В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице. Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост? Как оформляется выбытие медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, письмо Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно ст. 58.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5-дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке абзаца 1 п. 37 Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ (п. 34 Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица — старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) — отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) — отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

27 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник:
http://www.garant.ru/consult/budget/1186595/

Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса Российской Федерации:

«Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов».

Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгатерский учет в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» (далее Инструкция №70н).

Согласно указанной Инструкции №70н:

«Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации

и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящей Инструкции — учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящей Инструкцией».

Причем в пункте 2 Приказа Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70н указано, что до 1 октября 2005 года все бюджетные учреждения обязаны перейти на новый План счетов.

Введение нового Плана счетов связано с необходимостью отслеживать правильность расходования бюджетных средств, а также результативность использования этих средств. Новый план счетов поможет бухгалтерам бюджетных учреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующим законодательством.

Номер счета нового Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 — 17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов;

18 разряд — код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0; бюджетная деятельность — 1, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, — 2, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3;

19 — 21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 — 23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 — 26 разряд — код Классификации операций сектора государственного управления.

Разряды 18 — 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в код аналитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетных документов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденция счетов.

В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетов бюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

И забалансовые счета.

Помимо того, что изменилось содержание счетов, мы видим, что появились совсем новые для бюджетного учета счета, такие как, «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы», «Амортизация», «Нефинансовые активы в пути».

Таким образом, с 1 октября 2005 года бюджетные медицинские учреждения обязаны организовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае, если ими в установленном порядке оказываются платные медицинские услуги, учет по таким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленной отчетности.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные и муниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходов и расходов по специальным средствам.

Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказания услуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам — так получается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядка распределения средств за платные услуги, определяются направления их расходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретение хозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметы доходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности, формирование фондов развития и тому подобное).

Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениями производится, как правило, в специально организованных структурных подразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения.

Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное от основной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основной работе и работе по оказанию платных медицинских услуг.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и по источникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан), оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное).

Читайте также  Если не вести воинский учет: ответственность в виде штрафа

Формирование и бухгалтерский учет затрат на оказание платных услуг бюджетными учреждениями, Инструкцией №70н не предусмотрены.

Новая Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований в отношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международных стандартов в области учета и отчетности.

Остановимся на самых значительных изменениях в бюджетном учете, обусловленных введением Инструкции №70н.

1. Отказ от применения мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерского учета и переход на более прогрессивную журнальную форму.

Отказ от ведения бухгалтерского учета «вручную» и обязательный переход к использованию автоматизированного учета с применением наиболее прогрессивных бухгалтерских программ.

Для этой цели в новой Инструкции №70н приводятся, обязательные к применению, новые формы первичных документов, учетных регистров, учитывающих специфику современного бюджетного учета.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином, взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных данных и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

2. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленным Инструкцией №70н. Введение нового плана счетов бюджетного учета призвано разрешить ряд проблем.

Как уже отмечалось, бухгалтерский учет по всем источникам финансирования велся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которые финансировались из нескольких источников.

Для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением, вся бухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметы расходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источнику финансирования.

Кроме этого, в учете не было предусмотрено разделения на активы, приобретенные за счет бюджетных средств и за счет внебюджетной (предпринимательской) деятельности. Это также усложняло ведение учета.

Применение нового плана счетов разрешит эти проблемы.

3. Новая Инструкция №70н привела нормы бюджетного учета, применяемые бюджетными организациями, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

В частности это:

— в отношении учета основных средств, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.

Новая Инструкция №70н изменила порядок определения первоначальной стоимости основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в том числе налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования, включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в валюте Российской Федерации, в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

В новом плане счетов отсутствует счет «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и введены новые счета, такие как: «Непроизведенные активы», «Нематериальные активы».

4. Новой Инструкцией №70н введен счет «Амортизация».

Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степень изношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.

Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов производится линейным способом исходя из первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальные активы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется при принятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификацией объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленной Правительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяется учреждением исходя из срока действия лицензии, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов медицинской собственности согласно законодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности учреждения).

