Учет транспортных расходов в организациях торговли

Учет транспортных расходов в организациях торговли

Опубликовано в журнале «Новое в бухгалтерском учете и отчетности»

Как учитываются затраты на доставку покупных товаров до склада покупателя?

В целях налогообложения прибыли учитываются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Как следует из ст. 320 НК РФ, организации торговли относят суммы транспортных расходов к прямым расходам, если эти затраты не включены в цену приобретения товаров. В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ при методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318—320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок.

На основании п. 2.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли 1 , движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой).

Порядок определения расходов по торговым операциям налогоплательщиков налога на прибыль предусмотрен ст. 320 НК РФ. Согласно названной статье расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные затраты, понесенные в текущем месяце (за исключением внереализационных, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ), признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Поскольку в ст. 320 НК РФ не говорится о том, что к транспортным расходам относятся расходы на доставку товаров только сторонними организациями, то и доставка товаров собственным транспортом в целях применения гл. 25 НК РФ относится к транспортным расходам. Аналогичное мнение высказал Минфин России в письме от 13 января 2005 г. № 03-03-01-04.

Методика распределения транспортных расходов, являющихся прямыми, содержится в ст. 320 НК РФ. Если транспортируются как товары, так и материалы, используемые при оказании прочих услуг, организация может сама в учетной политике для целей налогообложения определить порядок распределения транспортных расходов между видами деятельности. В частности, сумму транспортных расходов, относящихся к торговым операциям, организация вправе определить исходя из доли товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, в общей доле приобретенных товаров. Сумма транспортных расходов в части, относящейся к остаткам товаров на складе, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца. Для целей налогового учета порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов (ст. 320 НК РФ).

Произведенные организацией затраты по доставке товаров отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» в корреспонденции с кредитом счетов: 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др..

1 Утверждены письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5.

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/expenditure/a30/135165.html

Транспортные расходы в торговых организациях: учет и налогообложение

При совершении торговых операций всем компаниям (и покупателям и продавцам) приходится решать вопросы, связанные с доставкой товара. Товар можно доставлять как за счет средств и сил продавца, так и наоборот, за счет покупателя, какой именно способ доставки выбрать, решают сами партнеры при заключении договора, наша с вами задача рассмотреть особенности каждого варианта, для того, чтобы правильно отражать операцию в налогом и бухгалтерском учете.

Таким образом, при продаже товара и перевозке его автомобильным транспортом, необходимо подписать договор, составить накладную (ТОРГ-12, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»), товарно-транспортную накладную (№ 1-Т, утв. Постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 г. N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте») и счет-фактуру. Обращаем Ваше внимание, что согласно Информации Минфина РФ (от 4 декабря 2012г. N ПЗ-10/2012″О вступлении в силу с 1 января 2013г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ПЗ — 10/2012)») с 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы). ФНС РФ в своем письме также приводит перечень документов, которые необходимо оформлять при перевозке товара автотранспортом (Письмо ФНС РФ от 21.08.2009г. № ШС-22-3/660).

Для целей налогообложения важно, за чей счет будет доставлен товар и если стороны не определили порядок поставки в договоре, а товар будет доставлен за счет покупателя, то велика вероятность того, что проверяющие органы, сочтут эти расходы экономически необоснованными. Признание расходов на доставку товара напрямую зависит от условий договора, поэтому в договоре необходимо указывать момент перехода права собственности на товар, определять сторону, на которую возложена обязанность по доставке товара, а также способ оплаты расходов (включение в стоимость товара, оплата по отдельному документу и т. д.).

В целях налогового учета организации, осуществляющие торговую деятельность, формируют расходы, понесенные в связи с покупкой и реализацией товаров, с учетом положений статьи 320 НК РФ, согласно которой расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика — покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Таким образом, организация может воспользоваться одним из двух способов учета транспортных расходов иучесть данные затраты в целях налогообложения прибыли:

  • расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара;
  • расходы на транспортные услуги учитываются в качестве прямых.

Выбор конкретного способа учета, должен быть отражен в учетной политике организации и применяться в течение не менее двух налоговых периодов (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 августа 2012 г. N 03-03-06/1/420 «Об определении расходов по торговым операциям»). Нельзя не отметить, что в данном случае должны соблюдаться общие правила признания расходов (п.1 ст. 252 НК РФ), то есть расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными (оформленными надлежащим образом) и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение прибыли (дохода).

