, используемых предприятием норм отпуска.

Основные параметры при определении экономически обоснованных затрат:

Кроме нормируемых расходов, эксплуатация транспорта имеет дополнительные расходы по обеспечению предрейсовых медицинских осмотров, страхованию транспортного средства, оплате проезда большегрузного транспорта системы «Платон». Читайте также статью: → “Проводки по расходам: медосмотры».

Обязательные приказы предприятия

Для обеспечения норм показателей предприятие должно издать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации. Стандартный перечень приказов, устанавливающих:

  • Перечень лиц, получающих транспортное средство на хранение.
  • Нормы расходования топлива, ГСМ и прочих жидкостей с указанием показателя на каждое транспортное средство.
  • Нормы расхода топлива, установленные для сезонной эксплуатации.
  • Нормы и периодичность замен шин.
  • Состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта.

Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения. Нормирование расходов применяется предприятиями, оказывающими транспортные услуги или имеющими транспортные средства для собственных перевозок грузов или работников.

Особенность оформления перевозки грузов

Перевозка грузов по договорам транспортной экспедиции используется в практике наиболее часто. По условиям соглашения одна сторона гарантирует осуществить перевозку груза другой стороны за вознаграждение, а также оказать дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, обеспечению складского хранения. Основные составляющие договора:

Условиям договора экспедиции оказывается особое внимание. От точного определения порядка назначения вознаграждения, компенсации дополнительных трат, документооборота зависят учет и налогообложение. Договор экспедиции может иметь двоякую форму – выступать посредническим соглашением или самостоятельным видом оказания услуг. Читайте также статью: → “Договор о материальной ответственности за транспортное средство».

Учет по посредническим договорам транспортной экспедиции

Основным условием посреднических транспортных услуг является оказание перевозки по поручению заказчика. От имени клиента компания оформляет дополнительные условия транспортировки – оплачивает сборы, пошлины, страховку, хранение груза. При получении груза у транспортного предприятия не возникает доход.

Суммы вознаграждения и дополнительных расходов предъявляются клиенту к оплате на основании отчета с приложением подтверждающих документов.

Пример записей в учете у экспедитора

Предприятие ООО «Транспорт» заключило договор с ООО «Кондитер» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 68 000 рублей при себестоимости 51 000 рублей. Заявленная клиентом оценка товара – 280 300 рублей. Эспедитор применяет в учете УСН. По условиям договора экспедитор обязан обеспечить складское хранение товара по доверенности до получения его конечным потребителем с оплатой по факту в сумме 5 000 рублей. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:

  1. Клиентом произведена предоплата в полной сумме стоимости услуг: Дт 51 Кт 62 на сумму 68 000 рублей;
  2. Груз принят на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 280 300 рублей;
  3. Экспедитором оплачена стоимость складского хранения: Дт 76 Кт 50 на сумму 5 000 рублей;
  4. Груз передан потребителю: Кт 002 на сумму 280 300 рублей;
  5. Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 68 000 рублей;
  6. Произведено списание себестоимости перевозки: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 51 000 рублей;
  7. Произведена компенсация затрат по аренде склада: Дт 51 Кт 76 на сумму 5 000 рублей.

У экспедиторов отсутствует право собственности на груз. В учете предприятия перевозимый груз учитывается по дебету счета 002. При передаче груза получатель ТМЦ списываются со счета.

Налогообложение услуг посреднического договора

Выручкой при оказании услуг служит вознаграждение, оплачиваемое клиентом. Расходы, оплачиваемые при реализации договора сторонним организациям в размере сборов, платы за складское хранение, страхование не являются тратами предприятия и покрываются клиентом. Затраты не уменьшают налоговую базу при исчислении прибыли или единого налога.

Налоговой базой для исчисления НДС является полученная экспедитором выручка. К вычету предъявляются суммы налога, выставленные поставщиками топлива и других расходных материалов, запчастей, используемых для эксплуатации транспортных средств.

Учет по договору об оказании услуг

Учет по договорам, оформленных как соглашение об оказании услуг, имеет иной учет и налогообложение. В договоре указывается стоимость услуг транспортировки и могут быть внесены дополнительные услуги, предоставляемые самим экспедитором или с привлечением сторонних организаций.