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия в связи с уступкой (утратой) учреждением исключительных прав на результаты медицинской деятельности (для объектов нематериальных активов).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектов основных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полной амортизации.

По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация начисляется в следующем порядке:

  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000 рублей включительно амортизация не начисляется;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000 рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% балансовой стоимости при передаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленном порядке нормами.

Таким образом, применение Инструкции №70н приводит к разрешению наиболее важных проблем бухгалтерского учета.

Рассмотрим на конкретном примере применение Инструкции №70н.

Учреждение оказало медицинские услуги, не облагаемые НДС, заказчику на сумму 1500 рублей.

Себестоимость данной услуги составила 1 000 рублей.

Акт приемки-передачи выполненных медицинских услуг подписан, работы приняты заказчиком и оплачены.

Итак, проводки будут выглядеть следующим образом:

Источник:
http://www.klerk.ru/buh/articles/53899/

Порядок учета лекарственных средств

Деятельность частных медицинских организаций, аптечных учреждений и поликлиник связана с использованием и сбытом фармацевтической продукции. Все операции от списания до хранения лекарственных средств должны проводиться в рамках требований регулятора закона. В противном случае возможны правовые последствия для руководителей медучреждений.

Весь медицинский персонал должен хорошо разбираться в правовых аспектах обращения лекарственных средств в 2019 году, понимать алгоритм действий, ориентироваться в тонкостях законодательной базы. Все данные, в том числе вносимые в электронную базу, должны быть надлежащим образом оформлены с учетом инструкции по порядку обращения ЛП и изделий медицинского назначения.

Кто обязан вести учет фармацевтической продукции?

  • Фармакологические холдинговые объединения.
  • Аптечные учреждения, выступающие в качестве продавцов.
  • Медицинские организации, поликлиники.

Аптечные учреждения обязаны регистрировать списание, выписку, хранение и другие операции в соответствии с утвержденными регулятором закона стандартами. В противном случае при проведении проверок могут быть выписаны административные предписания.

Особенности получения фармпродукции

В согласии с общими положениями все основные операции по учету ЛП осуществляет уполномоченное лицо или же старшая медицинская сестра. В момент получения ЛС фармацевт или же ответственный сотрудник больничного учреждения обязан проверить препарат на дозировку, срок годности, дату изготовления, серию и иные данные. В соответствии с Приказом Минздрава обязательный предметно-количественный учет лекарственных средств осуществляется в отношении:

  • Препаратов, содержащих наркотические и психотропные химические элементы.
  • ЛП с сильнодействующими и ядовитыми компонентами.
  • Комбинированных фармпрепаратов, состоящих из психотропных веществ в сочетании с иными активными элементами.


Следует отметить, что в сфере фармакологии происходят непрерывные движения. Каждый месяц появляются новые фармацевтические препараты. Перечень, утвержденный регулятором закона, постоянно корректируется. Специалистам учреждения необходимо своевременно отслеживать все изменения и корректировки. В отношении всех остальных препаратов, в состав которых входят фармакологические активные компоненты, применяется суммовой учет. Однако суммовой учет возможен только в том случае, если количественный учет ведется в месте хранения, то есть в аптеке. Если же медицинское подразделение не имеет собственных аптек, то количественно-суммовой учет движения лекарственных средств обязателен в полном объеме.

Как ведется количественно-суммовой учет?

Все особые фармацевтические препараты из перечня Минфина должны регистрироваться не только в системе, но и в специальных журналах. Последние обязаны заполнять соответствующие должностные лица. Любая запись должна вноситься в день внесения соответствующих операций. Все это касается в первую очередь наркотических, психотропных и ядовитых препаратов. В отношении остальных ЛП ведется предметно-количественный учет. Приказ регулятора закона содержит информацию о соответствующих приложениях.

В согласии с последними законодательными поправками допускается ведение учетной документации в электронной форме. Однако при этом требуется ежемесячно распечатывать информацию по каждому наименованию ЛС. В журнальной документации сведения должны вноситься по любому приходному документу. Для некоторых фармпрепаратов предусмотрен упрощенный учет, к ним относятся диэтиловый эфир. При этом уполномоченный сотрудник должен вести внутренний контроль достоверности всей текущей документации. О проведенной инвентаризации должна производиться отметка.