Применение рассматриваемой нами статьи (ст. 320 НК РФ), распространяется только на расходы торговой организации по доставке товара на свой склад, если же производится аренда транспортного средства, то такие расходы относятся к материальным (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 марта 2007г. N 03-03-06/1/157 «О порядке учета для целей налогообложения прибыли в составе материальных расходов налогоплательщика»).

Рассмотрим более подробно оба способа.

Расходы на транспортные услуги включаются в цену приобретения товара. Отметим, что этот вариант определения расходов наиболее удобен для учета.

Бухгалтерский учет: дебет 44 кредит 10, 70, 69, 02 — доставка осуществлена собственным транспортом и дебет 44 кредит 60 (76) — доставка осуществлена с помощью привлечения транспортной компании. Так как транспортные расходы включаются в стоимость товара, то НДС начисляется со всей стоимости, указанной в договоре. Обращаем внимание, что в данному случае стоимость транспортных услуг отдельно не выделяется, в счет-фактуре указывается только одна позиция. Предъявленный НДС принимается к налоговому вычету на общих основаниях при соблюдении необходимых условий (ст. 171-ст. 172 НК РФ). Покупатель учитывает товар по фактической себестоимости на основании накладной, проводка будет следующей дебет 41- кредит 60 на всю сумму приобретенного товара.

Порядок учета транспортных расходов определяется исходя из условий заключенного договора с покупателем. В том случае, когда в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, то сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза по железной дороге будет являться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, таким образом, при превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю, возникает налоговая база по налогу на прибыль. По мнению Минфина РФ, если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу, а если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (Письмо Минфина РФ от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 О порядке учета транспортных расходов).

А возможно ли использовать посреднический договор при определении условий доставки товара?

Да, возможно. Это право предоставлено сторонам статьей 421 ГК РФ, в которой говорится, что юридические лица свободны в заключении договора и могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом, а такжестороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (смешанный договор). К отношениям сторон по таким договорам применяются правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре и естественно, условия договора определяются по усмотрению сторон. Использовать такой договор можно, если нужно избежать проблем с входным НДС, уплаченным в составе транспортных расходов. В этом случае, поставщик становится еще и агентом по отношению к покупателю, а покупатель соответственно принципалом. По общему правилу, агент получает вознаграждение за посреднические услуги, которое облагается НДС и налогом на прибыль. По окончанию исполнения поручения, агент обязан представить принципалу (покупателю) отчет о выполнении поручения, к которому необходимо приложить копии подтверждающих первичных документов.

Читайте также  Штраф за незаконное размещение наружной рекламы

У покупателя в бухгалтерском учете стоимость доставки товара, предназначенного для дальнейшей перепродажи, до собственного склада отражается двумя способами:

Транспортные расходы организации принимаются к учету путем:

  • отнесения расходов на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов», согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения расходов на доставку на отдельный субсчет к счету 41 «Товары»;
  • непосредственного (прямого) включение транспортных расходов в фактическую себестоимость товара.

Непосредственное (прямое) включение в фактическую себестоимость товара целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой товаров, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп товаров.

Конкретный вариант учета транспортных расходов устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике (п. 83 Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н»Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов»).

Затраты включаются в состав расходов на продажу и учитываются по дебету счета 44 «Расходы на продажу». Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании транспортные расходы распределяются между проданным товаром и остатком товара на складе на конец каждого месяца.

И вариант бухгалтерского, и вариант налогового учета должен быть закреплен в учетной политике организации.

Покупатель, как и поставщик, может выбрать способ отражения транспортных расходов:

  • Транспортные расходы включаются в стоимость приобретенных товаров. При этом затраты учитываются в периоде реализации товаров, в стоимости которых они учтены
  • Транспортные расходы не включаются в стоимость товара, а учитываются как самостоятельный вид прямых расходов. Если на конец месяца реализован не весь приобретенный товар, организации надо рассчитать величину транспортных расходов, относящуюся к остаткам нереализованных товаров (ст. 320 НК РФ).

Для документального подтверждения понесенных расходов покупателю необходимы первичные документы, подтверждающие перевозку (накладная, копия акта об оказании транспортных услуг поставщику, акт поставщика на возмещение расходов (либо отчет агента)).

Таким образом, расходы на доставку товара могут составлять значительную долю от его стоимости. Признание транспортных расходов зависит от условий договора. В документах, услуга по доставке товара может быть выделена отдельной строкой или быть включенной в стоимость товара. Но во избежание возникновения проблем со стороны контролирующих органов, помимо этого условия необходимо предусмотреть момент перехода права собственности на товар, сторону по доставке товара, а также порядок оплаты и стоимость транспортных расходов.