Пример учета записей у перевозчика

Предприятие ООО «Грузовик» заключило договор на транспортировку негабаритного оборудования стоимостью 350 000 рублей с ООО «Родничок». Стоимость договора об оказании услуг составила 159 000 рублей, включая НДС. Общая сумма расходов составила 135 800 рублей. В сумму услуг включается обеспечение сопровождения негабаритного груза, оплата которого входит в стоимость услуг. В учете ООО «Грузовик» формируются записи:

  1. Оборудование принято на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 350 000 рублей;
  2. Учтена оплата услуг по договору: Дт 51 Кт 62 на сумму 159 000 рублей;
  3. Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 159 000 рублей;
  4. Отражен НДС, начисленный потребителю: Дт 90/3 Кт 68/2 на сумму 24254,24 рублей;
  5. Учтены затраты, связанные с исполнением перевозки: Дт 20 Кт 10 (70, 69) на сумму 135 800 рублей;
  6. Произведено списание расходов в состав себестоимости: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 135 800 рублей.

После передачи груза оборудование снимается с ответственного хранения кредитованием счета 002.

Налогообложение по договору оказания услуг

Величина выручки, учитываемая для налогообложения прибылью или единым налогом, определяется по стоимости договора. В расходной части учитываются все затраты, понесенные транспортным предприятием при оказании услуг. Для подтверждения расходов требуется наличие:

  • Договора на оказание услуг и экспедиторская расписка о грузе.
  • Акта об оказании услуг.
  • Платежных документов, накладных, актов на оплату дополнительных услуг.
  • Транспортной накладной, указывающей на техническое средство и подтверждающий километраж перевозки.
  • Полиса и договора, подтверждающих страхование.
  • Приказов, устанавливающие нормы списания.

Налоговая база НДС определяется стандартным порядком в размере выручки, полученной от оказания услуг. К вычету принимается налог по расходам, предъявленным поставщиками. Читайте также статью: → “Налоговая база по НДС: определение, учет».

Отличия в учете разных систем налогообложения

Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.

Источник:
http://online-buhuchet.ru/uchet-v-transportnoj-kompanii/

Бухгалтерский учет транспортных услуг

buhuchet_transportnyh_uslug.jpg

Похожие публикации

Перевозка грузов и пассажиров – важная часть затрат любой компании, но осуществляется она по-разному. Одни имеют собственный автопарк для доставки ТМЦ контрагентам, другие пользуются услугами специализированных компаний-перевозчиков, а потому и отражение затрат на транспортировку в бухучете происходит неодинаково. Рассмотрим различные варианты учета услуг транспортировки.

Бухгалтерский учет транспортных услуг, оказываемых собственным транспортом

Если коммерческая фирма доставляет товар покупателю на своем транспорте, то стоимость доставки входит в структуру затрат по реализации, т.е. расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, будут аккумулироваться на сч. 44 и увеличивать стоимость товара. Проводки в учете компании будут следующими:

Операция

Д/т

К/т

Начисление износа по ТС

Списание ГСМ, автозапчастей

Начисление з/платы водителя

Начисление страхвзносов в фонды

Списание затрат по эксплуатации ТС

При перевозке товара обязательным сопроводительным документом является путевой лист на транспортное средство, а товар указывается в товарно-транспортной накладной.

Пример: бухгалтерский учет транспортных услуг, стоимость которых входит в цену перевозимого товара

Производственная компания выпустила партию изделий – 100 единиц себестоимостью 2000 руб. Заключен договор с покупателем на поставку этой партии транспортом продавца. Продажная цена одного изделия – 3600 руб. Необходимо включить в отпускную стоимость единицы товара транспортные расходы общей суммой 19 580 руб., куда входят затраты на:

  • ГСМ – 8000 руб.;
  • Амортизация ТС – 3000 руб.;
  • Зарплата водителя – 6600 руб.;
  • Отчисления в фонды (6600 х 30%) – 1980 руб.