Выписывание лекарственных средств

В каждом конкретном случае доктор в ходе осмотра назначает пациенту лекарственные препараты. При этом уполномоченное лицо чаще всего медсестра должна вести учет в соответствующем журнале. В случае отсутствия назначенных препаратов имеющийся перечень передается старшей медсестре. Надлежаще оформив заказ, старшая медсестра проверяет их соответствие. Уполномоченное лицо должно удостовериться, что все этикетки имеют четкое название с указанием даты изготовления, дозы и иных сведений.

Порядок учета лекарственных средств: списание

Медицинское подразделение, которое ведет суммовой учет, обязано производить списание медикаментов. Их должен производить бухгалтер или иное уполномоченное лицо. Если же аптечное учреждение ведет количественно-суммовой учет, то необходимо списывать предметы по фактической стоимости или же по средней фактической стоимости.

Необходимо отметить, что перед тем, как произвести списание просроченных фармпрепаратов бюджетным учреждением, необходимо оформить соглашение с фирмой, которая занимается утилизацией медицинских отходов. Отсутствие соответствующего договора может привести к различным проверкам и выяснению обстоятельств дела. Во всех случаях списание производится на основании соответствующего акта.

Хранение и учет лекарственных препаратов

Психотропная и наркотическая фармпродукция должна храниться в соответствующем сейфе. На внутренней поверхности дверцы обязан быть список с указанием доз. Ключи от сейфового устройства требуется хранить у дежурного врача. При этом фармпрепараты особого назначения должны подлежать предметно-количественному учету.

Порядок и правила хранения содержатся в соответствующем Постановлении, где говорится, что юридические лица должны ежемесячно проводить инвентаризацию фармпрепаратов, в состав которых входят психотропные и наркотические компоненты. При передаче ключей от сейфа необходимо проверять записи журнала учета и фактическое количество фармпрепаратов. Журнал учета должен быть оформлен в согласии с инструкцией для медучреждений.

Правовая ответственность

Фармацевтическая продукция – это особый вид материальных запасов. Все организационные вопросы регулирует Минфин совместно с другими государственными подразделениями. Невыполнение правил по учету медикаментов и фармпрепаратов может привести к соответствующим санкциям. Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 40 000 рублей, физические до 4 000 рублей. Должностное лицо в случае факта лекарственной «просрочки» может быть оштрафовано на сумму до 5 000 рублей. Проверка бюджетных учреждений, больниц, поликлиник осуществляется в рамках лицензионного контроля.

Во избежание негативных правовых последствий необходимо своевременно вести учет в журнале, составлять соответствующие акты, иметь на руках соглашение с компанией которая занимается утилизацией. Дополнительно все документы должны своевременно направляться в государственные органы, например, акт об утилизации фармпродукции должен в течение 5 дней быть направлен в службы по надзору в сфере здравоохранения. Надлежащее выполнение учетных операций и своевременное внесение сведений позволит аптечным учреждениям и медорганизациям осуществлять деятельность в рамках закона.

Источник:
http://meridiant.ru/news/poryadok-ucheta-lekarstv/

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ В ЧАСТИ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ СЧЕТОВ ПО ТИПОВЫМ ОТРАСЛЕВЫМ ОПЕРАЦИЯМ» (утв. Минздравсоцразвития РФ 19.02.2008) (вместе с «МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ ПО БЮДЖЕТНОМУ УЧЕТУ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ»)
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

16. Порядок учета медикаментов и перевязочных средств

Унифицированные формы учетных документов по учету медикаментов и перевязочных средств

Утверждены Приказом Минздрава N 747.

Учет лекарственных средств в учреждениях социального обслуживания населения, имеющих аптеку

Требование-накладная (ф. 0315006) служит основанием для записей поступления и выбытия лекарственных средств.

В требованиях-накладных обязательно указывается полное наименование лекарственных средств, их размеры, фасовка, лекарственная форма, упаковка и количество.