Источник:
http://rosco.su/press/transportnye-raskhody-v-torgovykh-organizatsiyakh-uchet-i-nalogooblozh/

Учет транспортных расходов торговой организации

Учет транспортных расходов торговой организации

Каждая торговая организация ведет учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При различают два вида затрат на транспортировку товаров:

  • расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

Порядок учета транспортных затрат в обоих случаях будет существенно отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором — либо включит в цену товара, либо будет учитывать обособлено в составе расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемых товаров:

Если в документах поставщика стоимость доставки отражена отдельно, то ТЗР следует включить в себестоимость товаров.

Способы учета ТЗР в себестоимости товаров:

  • включить ТЗР в стоимость товаров;
  • отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу.

Способ 1: включить ТЗР в стоимость товаров.

Следует отметить, что этот способ, довольно трудоемкий и зачастую противоречит требованю рациональности, однако, в некоторых организациях применяется. Его суть состоит в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости ТЗР, для этого общая величина ТЗР распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара. В дальнейшем учет товаров ведется в оценке, включающей ТЗР.

1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб.

2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.

Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.

Как принять этот товар на склад?

Считаем расходы на доставку каждой партии пропорционально её стоимости:

Расходы на поставку 1-й партии: 10000 * 100000 / 140000 = 7143 руб.

Стоимость 1-й партии с учетом доставки = 107143 руб., по этой стоимости и будет приходоваться эта партия, при этом цена одного стола руководителя с учетом ТЗР: (100000 + 7143) / 100 = 1071,43 руб.

Аналогичные расчеты проводим для второй партии:

Расходы на поставку 2-й партии: 10000 * 40000 / 140000 = 2857 руб.

Стоимость 2-й партии с учетом доставки = 42857 руб.

Цена компьютерного столика с учетом ТЗР: (40000 + 2857) / 50 = 857,14 руб.

Проводки по учету полученного товара с учетом доставки:

Если поставщик выделил НДС и выставил счет-фактуру (вместе с отгрузочными документами), то из стоимости партий товаров вычитаем сумму НДС и ставим ее к вычету (д19 д60 и д68.НДС д19).

Далее, при продаже товара, списывается его себестоимость: д90.2 к41.1(2). При этом стоимость транспортных расходов будет включена в себестоимость товаров, направленных на продажу.

Способ 2: отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу

ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44/ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44/ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц.

Пример учета ТЗР на счете 44:

В течении месяца были закуплены товары. При этом стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно.

1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1 000 руб., стоимость партии: 100 000 руб.

2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии: 40 000 руб.

Общая стоимость полученных товаров: 140 000 руб.

Транспортно-заготовительные расходы: 10 000 руб.

Помимо этого организация сама закупала товары и доставляла их на свой на склад.

ТЗР по самостоятельным закупкам (за месяц):

Бензин: 2 000 руб.

Ремонт автомобиля: 4 000 руб.

Заработная плата водителя: 15 000 руб.

Начисленные страховые взносы на зарплату водителя (30%): 5 000 руб.

Амортизация автомобиля: 1 000 руб.

Проводки по учету ТЗР за месяц:

Важно помнить, что в конце месяца списываются не все ТЗР, а только их часть, пропорциональная отгруженным товарам.

Порядок определения величины ТЗР подлежащих списанию

Чтобы определить величину ТЗР подлежащих списанию, необходимо проанализировать счет 41 «Товары» и счет 44/ТР «Расходы на продажу».

Анализ счета 41:

Например, на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб. (начальное сальдо счета 41), в течении месяца поступил еще товар на общую сумму 700 000 руб. (дебетовый оборот счета 41), было продано товара в течении месяца на общую сумму 500 000 руб. (кредитовый оборот счета 41).

Анализ счета 44/ТР:

Например, начальное сальдо по дебету составляет 30 000 руб. В течении месяца по дебету счета 44/ТР были отражены расходы в размере 70 000 руб.

Таким образом, товарам на сумму 1 000 000 руб. (начальное сальдо плюс оборот за месяц по дебету счета 41) соответствуют транспортно-заготовительные расходы в размере 100 000 руб. (начальное сальдо плюс затраты за месяц по дебету счета 44/ТЗР).

Cумма ТЗР, которую нужно списать с кредита счета 44/ТР (соответствующая проданным товарам) составит:

ТЗР по проданным товарам = 100 000 * 500 000 / 1 000 000 = 50 000 руб.

Отгруженным товарам на сумму 500 000 руб соответствуют транспортные расходы на сумму 50 000 руб. Именно эту сумму и нужно будет списать в конце месяца одной проводкой.