Бухгалтер распределит эти затраты проводками:

Операция

Д/т

К/т

Сумма

Оплата труда водителя

Расходы по доставке списаны в себестоимость продаж вместе с другими расходами на реализацию

Стоимость транспортных услуг повысит продажную стоимость партии товара до 379 580 руб. (3600 х 100 + 19 580), а цена каждого изделия будет равна 3795,8 руб. (3795,8 / 100).

В бухучете компании – продавца, осуществляющего доставку товара, стоимость транспортировки входит в себестоимость товара и учитывается в сумме прямых затрат на производство товара.

Бухучет в транспортной компании

Оказание перевозочных услуг – пассажирских и грузовых, осуществляемых на транспортных средствах, имеющихся в собственности фирмы или лизинге, в специализированных транспортных компаниях является отдельным видом деятельности. Формирование себестоимости перевозок здесь не будет составной частью процесса продажи, поэтому осуществляется на счетах производства:

  • Сч. 20, генерирующий расходы, напрямую связанные с перевозочным процессом;
  • Сч. 26, объединяющий управленческие затраты компании.
Читайте также  Что такое репарации определение по истории

В учете специализированного логистического предприятия транспортные услуги сопровождаются проводками:

Источник:
http://spmag.ru/articles/buhgalterskiy-uchet-transportnyh-uslug

Транспортная экспедиция. Документальное оформление, бухучет и налогообложение.

Документальное оформление.

В соответствии со статьей 801 Гражданского кодекса РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Об этом сказано в пункте 1 статьи 802 Гражданского кодекса РФ. Экспедиторскими документами являются:

– поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

– экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

– складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ либо в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (Из Письма от 4 октября 2011 года № 16-15/095705@

Таким образом, в рамках оказания услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов на перевозку грузов оформляются:

– договор транспортной экспедиции;

– акт сдачи-приемки оказанных услуг;

– доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право последней получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);

При этом транспортная накладная является основным перевозочным документом, который оформляет экспедитор вне зависимости от того, чьим транспортом осуществляется перевозка.

Порядок формирования дохода (вознаграждения) экспедитора.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики от 1 февраля 2011 года N 03-03-09/10 (О порядке формирования дохода (вознаграждения) экспедитора) сообщает следующее:

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженными в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, организация, исполняющая обязанности экспедитора в рамках договора транспортной экспедиции и не являющаяся перевозчиком, при определении налоговой базы учитывает доходы в виде вознаграждения по договору, а также суммы возмещения затрат, осуществленных экспедитором за клиента, если эти затраты учтены экспедитором в составе расходов.

Оформление экспедитором счетов-фактур при оказании услуг по организации перевозок в рамках договора транспортной экспедиции.

Министерство финансов Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА в Письме от 3 октября 2012 года N ЕД-4-3/16555 (О порядке выставления счетов-фактур по НДС при оказании услуг экспедиции) сообщает следующее:

Согласно п.3 ст.168 и п.3 ст.169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) счета-фактуры выставляются налогоплательщиком налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), и поэтому в счетах-фактурах указываются данные по реализуемым продавцом товарам (работам, услугам). В соответствии с п.1 ст.801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедиторами или клиентом, обязанность экспедитора заключать от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Поскольку экспедитор организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры для оказания услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, то в счете-фактуре по услуге экспедитора следует отражать сумму его вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента. Что касается составления экспедиторами счетов-фактур по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, то согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» организации, осуществляющие транспортно-экспедиционную деятельность, оказывают услуги по организации услуг по перевозке груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов. В связи с этим и принимая во внимание, что элементы условия договора транспортной экспедиции аналогичны посредническому договору, экспедиторы могут по услугам третьих лиц, приобретаемым ими от своего имени за счет клиента, выставлять счета-фактуры с отражением показателей счетов-фактур, выставленных экспедиторам организациями, непосредственно оказывающими эти услуги, в порядке, предусмотренном Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, для комиссионеров (агентов).

Налогообложение экспедитора.