Если в требовании-накладной не указаны полные данные на выписанные лекарственные средства, заведующий аптекой обязан при выполнении заказа дописать необходимые данные или внести соответствующие исправления. Исправление количества, фасовки и дозировки лекарственных средств в сторону увеличения категорически запрещается.

Отпуск лекарственных средств материально ответственным лицам отделений (кабинетов) производится заведующим аптекой или его заместителем по требованиям-накладным, утвержденным руководителем учреждения или лицом на то уполномоченным. Материально ответственные лица отделений (кабинетов) расписываются в требовании-накладной в получении лекарственных средств из аптеки, а заведующий аптекой или лицо на то уполномоченное — в их выдаче.

Требования-накладные выписываются в двух экземплярах. Первый экземпляр требования-накладной остается в аптеке, а второй возвращается материально ответственному лицу отделения (кабинета) при отпуске ему лекарственных средств.

Лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются из аптеки на отдельных требованиях-накладных со штампом, печатью и утверждаться руководителем учреждения социального обслуживания населения, в них указываются номера историй болезни, фамилии, имена и отчества больных, для которых выписаны лекарства.

Ведомость выборки израсходованных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 1-МЗ), составляется на основании требований-накладных на отпущенные лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету. Записи в ведомости ведутся по каждому наименованию в отдельности. Ведомость подписывается заведующим аптекой или его заместителем. Общее количество отпущенных за день лекарственных средств переносится в Книгу предметно-количественного учета аптекарских запасов.

Лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности: ядовитые лекарственные средства — 5-дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной.

Каждое требование-накладная на выдачу лекарственных средств в отделения (кабинеты) таксируется заведующим аптекой или лицом, на то уполномоченным, для определения стоимости отпущенных материальных ценностей. Таксировка ценностей производится по розничным ценам по каждой лекарственной форме до целой копейки, а также выводится сумма в целом по требованию-накладной. Стоимость каждого наименования лекарственных средств и их общая сумма указывается в экземпляре требования-накладной аптеки.

Протаксированные требования-накладные записываются по порядку номеров в Книгу учета протаксированных накладных (требований) (ф. 7-МЗ), страницы которой должны быть пронумерованы и на последней странице заверены подписью главного бухгалтера. При этом номера требований-накладных на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, подчеркиваются.

В конце месяца в Книге учета протаксированных накладных (требований) указывается итоговая сумма по каждой группе отпущенных материальных ценностей и общая сумма за месяц, которая проставляется цифрами и прописью.

Книга предметно-количественного учета аптекарских запасов (8-МЗ) применяется для ведения предметно-количественного учета лекарственных средств, страницы которой должны быть пронумерованы и заверены подписью главного бухгалтера. На каждое наименование, фасовку, лекарственную форму, дозировку лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, открывается отдельная страница.

Работник бухгалтерии учреждения социального обслуживания населения не реже одного раза в квартал осуществляет выборочную проверку правильности ведения книги ф. 8-МЗ, ведомости ф. 1-МЗ и книги ф. 7-МЗ и подсчета итогов в требованиях-накладных, что подтверждается в проверенных документах подписью проверяющего.

При установлении потерь от порчи лекарственных средств составляется Акт на списание ценностей, хранящихся в аптеке и пришедших в негодность (ф. 9-МЗ). Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем учреждения социального обслуживания населения с участием главного бухгалтера, заведующего аптекой.

Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию учреждения социального обслуживания населения, второй — остается в аптеке. По недостачам и потерям от порчи лекарственных средств, явившимся следствием злоупотреблений, соответствующие материалы в течение пяти дней после установления недостач и потерь подлежат передаче в следственные органы. На сумму выявленных недостач и потерь предъявляется гражданский акт.

Пришедшие в негодность лекарственные средства в присутствии комиссии, составившей акт, уничтожаются с соблюдением установленных правил. При этом на акте делается надпись с указанием даты и способа уничтожения за подписями всех членов комиссии.

В конце каждого месяца заведующий аптекой составляет Отчет аптеки о приходе и расходе аптекарских запасов в денежном (суммовом) выражении (ф. 11-МЗ) с выделением в отчете групп лекарственных средств.