Общая формула для расчета ТЗР, подлежащих списанию за месяц = (начальное сальдо по дебету счета 44/ТР + оборот по дебету за месяц счета 44/ТР) * оборот по кредиту счета 41 / (начальное сальдо по дебету счета 41 + оборот по дебету за месяц счета 41).

Организация выбирает один из указанных выше способов учета ТЗР (включать ТЗР в стоимость товаров либо отражать ТЗР в виде отдельной статьи расходов на счете 44), отражает свой выбор в учетной политике.

ТЗР по доставке товаров покупателям:

Если наша организация производит отгрузку товара покупателю на основе самовывоза (франко склад продавца), то ТЗР не возникают.

Если доставку товара продавец осуществляет за свой счет (франко склад покупателя) , то ТЗР либо включаются в цену товара либо учитываются отдельной статьей расходов на продажу, которые потом в полной сумме списываются ежемесячно.

Источник:
http://www.ib.ru/wiki/2685

Учет транспортных расходов в торговых организациях в налоговом учете

У организаций, деятельность которых связана с торговлей в розницу и оптом, затраты по доставке товаров в налоговом учете отражаются согласно специальному порядку.

Какие виды транспортных расходов существуют в торговых организациях

1) транспортные расходы по доставке приобретенных товаров от склада контрагента-продавца до собственного склада торговой организации;

2) транспортные расходы по доставке товаров, приобретенных у торговой организации покупателем от собственного склада до места расположения склада покупателя.

Транспортные расходы разделены на два вида в связи с тем, что в учете они отражаются по разным правилам.

Особенности организации учета транспортных расходов купленных товаров до склада торговой организации

Возможна ситуация, когда в стоимость купленного товара уже включена цена транспортных расходов по доставке, и, соответственно, в документах по отгрузке товаров транспортные расходы не выделяются отдельной строкой. В таком случае в налоговом и бухгалтерском учете стоимость товара формируется с уже включенной в нее стоимостью транспортных расходов.

В ситуациях, таких как:

  • доставка поставщиком товаров с учетом того, что ее стоимость не входит в цену приобретенной продукции, т.е. идет сверх цены;
  • доставка производится перевозчиком – третьим лицом;
  • доставка осуществляется собственным транспортом торговой организации;

можно использовать два различных способа учета этих расходов по перевозке товара, как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

Читайте также  Меценатство в России - виды, история и законы РФ о меценатстве, Детфонд Примакова

Конечно, для сближения этих двух видов учета и для того, чтобы избегать отражения в бухгалтерском учете временных разниц, целесообразно использовать единые способы отражения расходов по доставке товаров в бухгалтерском и налоговом учетах. В учетной политике необходимо указать способ, который будет использовать торговая организация для отражения транспортных затрат.

Важно! В учетной политике следует прописать в каком порядке будет в организации формироваться стоимость купленных товаров и этот порядок должен использоваться не менее двух лет.

Способы отражения транспортных затрат в бухгалтерском и налоговом учете

Способ № 1. В стоимость купленных товаров включают транспортные расходы. Данный способ заключается в том, что все затраты организации по доставке товара следует учитывать в стоимости купленной продукции. Для этого применяют методику распределения затрат на транспорт между купленной продукцией, которая предварительно была закреплена в учетной политике организации.

К примеру, при доставке продукции поставщиком, перевозчиком – третьим лицом, стоимость расходов можно распределять согласно договорных условий между отдельными партиями поставки приобретенных товаров или по окончании месяца, подводя его итоги и распределяют прямо пропорционально стоимости купленной за данный месяц продукции.

Влияние условий договора на организацию налогового учета расходов на транспорт по транспортировке продукции (товаров)

Обязательства покупателя по оплате расходов на транспорт отдельно не оговорены.

Собственник приобретает право на товар после того, как он окажется на складе покупателя

Право собственности на товар покупатель приобретает в тот момент, как приобретенная продукция окажется на складе покупателя

Доход, полученный от предоставленных услуг по транспортировке товара, отражается отдельно

При доставке приобретенных товаров собственным транспортом организации, в затраты на транспорт включаются все расходы, необходимые для осуществления перевозки товаров, такие как:

  • расходы на горючесмазочные материалы;
  • затраты на заработную плату водителей транспортных средств и соответствующие им налоговые платежи;
  • расходы по проведению ремонта собственных транспортных средств;
  • амортизационные отчисления.

Все вышеперечисленные затраты необходимо учитывать в стоимость купленной продукции, приобретенных товаров.

Способ № 2. В стоимость купленной продукции транспортные расходы не включаются. При данном способе учета в течение месяца все расходы на транспорт собираются отдельно о цены приобретенной продукции, другими словами транспортные расходы фиксируются как отдельный вид затрат предприятия. При этом не имеет значение, перевозилась продукция собственным транспортом, третьим лицом – перевозчиком или поставщиком товара.