Из письма Минфина РФ от 16 февраля 2009 года N 03-03-06/1/65 (О налогообложении экспедитора) следует:

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Таким образом, доход, полученный от клиента-грузоотправителя или грузополучателя экспедитором, обязанности которого исполняются перевозчиком, подлежит учету в доходах экспедитора для целей налогообложения прибыли организаций в том объеме, в котором он получен экспедитором от клиента-грузоотправителя или грузополучателя. При этом выплаты перевозчику, связанные с исполнением перевозчиком обязанностей экспедитора, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли организаций, если указанные затраты не компенсируются клиентом.

Наш специалист свяжется с вами
в течение 15 минут.

Источник:
http://v-bux.ru/novosti/transportnaya-ekspedicziya-dokumentalnoe-oformlenie-buxuchet-i-nalogooblozhenie/

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции

В связи со значительным увеличением грузопотоков, происходит активное развитие транспортно-экспедиторских услуг. Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции, необходимо
знания законодательных актов. Деятельность в области экспедирования грузов регламентируется:

  • Федеральным Законом Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» № 87-ФЗ от 30.06.03г,
  • Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 года № 554,
  • Главой 41 “Транспортная экспедиция” Гражданского кодекса РФ.

При заключении сделки по экспедироваю грузов, стороны обязаны составить и подписать Договор транспортной экспедиции. По договору транспортной экспедиции Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента (Грузоотправителя) выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза. При этом, экспедитор может выступить:

  • агентом или посредником между Клиентом и Перевозчиком,
  • исполнителем услуг по перевозке.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает посредником, Клиент обязан уплатить Экспедитору вознаграждение и оплатить все расходы, понесенные в интересах Клиента. Для целей бухгалтерского и налогового учета в этом случае доходом Клиента будет являться вознаграждение Экспедитора. Договором транспортной экспедиции должно быть определено, какие затраты, понесенные в ходе исполнения данного договора экспедиции, будут возмещены Клиентов и в каких размерах.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает как исполнитель услуг, то все расчеты с Перевозчиком Экспедитор осуществляет от своего имени. В этом случае Экспедитор может:

  • оказать услуги Клиенту собственными силами,
  • привлечь для исполнения услуг сторонние организации.

Если Экспедитор по договору транспортной экспедиции выступает как исполнитель услуг, стоимость по договору определяется в виде единой суммы, которая включает в себя и вознаграждение Экспедитора и компенсацию затрат Экспедитора. Доходом Экспедитора будет являться выручка от реализации услуг. Затраты, возникшие в ходе выполнения данного договора, принимаются в качестве расходов для целей налогообложения.

Читайте также  Учет товарно-материальных ценностей на предприятии

При приеме груза Экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторские документы.

К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору (заполняется клиентом в двух экземплярах, оригинал передается экспедитору, должно содержать достоверные и полные данные о грузе),
  • экспедиторская расписка (заполняется экспедитором в двух экземплярах, оригинал вручается грузоотправителю или клиенту, содержит достоверные и полные данные о грузе, позволяет отследить цепочку экспедиторов в конкретной перевозке),
  • складская расписка (заполняется экспедитором при приеме груза на временное складское хранение, оригинал вручается клиенту).

Форма экспедиторской расписки утверждена Приказом Минтранса России от 11.02.2008 года № 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов”.

После совершения сделки Экспедитор обязан представить Клиенту подтверждающие документы. К документам, подтверждающим факт оказания услуги относятся:

  • Акт о выполнении услуг с указанием вознаграждения экспедитора,
  • Отчет Экспедитора.

К Отчету Экспедитора необходимо приложить документы, подтверждающие понесенным экспедитором расходы, связанным с организацией перевозки и дополнительно возмещаемым клиентом:

  • копии договоров с перевозчиками ,
  • копии актов выполненных работ с указанием маршрута,
  • счета-фактуры,
  • копии платежных поручений и банковских выписок,
  • другие документы, относящиеся к сделке.

Если один Экспедитор оказывает сопровождение и перевозку грузов от места отправления до места назначения различными видами транспорта, такие перевозки называются мультимодальными. Экспедитор принимает на себя ответственность за перевозку на всем расстоянии и оформляет для Клиента соответствующие транспортные документы.

Расходы на страхование груза могут осуществляться как за счет Клиента, так и за счет Экспедитора. Нормами Федерального Закона № 87-ФЗ предусмотрена ответственность Экспедитора перед Клиентом за утрату, недостачу, повреждение или порчу груза и отсутствует запрет на заключение договора страхования грузов Экспедитором.