Отчет составляется в двух, экземплярах. Первый экземпляр отчета подписывается заведующим аптекой и представляется в бухгалтерию учреждения не позднее пятого числа следующего за отчетным месяца. Отчет аптеки утверждается руководителем учреждения социального обслуживания населения и служит основанием для списания израсходованных средств.

Учет лекарственных средств в учреждениях социального обслуживания населения, не имеющих аптеку

Лекарственные средства из аптек получают материально ответственные лица, старшие медицинские сестры отделений (кабинетов), главные (старшие) медицинские сестры по доверенностям (ф. М-2, М-2а) . Срок действия доверенностей устанавливается не более чем на текущий квартал. На получение ядовитых и наркотических лекарственных средств доверенность выдается сроком до одного месяца.

Утверждены Постановлением Госкомстата РФ N 71а.

Учреждения социального обслуживания населения получают лекарственные средства из аптек в размере текущей потребности по накладной аптеки в двух экземплярах. Первый экземпляр накладной передается в бухгалтерию учреждения социального обслуживания населения, второй — материально ответственному лицу.

Получение лекарственных средств из аптеки материально ответственные лица учреждения подтверждают распиской на всех экземплярах накладной, при этом они получают один экземпляр, протаксированный по каждой лекарственной форме до полной копейки. Работник аптеки расписывается в выдаче лекарственных средств и правильности таксировки на всех экземплярах.

Полученные из аптеки лекарственные средства хранятся в отделениях (кабинетах).

Запрещается получение и хранение лекарственных средств в отделениях (кабинетах) и производить последующую фасовку, перемещение из одной посуды в другую, замены этикеток и др.

Учет лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, ведется главной (старшей) медицинской сестрой. По истечении каждого месяца главная (старшая) медицинская сестра представляет в бухгалтерию учреждения социального обслуживания населения Отчет о движении лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету (ф. 2-МЗ), который утверждается руководителем учреждения социального обслуживания населения.

Отпуск лекарственных средств в отделения (кабинеты) учреждения социального обслуживания населения производится для текущей потребности по требованиям-накладным.

На отпущенные учреждению социального обслуживания населения лекарственные средства аптека на основании выписанных за определенный период (неделю, декаду, полмесяца) накладных предъявляет учреждению социального обслуживания населения счет с приложенными к нему накладными, в которых указывается дата, номер, сумма по каждой накладной и общая сумма по счету.

Счет с приложенными к нему накладными за полученные лекарственные средства проверяется бухгалтерией учреждения социального обслуживания населения и служит основанием для списания израсходованных лекарственных средств по каждому отделению (кабинету) и учреждению в целом.

Медикаменты и перевязочные средства принимаются к бюджетному учету по фактической стоимости.

Фактической стоимостью медикаментов и перевязочных средств, приобретенных за плату, признаются суммы, уплачиваемые в соответствии с договором за медикаменты и перевязочные средства.

Списание медикаментов и перевязочных средств производится по средней фактической стоимости.

Типовые операции по отражению в бюджетном учете операций движения медикаментов и перевязочных средств

Источник:
http://zakonbase.ru/content/part/616847

Каким образом учитывать в бухгалтерском учете бюджетного учреждения витаминно-минеральные комплексы: как медикаменты или как продукты питания?

На основании каких документов списывать витаминно-минеральные комплексы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При отсутствии разъяснений (рекомендаций) уполномоченных органов принятие решения об отнесении материальных запасов (витаминно-минерального комплекса) к соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета находится в компетенции должностных лиц бюджетного учреждения.

Порядок документального оформления списания витаминно-минерального комплекса зависит от принятого в учреждении решения о порядке его учета.

1. Согласно п. 117 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем помимо аналитического кода группы синтетического счета (п. 37 Инструкции N 157н) соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета. В частности, медикаменты и перевязочные средства учитываются по аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета 1, продукты питания — 2, прочие материальные запасы — 6.

Перечни материальных запасов, относимых к тем или иным видам объектов учета, приведены в п. 118 Инструкции N 157н. При этом четкого ответа на вопрос, относятся ли витаминно-минеральные комплексы (далее — ВМК) к медикаментам либо продуктам питания, данная норма не дает. Следовательно, для принятия решения о порядке учета рассматриваемых материалов необходимо дать оценку возможности их отнесения к «медикаментам», «продуктам питания», исходя из определений и перечней, приведенных в нормативно-правовых документах, регулирующих данные отрасли.