Данный способ учета для целей налогообложения предполагает, что в качестве прямых затрат необходимо учесть:

– стоимость купленной продукции, реализованной в отчетном месяце (налоговом периоде);

– затраты на транспорт, которые приходятся на реализованные в отчетном месяце товары. При этом, если продукция была доставлена собственными транспортными средствами предприятия, то затраты на доставку следует отнести к прямым расходам, которые связаны с ней непосредственно (аналогично первому варианту).

В бухгалтерском учете при втором рассматриваемом нами способе расходы на транспорт, обычно, отражаются на счете 44 «Расходы на продажу». Когда закончится месяц, по его итогам, часть расходов на транспорт, которая связана с реализованными в отчетном месяце товарами, следует списать в налоговом и бухгалтерском учете в уменьшение доходов отчетного месяца. В бухгалтерском учете эти затраты списываются со счета 44 на счет 90 «Продажи» (дебет 90 счета). Следует помнить о тех расходах на транспорт, которые не были списаны в предыдущих налоговых периодах, другими словами это часть расходов на транспорт, которая соотносится с остатками не реализованных товаров на начало отчетного месяца.

Методические указания по разделению затрат на транспорт в привязке к проданных и нереализованным товарам применима только для налогового учета. В бухгалтерском учете возможно использование любой другой методики, предварительно зафиксированной в учетной политике организации. Однако, какое-либо расхождение используемых методик по распределению затрат на транспорт в бухгалтерском и налоговом учете, даже незначительное, потребует здесь ведения двойного учета и учета временных разниц (ПБУ 18/02).

Рекомендация. С целью организации рационального ведения бухгалтерского и налогового учета целесообразно использовать в бухгалтерском учете способ деления транспортных расходов, который указан в НК РФ с целью расчета налога на прибыль торговой организации.

Источник:
http://online-buhuchet.ru/uchet-transportnyx-rasxodov-v-torgovyx-organizaciyax-v-nalogovom-uchete/

Транспортные расходы в бухгалтерском учете

Транспортные расходы сопровождают деятельность большинства компаний. Они включают в себя множество трат: бензин, зарплата водителям, аренда авто, содержание собственного штата машин. Расходы фиксируются в бухучете. Нужно это для налоговых проверок, возможности сбора всей информации для оптимизации трат. В бухучете используются проводки, на основании которых можно понять суть проводимой операции и сопутствующих расходов.

Что включают в себя транспортные расходы?

Суть ТР зависит от деятельности организации. К примеру, компания производит оборудование, технику, сырье, различные товары. Все единицы продукции предназначены для продажи клиентам. При заключении договора с покупателем нужно транспортировать продукцию из точки А в точку Б. Обычно это ответственность именно продавца. Также компания может приобретать сырье для производства своей продукции. Его доставка тоже потребует средств. Итак, к транспортным расходам относятся:

  • Траты на доставку покупаемых объектов (продукции, сырья, ОС).
  • Траты на доставку продукции клиентам.
  • Затраты на обслуживание собственного автопарка (к ним относятся траты на аренду авто, бензин, ремонт и диагностику машин).

Транспортные расходы могут быть очень большими. В этом случае они немедленно привлекают к себе внимание управляющего состава компании, налоговых органов. Поэтому бухгалтеру нужно уделять время именно учету трат, связанных с транспортировкой.

ВАЖНО! Обычно затраты на перевозку включаются в стоимость итоговой продукции. Если менеджерский состав принимает решение о снижении стоимости товаров, то имеет смысл оптимизировать транспортные расходы. Выполняется этот процесс на основании информации о тратах, которую можно получить из бухучета. Все данные тщательно анализируются, после чего принимается решение об исключении некоторых источников трат.

К примеру, предприятие содержит собственный автопарк, но машины используются относительно редко. Однако их редкая эксплуатация не исключает сопутствующие траты. Поэтому менеджер принимает решение о расформировании автопарка. Доставка продукции будет осуществляться по договору со сторонней компанией.

Особенности учета транспортировки основных средств

Траты на доставку основных средств учитываются в составе расходов на приобретение и производство продукции. Данное правило зафиксировано в пункте 8 Правил бухгалтерского учёта. Оно касается следующих основных средств (ОС):

  • созданные предприятием;
  • купленные по соответствующему договору;
  • купленные по договорам, которые предполагают оплату не денежными средствами;
  • объекты, приобретенные безвозмездно (к примеру, по договору дарения).