Отсюда следует, что затраты по имущественному страхованию могут быть включены в состав расходов Экспедитора в качестве возмещаемых расходов, если такие расходы прямо прописаны в договоре транспортной экспедиции, заключенным между Клиентом и Экспедитором.

Если в договоре транспортной экспедиции такого условия не предусмотрено, то расходы на страхование будут являться общими расходами Экспедитора, связанные с осуществление экспедиторской деятельности.

Законом № 87-ФЗ не предусмотрено обязательное страхование ответственности Экспедитора по договору транспортно-экспедиционного обслуживания автомобильным транспортом. Поэтому добровольное страхование ответственности Экспедитора не может быть признано расходом для целей налогообложения прибыли.

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции осуществляется на балансовых счетах 90 и 76. Учет вознаграждения Экспедитора осуществляется на балансовом счете 90 «Выручка по оказанной услуге». На сумму вознаграждения не позднее 5-ти дней с момента оказания услуги составляется счет-фактура и отражается в книге продаж.

Все расходы,связанные с перевозкой и возмещаемые клиентом дополнительно, учитываются Экспедитором на балансовом счете 76 и не учитываются в расходах при расчете налога на прибыль. НДС по таким расходам бюджету не предъявляется.

Если у Вас появились вопросы, или Вам необходима помощь по бухгалтерскому учету услуг транспортной экспедиции, просим обращаться по телефону (812) 309-18-67 или через форму обратной связи.

Источник:
http://saldoconsult.ru/stati/buxgalterskij-uchet-uslug-transportnoj-ekspedicii/

Минфин РФ считает, что если у клиента договора транспортной экспедиции отсутствует экспедиторская расписка, он не имеет права учитывать расходы в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций. Так ли это на самом деле?

Продолжаем, уважаемые читатели, знакомить вас с неоднозначными письмами Минфина РФ на сайте apgmag.com. Очередное письмо – письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858. В котором, после тезиса, что экспедиторская расписка является неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, специалисты главного финансового ведомства пришли к выводу, что если у клиента нет в наличии экспедиторской расписки, то он, только из-за этого, теряет право затраты на транспортно-экспедиционные услуги учитывать в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Так ли это? Давайте разберемся.

Напомню, что согласно статье 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности установлен Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Согласно статье 2 этого Федерального закона, Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством РФ. Что и было сделано Правительством в Постановлении от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила). В соответствии с пунктом 5 Правил экспедиторскими документами являются:

  • экспедиторская расписка;
  • поручение экспедитору;
  • складская расписка.

В силу пункта 7 Правил, экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Экспедиторские документы составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23.

Также напомню, что существенными условиями договора транспортной экспедиции в силу статьи 801 ГК являются сведения о грузе и об условиях его перевозки (маршрут, грузоотправитель, грузополучатель), а также иная информация, необходимая для исполнения договора транспортной экспедиции. Об этом, в частности, говорится в Постановлении ФАС СЗО от 20.06.2012 № А05-9429/2011.

Экспедиторская расписка подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Согласно пункта 12 Правил, экспедиторская расписка выдается экспедитором клиенту при приеме груза и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки.

Поручение экспедитору — определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту услуг в рамках договора транспортной экспедиции. При наличии экспедиторских документов, в т.ч. поручений экспедитору, клиентам удается в судах подтвердить произведенные расходы (Постановление ФАС СЗО от 16.05.2013 по делу № А21-4591/2012).

Складская расписка подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение. В соответствии с пунктом 13 Правил, в случае принятия груза на складское хранение экспедитор должен выдать клиенту складскую расписку.

Как показывает практика, в тех случаях, когда налогоплательщики не представляют поручение экспедитору, экспедиторские расписки, складские расписки и другие документы, им не удается подтвердить понесенные расходы и право на налоговый вычет по НДС (Постановление ФАС СЗО от 21.09.2011 по делу № А05-12220/2010).