Отметим, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета и осуществляется должностными лицами учреждения (смотрите также письма Минфина России от 12.02.2016 N 02-07-10/8036, от 10.09.2014 N 02-07-05/45503). При этом решение должностных лиц о порядке учета тех или иных материалов должно быть основано на их профессиональном суждении.

При принятии такого решения относительно возможности отнесения материальных запасов (в данном случае ВМК) к медикаментам и перевязочным средствам должностные лица могут использовать, в частности, положения:

— ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

— п. 1 «Инструкции. «, утвержденной приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747);

— Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (класс 21 «Лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях»);

— «Примерный перечень медикаментов и перевязочных средств. » (приложение N 10 к приказу Минздрава РСФСР от 03.04.1991 N 54).

Кроме того, вопросы, касающиеся отнесения отдельных видов материальных запасов к медикаментам и перевязочным средствам, находятся в компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации (смотрите также письма Минфина России от 12.02.2016 N 02-07-10/8036, от 10.09.2014 N 02-07-05/45503). В связи с этим, учитывая, что понятие «медикаменты» включает в себя лекарственные средства (п. 1 Инструкции N 747), при определении принадлежности конкретных материальных ценностей к медикаментам может использоваться государственный реестр лекарственных средств, размещенный на портале по ведению государственного реестра лекарственных средств*(1).

При принятии решения об отнесении ВМК к продуктам питания должностные лица учреждения могут основываться на положениях Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008):

— класс 10 «Продукты пищевые»;

— класс 11 «Напитки».

Кроме того, согласно Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 57106-2016 «Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Комплексы витаминно-минеральные в лечебном питании. Технические условия», утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.09.2016 N 1245-ст (далее — ГОСТ Р 57106-2016), витаминно-минеральные комплексы в лечебном питании — специализированные пищевые продукты, представляющие собой порошкообразные смеси, с содержанием витаминов от 50% до 100% от физиологической нормы, изготовленные на основе вещества-носителя с добавлением витаминов, йода, железа и других минеральных веществ.

Анализируя приведенные выше документы, отметим следующее:

1. Витамины, поливитамины, комплексы витаминов относятся к группе «Провитамины, витамины и гормоны; гликозиды и алкалоиды растительного происхождения и их производные; антибиотики» (код 21.10.5) класса 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях».

Витаминно-минеральные комплексы (например, «9 месяцев») поименованы в Государственном реестре лекарственных средств.

2. В класс 10 «Продукты пищевые» включены добавки биологически активные, используемые как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов (код 10.89.19.210).

Согласно ГОСТ Р 57106-2016 витаминно-минеральные комплексы, используемые в лечебном питании, отнесены к специализированным пищевым продуктам.

ВМК могут включаться в стандартные диеты (смотрите, например, Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 11.09.2017 N 653 «О совершенствовании организации диетического (лечебного и профилактического) питания», далее — Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы, письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 21.12.2013 N 09-01/14400 «Об организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях»). При этом согласно Приказу Департамента здравоохранения г. Москвы ВМК включаются в состав пищевых продуктов (Приложение N 2 к названному приказу).

Подводя итог изложенному, ВМК в равной степени могут быть отнесены и к медикаментам, и к продуктам питания. На наш взгляд, ключевым моментом будет являться специфика использования ВМК. Если они выдаются наряду с лекарственными средствами, например, в стационарах, они могут учитываться в качестве медикаментов. Если же они используются в диетическом питании для обогащения блюд витаминами, то должностными лицами учреждения может быть принято решение об их учете в составе продуктов питания.

Напомним, что выбор определенной группы учета материальных запасов (в данном случае ВМК) находится в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов, решение которой принимается исходя из конкретных характеристик ВМК и специфики деятельности учреждения (п. 34 Инструкции N 157н).