Весь данный перечень будет учитываться в качестве затрат капительного типа. То есть, они повышают первоначальную стоимость единицы товара. Отражать рассматриваемые траты нужно на дебете по счету капитальных вложений. Корреспонденция – счеты по расходам.

Однако перечисленные правила актуальны не для всех случаев.

Траты по перемещению объектов, которые не нуждаются в монтаже, внутри территории компании будут отражаться в издержках производства.

К таким объектам могут относиться транспортные средства, отдельное оборудование, строительные объекты. К передвижным объектам могут относиться экскаваторы, бетономешалки и прочее. Если техника перемещается на строительный объект, ее передвижение связано с монтажными и демонтажными работами, траты учитываются в расходах по эксплуатации техники. Расходы не будут включены в первоначальную стоимость.

Перевыставление ТР покупателю

Перевыставление трат предполагает ситуацию, при которой доставка товара покупателю осуществляется продавцом при помощи посреднической компании. После того, как перевозка была проведена, расходы по транспортировке оплачивает покупатель. Перевыставление ТР предполагает налоговые риски, а потому важно провести процедуру правильно. Покрытие транспортных расходов покупателем можно зафиксировать в договоре, первичных документах.

Примеры проводок

Компания продала продукцию на сумму 900 000 рублей. НДС составил 150 000 рублей. Покупная стоимость продукции составила 700 000 рублей (НДС – 100 000 рублей). Затраты на транспортировку равны 20 000 рублей. Рассмотрим основные проводки:

  • Приобретение продукции продавцом: ДТ19 КТ60, ДТ68 КТ19 100 000 рублей.
  • Приобретение продукции покупателем: ДТ62 КТ90-1 900 000 рублей, ДТ90-3 КТ68 150 000 рублей.

Данные проводки актуальны при обращении продавца к посредническим компаниям.

Расчет транспортных расходов

Правила определения транспортных трат содержаться в статье 320 НК РФ. Сумма прямых трат, касающихся перевозки, рассчитывается по усредненному проценту за текущее время. При этом нужно учесть остаток на начало периода. Для проведения необходимых расчетов понадобится:

  1. Определить размер прямых трат на остаток непроданной продукции на начало месяца, а также проданных товаров на текущий период.
  2. Определить стоимость приобретенной продукции, которая была продана в текущем периоде. Требуется также учесть стоимость остатка не проданных объектов.
  3. Произвести расчет усредненного процента. Он представляет собой соотношение суммы прямых трат со стоимостью продукции.
  4. Рассчитать сумму трат, которая будет относится к остатку непроданных товаров. Она представляет собой произведение усредненного процента и стоимость остатка объектов на завершение отчетного периода.

ВАЖНО! К прямым тратам, которые принадлежат к остатку непроданной продукции, относятся все товары, на которые предприятие имеет права. К ним относятся объекты, находящиеся в стадии транспортировки до покупателя.

Пример расчетов и проводок

Предприятие имеет такие показатели:

  • Остаток на начало отчетного периода по транспортным расходам: 1000 рублей.
  • Расходы по транспортировке продукции от поставщика: 1 400 рублей.
  • Остаток на начало отчетного периода по товарам: 4 тысячи рублей.
  • Стоимость поставленных товаров: 12 тысяч рублей.
  • Сумма проданной продукции: 14 000 рублей.

Остаток непроданной продукции на завершение отчетного периода составит 2 тысячи рублей (4 тысячи + 12 тысяч – 14 тысяч). В учетной политике компании есть пункт, по которому формирование стоимости единицы товара выполняется без учета трат по его приобретению. В конце отчетного периода бухгалтер производит следующие расчеты:

  • 1000 + 1 400 = 2 400 (сумма остатка ТР).
  • 14 000 + 2 000 = 16 тысяч рублей (сумма товаров).
  • 2 400/16 000 * 100% = 15% (усредненный процент).
  • Размер ТР равен 300 рублям (2 тысячи * 15%).
  • Размер ТР с уменьшением налогооблагаемой базы равен 2 100 (2 400 – 300).

Проводки будут следующими:

  • ДТ 41 КТ 60. Сумма: 12 000 рублей.
  • ДТ 44 КТ 76. Сумма: 1 400 рублей.
  • ДТ 90.7 КТ 44. Сумма: 2 100 рублей.
Читайте также  Что относится к первичной документации в бухгалтерии 2020 — лтерия

Источник:
http://assistentus.ru/buhuchet/transportnye-rashody/

Учет транспортных расходов в торговых организациях

Библиографическая ссылка на статью:
Баскакова А.Д. Особенности учета транспортных расходов в организациях торговли // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13440 (дата обращения: 14.09.2020).