По мнению налоговых органов (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100092@ «О порядке оформления перевозки грузов») для того, чтобы подтвердить фактическое исполнение договора транспортной экспедиции, клиенту нужны следующие документы:

  • договор транспортной экспедиции;
  • акт сдачи-приемки оказанных услуг;
  • экспедиторские документы;
  • доверенность на право заключения договора перевозки от имени клиента, договор перевозки, доверенность, выданная экспедитором организации-перевозчику на право перевозчика получить груз (в случае, если транспортировка осуществляется третьим лицом);
  • перевозочные документы.

Могут ли стороны договора транспортной экспедиции оформлять другие документы? Считаю, что да. Ведь, согласно пункта 6 Правил в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, сторонами договора может быть определена возможность использования экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 Правил.

Таким образом, сами Правила допускают возможность использования сторонами договора транспортной экспедиции экспедиторских документов, не указанных в пункте 5 Правил. Это подтверждает Постановление ФАС ВВО от 07.02.2012 по делу № А28-3501/2011.

Примеры из арбитражной практики.

ИФНС РФ не согласилась с достаточностью документального обоснования расходов, поскольку первичными документами для определения фактической стоимости транспортно-экспедиционных услуг служат поручение экспедитору и экспедиторские расписки, а налогоплательщик в ходе проверки не представил заявки на организацию перевозок, поручения экспедитору, складские и экспедиторские расписки.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что налогоплательщик представил документы, включающие поручения экспедиторам, таблицы исполнения договора, заявки на отгрузку от покупателя товара, поручения экспедитору на международную перевозку, заявки на организацию транспортного экспедирования, акты выполненных услуг по перевозке груза, железнодорожные накладные, счета-фактуры, платежные поручения, книги учета выданных доверенностей. Указанные документы подтверждают наименование, количество перевозимого груза, пункт погрузки и выгрузки, номер транспорта, данные водителя, стоимость оказываемых услуг.

Поэтому суд (Постановление ФАС МО от 05.12.2012 по делу № А40-136136/11-91-559.) пришел к выводу, что налогоплательщик вправе для подтверждения произведенных расходов в целях налогообложения представлять документы, косвенно подтверждающие данные расходы.

Год спустя ФАС этого же Московского округа в Постановлении от 29.01.2013 по делу № А40-58874/12-99-339 также не принял довод ИФНС о том, что единственными документами, которые могут быть приняты в обоснование расходов на оплату транспортно-экспедиторских услуг, являются заявки на организацию перевозок, поручения экспедитору и экспедиторские расписки.

Рассмотрим еще одно дело. Клиент заключил с экспедитором договор на оказание транспортно-экспедиционных услуг. В рамках дополнительных соглашений для организации перевозки партии товара клиент направлял экспедитору письма-заявки на планируемые перевозки. Перевозка осуществлялась на основании железнодорожных накладных, при принятии груза к перевозке клиент получал квитанцию к железнодорожной накладной от перевозчика.

Арбитражный суд указал, что оснований для отказа в принятии расходов по транспортно-экспедиционным услугам у ИФНС РФ не имелось. Представленные документы — дополнительные соглашения, заявки, акты оказания услуг — содержат все необходимые реквизиты, включая данные о грузе и маршруте, номерах железнодорожных накладных.

Суд отклонил доводы ИФНС РФ об отсутствии оформленных поручений экспедитору, а также экспедиторских расписок, т.к. они не могут служить основанием для отмены судебных актов (Постановление ФАС МО от 16.03.2011 по делу № А40-87727/10-107-446).

Таким образом, по нашему мнению, письмо Минфина РФ от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858 не соответствует действующему налоговому законодательству. Поскольку стороны договора транспортной экспедиции вправе оформлять экспедиторские документы, не предусмотренные Правилами.

В тоже время, понятно, что отсутствие экспедиторской расписки (а равно и любого другого экспедиторского документа) может повлечь риск возникновения конфликтной ситуации с проверяющими из ИФНС РФ. И в таком случае свое право на учет расходов в целях налогообложения налогоплательщику придется доказывать в арбитражном суде.

Александр Матиташвили, налоговый консультант

Источник:
http://apgmag.com/ekspeditorskie-uslugi-uchet-rashodov/