В заключение отметим, что в целях сопоставимости информации, отражаемой в учете и отчетности различных субъектов учета, решение об отнесении конкретных видов материальных запасов к тому или иному виду объектов учета желательно принимать на уровне органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Если же соответствующие разъяснения (рекомендации) уполномоченных органов отсутствуют и по каким-либо причинам их невозможно получить, вопрос может быть урегулирован положениями учетной политики учреждения.

2. Бюджетные учреждения применяют в своей деятельности первичные документы, форма и методические указания по заполнению которых утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее — Приказ N 52н).

В соответствии с Приказом N 52н в целях списания материальных запасов могут применяться:

— Меню — требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202);

— Ведомость на выдачу кормов и фуража (ф. 0504203);

— Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210);

— Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230);

— Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), применяющийся для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044);

— Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Применяется при реализации учреждением всех видов материальных запасов.

Соответственно, вариант документального оформления списания материальных запасов будет зависеть от принятого в учреждении решения о порядке их учета в составе продуктов питания либо медикаментов.

Так, списание продуктов питания в бухгалтерском учете может отражаться на основании Меню — требований на выдачу продуктов питания (ф. 0504202).

Вариант документального оформления движения медикаментов в бюджетном учреждении определяется исходя из специфики его деятельности и закрепляется в его учетной политике. В бухгалтерском учете медикаменты могут списываться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), к которому могут прилагаться документы, утвержденные руководителем учреждения (Методические указания, утвержденные Приказом N 52н).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник:
http://www.bashinform.ru/likbez/1211923/

Учет медикаментов

На счету 233 «Медикаменты и перевязочные средства» учитываются медикаменты, компоненты, бактерицидные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства в больницах, лечебно-профилактических, лечебно-ветеринарных и других учреждениях, в сметах которых предусмотрены ассигнования по коду +1132 «Медикаменты и перевязочные средства». На этом субсчете учитываются также вспомогательные и аптекарские материалы в лечебных учреждениях, которые имеют свои аптеки.

Медикаменты находятся на ответственном хранении лиц, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности.

Медикаменты поступают на склад от поставщиков в соответствии с заключенными с поставщиками договоров и сопровождаются спецификации, счетами и накладными в подотчет фармацевту или другому материально-ответственному лицу, назначенная приказом руководителя учреждения (это может быть главная медицинская сестра). На основе этих документов медикаменты приходуются в подотчет указанным лицам.

В составе ведется книга складского учета в которой ведется предметно-количественный учет. При этом в Книгу складского учета заносят все данные за медикаменты: полное наименование, дозировка, фа-вания и количество.

На основании спецификаций и накладных медикаменты ведется учет выполнения договорных обязательств с поставщиками по форме № 6-МЗ по мере поступления медикаментов, регистрируются фармацевтом.

Отпускаются лекарственные средства со склада в структурные подразделения из расчета на фактическое количество больных на основании заказов-требований по форме № 434. Эти документы составляются в 2-х экземплярах и утверждаются руководителем учреждения. Заказ-требование подписывается руководителем учреждения или начмедом, заведующим отделением, главной медсестрой, старшей медсестрой подразделения.

Полученные из состава лечебные средства хранятся в отделениях в подотчете старшей медсестры по видам в специальных шкафах, наркотические средства — в сейфах, скоропортящиеся — в холодильниках.

Для учета полученных медикаментов старшая медсестра отделения ведет Книгу предметно-количественного учета формы № 8-МЗ, куда записывает поступления медикаментов. В ней указывается наименование медикаментов, дозировки, фасовки и количество. В отдельном журнале произвольной формы ведется учет востребованных и выданных медикаментов, к которому записывают наименование лекарственного средства, единица измерения, количество востребованных и выданных препаратов.

Для постоянного обеспечения потребностей отделения в нужных медикаментах медицинские сестры, работающие на медицинском посту отделения, в манипуляций них кабинетах, первьязочний, операционной осуществляют выборку медикаментов, которых не хватает для работы и оформляют заказ-требование на имя старшей медсестры отделения.

По этим заказам-требованиями старшая медсестра отделения выдает медикаменты и записывает их при этом в журнале выданных медикаментов.