Согласно статье 458 Гражданского кодекса РФ, если договором-купли-продажи не предусмотрено иное, в момент совершения сделки торговая организация передает товар покупателю посредством:
— вручения товара покупателю, в случае если договором оговорена доставка товара продавцом покупателю;
— предоставления товара в распоряжение покупателя, если предусмотрена передача товара в месте его нахождения. При этом предоставленным в распоряжение покупателя товар считается тогда, когда к оговоренному сроку он готов к передаче в надлежащем месте (в том числе, идентифицирован для целей договора), и покупатель проинформирован о готовности товара к передаче [2].
Таким образом, для передачи товара покупателю у торговой организации возникает обязанность по созданию соответствующих условий для его передачи, то есть помимо оплаты поставщику покупной цены товаров торговая организация также осуществляет расходы по реализации этих товаров. Такие расходы у торговых организаций именуются издержками обращения. Важно отметить, что не все расходы торговой фирмы помимо затрат на приобретение товаров относятся к издержкам обращения. Штрафы, пени, неустойки, платежи по кредитам сверх установленной законодательством ставки, убытки в связи с чрезвычайными ситуациями и подобные расходы, не обусловленные торговым процессом, учитываются как прочие расходы в бухгалтерском и как внереализационные в налоговом учете [1, 4].
Особенностью бухгалтерского учета является то, что в нем можно отразить все законные расходы организации, осуществленные в отчетном периоде, в полной величине. В налоговом же учете перечень расходов и их размер, подлежащий учету, в зависимости от их видов жестко регламентирован, более того, предъявляются строгие требования по их документальному подтверждению и обоснованности.
В настоящее время учет у торговых организаций издержек обращения регламентируется общепринятыми стандартами ведения бухгалтерского учета. Осознавая потребность экономических субъектов, работающих в сфере торговли, в отраслевых рекомендациях, Минфин РФ Письмом от 29 апреля 2002 года № 16-00-13/03 разрешил торговым организациям использовать до момента выхода соответствующего документа отмененные «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания», утвержденные Роскомторгом 20.04.1995 1-550/32-2 (далее – Методические указания по учету издержек обращения) для целей ведения бухгалтерского учета в части, не противоречащей требованиям действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
В бухгалтерском учете издержки обращения собираются на счете 44 «Расходы на продажу» по видам и статьям затрат, предусмотренным п. 2.1 вышеуказанных Методических рекомендаций. При этом включение тех или иных расходов в конкретные статьи затрат имеет свои особенности.
Особое внимание среди всех издержек обращения уделяется транспортным расходам. В соответствии с Методическими указаниями по учету издержек обращения к транспортным расходам относят такие, как плата сторонним организациям за перевозку, погрузку-разгрузку и сопровождение товаров в пути, а также за создание соответствующих условий для их перевозки.
В бухгалтерском и налоговом учете расходы по транспортировке товаров разделяют на те, которые связаны с доставкой приобретенных торговой фирмой товаров до склада этой фирмы и те, которые связаны с реализацией этих товаров потребителю. Последние однозначно отражаются как издержки обращения и учитываются на счете 44. В случае же с расходами, понесенными в связи с доставкой товаров до собственных складов, организациям разрешается учитывать подобные расходы одним из двух вариантов:
— отражать на 44 счете в качестве издержек обращения;
— включать в стоимость приобретения поступающих товаров [3].
Второй вариант менее трудоемкий для бухгалтера: расходы на доставку конкретной партии товаров сразу учитываются в стоимости этой партии. И в ряде случаев такой способ отражения расходов по доставке более выгоден в налоговом учете (далее это будет показано на примере). Также данный вариант более полезный в целях управленческого учета, так как формируется более точная фактическая себестоимость товаров, уплачиваемая организацией для их приобретения.
Однако не для всех торговых фирм данный вариант учета целесообразен. Так, становится достаточно трудно распределять транспортные расходы на каждый вид товара, если за одну доставку поставляется сразу несколько наименований товаров. В таком случае применяется первый способ, при котором такие расходы включаются в издержки обращения и учитываются вместе с остальными транспортными расходами на 44 счете [1, 3].
Выбранный вариант формирования покупной стоимости товаров подлежит отражению в учетной политике, как в «бухгалтерской», так и в «налоговой».
Следует отметить, что если товары доставляются до складов собственным транспортом торговой организации, то такие расходы также подлежат учету на 44 счете, но относятся не к транспортным расходам, а включаются в соответствующие статьи затрат (амортизация основных средств, расходы на энергоресурсы, и т.п.) [3].