В структурных подразделениях медикаменты учитываются по следующим группам:

— Ядовитые лекарственные средства;

— Дорогие препараты и перевязочный материал.

На основании ежедневных заказов-требований состоит суммированы ведомость количественных расходов медикаментов. Старшие медсестры отделений сдают в бухгалтерию в начале месяца «Отчет о расходе медикаментов» в количественном выражении, к которым добавляют заказ-требования. Этот отчет является основанием для списания израсходованных медикаментов с подотчета материально ответственного лица.

Главная медсестра ежемесячно подает в бухгалтерию Отчет о движении медикаментов по форме № 2-МЗ. Этот отчет утверждается руководителем учреждения. Бухгалтер проверяет этот отчет и сверяет его данные с данными отчетов старших медсестер данные о передаче медикаментов со склада в подразделения. На основе представленных отчетов и сопроводительных документов к нему в бухгалтерии приходуются полученные медикаменты от поставщиков, как гуманитарная помощь.

Протаксувавшы отчеты старших медсестер подразделений, бухгалтер заносит все данные о расходах медикаментов в отделениях до общего расхода заведения. В бухгалтерии составляется оборотная ведомость (форма № 296), в которой отмечается остатки медикаментов по их названиям, количество, цене и сумме.

Для контроля за медикаментами ежемесячно осуществляется сверка данных бухгалтерского и складского учета. Кроме того, два раза в год проводится их инвентаризация.

Особую группу медицинских средств составляют наркотические средства. Порядок их хранения и использования регулируется «Порядком обращения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения Украины», утвержденный приказом МЗ Украины от 18.12. 1997 года № 356.

Лечебные средства, относящиеся к этой группе установлены «Перечнем наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежащих специальному контролю в соответствии с законодательством Украины», утвержденного приказом комитета по контролю за наркотиками при МЗ Украины от 23.03.1998 года № 7.

Наркотические средства могут использоваться теми учреждениями здравоохранения, имеющими соответствующую лицензию, которая выдается Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения по согласованию с МВД.

С аптечных складов наркотические средства отпускаются только для медицинских целей государственным и коммунальным учреждениям здравоохранения, имеющих больничные кровати. Перечень таких заведений утверждается приказом руководителя областного (городского) управления здравоохранения.

Порядок получения и отпуска наркотических и психотропных лекарственных средств отделениями, кабинетами, постами из аптек этих заведений в конкретном лечебном учреждении определяется приказом главного врача.

Во всех лечебных учреждениях, их отделениях, амбулаториях, ФАПах, здравпунктах, медсанчастях и т.п., где разрешено хранить и применять наркотические средства осуществляется их предметно-количественный учет в специальных журналах (книгах) установленной приказом № 356 формы. Эти журналы (книги) должны быть пронумерованных прошиты и заверены:

— В ЛПУ — круглой печатью и подписью главного врача;

— В амбулаториях, участковых больницах, ФАПах и здоровья пунктах — подписью руководителя с печатью высшего по подчиненности ЛПУ;

— На постах — подписью заведующего отделением, к которому относится этот пост, и печатью ЛПУ.

Использование наркотических и психотропных лекарственных средств оформляется сразу же после предоставления больному медицинской помощи. Использованные ампулы из-под указанных средств должны ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней, сдаваться лицами, ответственными по их хранению, в комиссию по уничтожению пустых ампул.

Уничтожение пустых ампул проводится не менее одного раза в 10 дней. После этого немедленно должен быть составлен и подписан всеми членами комиссии акт по установленной приказом № 356 форме № 12.

Комиссия по уничтожению пустых ампул в составе не менее 3 человек создается по приказу главного врача ЛПУ. Возглавляет ее заместитель главного врача по лечебной работе, а в заведениях где такая должность не утверждена — главным врачом.

Неиспользованные наркотические средства, оставшиеся у медработника кажутся ответственному лицу ЛПУ по акту передачи.

Типовые корреспонденции счетов по учету операций с медикаментами приведены в Таблице 45.

Корреспонденции по поступлению и выбытию медикаментов

Источник:
http://studbooks.net/25265/buhgalterskiy_uchet_i_audit/uchet_medikamentov