В силу своей значительности в общей сумме затрат торговых предприятий транспортные расходы могут необоснованно увеличить себестоимость реализованных товаров, в случае их списания в полном объеме в отчетном периоде. Поэтому порядок отнесения расходов по транспортировке на уменьшение полученных организацией доходов в налоговом учете строго регламентирован (ст. 320 НК РФ), а в бухгалтерском учете это элемент учетной политики, по которому организациям предоставляется возможность выбора. Так, п. 228 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ (утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н) допускает два варианта:
— списание транспортных расходов на финансовые результаты ежемесячно в полном объеме;
— пропорциональное распределение транспортных расходов между проданными и непроданными товарами [5].
При выборе второго варианта производится специальный расчет, установленный п. 2.18 Методических указаний по учету издержек обращения, который позволяет определить долю транспортных расходов, относящихся к стоимости реализованного товара, и долю, приходящуюся на нереализованный остаток. Этот же расчет (средний процент) используется для распределения расходов по транспортировке в налоговом учете (см. пример).
Признание издержек обращения для торговых фирм в налоговом учете осуществляется в строгом соответствии с положениями ст. 320 НК РФ. Как известно, для всех экономических субъектов – плательщиков налога на прибыль, в целях исчисления этого налога расходы отчетного периода необходимо делить на прямые и косвенные. Прямые расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль только по мере реализации товаров, тогда как косвенные допускается списывать на расходы в текущем периоде в полной сумме, не дожидаясь реализации товаров. То есть, для более быстрого признания расходов и уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль экономическому субъекту более выгодно признавать расходы косвенными. Важным моментом в законодательстве является возможность для организации определить перечень прямых, и соответственно косвенных расходов самостоятельно. Однако, ст. 320 НК РФ для организаций в сфере торговли такой возможности не предоставляет и строго ограничивает их перечень прямых расходов. Так, к прямым у торговых организаций относятся расходы:
1) по приобретению товаров, реализованных в данном отчетном периоде;
2) на доставку приобретенных товаров до склада налогоплательщика, в случае если эти расходы не включаются в покупную цену данных товаров.
Налоговым законодательством недопустимо списывать эти расходы полностью в текущем периоде, они должны включаться в расходы только пропорционально объему реализованных товаров. Общая сумма понесенных в отчетном периоде прямых транспортных расходов распределяется между реализованными товарами и нереализованным остатком в соответствии со ст. 320 НК РФ по среднему проценту (см. пример).
Все остальные издержки обращения торговой фирмы признаются косвенными, в том числе косвенными признаются расходы по транспортировке, связанные с доставкой товаров со складов для их реализации [4]. Таким образом, торговой фирме выгоднее признать больше транспортных расходов, как связанных именно с реализацией товаров покупателю, то есть превратить их в косвенные. Поэтому организации стремятся сделать это всеми возможными способами: оформляют транспортные услуги по доставке товаров до склада, как консультационные; в случае если перевозчик товаров до складов и до торговых точек один и тот же перераспределяют стоимость транспортных услуг таким образом, чтобы меньшая их часть относилась на доставку до складов и т.п. Однако налоговая инспекция проявляет повышенное внимание к документам по транспортировке приобретенных товаров, так что в случае оформления их как относящихся не к закупке товаров, а к их реализации, организации не избежать пеней и штрафов. Законное признание транспортных расходов целиком в качестве косвенных и соответственно их единовременное списание в текущем периоде возможно в налоговом учете лишь в случае транзита товаров напрямую покупателю, минуя склад торговой фирмы.
Пример:
В декабре у предприятия было три поставки товаров для перепродажи на суммы:
— 600 000 руб. (без учета НДС), расходы на их доставку до склада – 150 000 руб. (без учета НДС);
— 900 000 руб. (без учета НДС), расходы на их доставку до склада – 200 000 руб. (без учета НДС);
— 550 000 руб. (без учета НДС), расходы на доставку до склада – 60 000 руб. (без учета НДС).
В этом же месяце были реализованы товары из первых двух поставок, соответственно на сумму 1 500 000 руб. (600 000 + 900 000).
Допустим, что учет в рассматриваемом предприятии направлен на минимизацию расхождений в бухгалтерском и налоговом учете, исходя из этого, в учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета будут приниматься одинаковые варианты отражения расходов.
Вариант 1: транспортные расходы по доставке товаров до складов включаются в стоимость приобретения этих товаров (таблица 1).
Таблица 1 – Отражение операций в бухгалтерском учете при варианте 1

Источник:
http://ekonomika.snauka.ru/2016/12/13440