Федеральный закон — Об образовании в Российской Федерации — № 273-ФЗ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

2. Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности, о государственной регистрации образовательной организации.

4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом).

7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.

8. Образовательные организации, реализующие образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, могут создаваться только Российской Федерацией.

9. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации создаются образовательные организации (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа), порядок направления в которые и условия пребывания в которых несовершеннолетних граждан определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

(часть 9 в ред. Федерального закона от 27.06.2018 N 170-ФЗ)

10. Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.

11. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

12. Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения.

13. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам федеральных государственных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

14. Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

15. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Источник:
http://www.9111.ru/laws/273fz/glava_3/statia_22/

Ликвидация образовательного учреждения основание и порядок

Номер телефона введен не корректно

Предпочитаемый способ связи:

WhatsApp Viber Telegram Звонок

Тема вопроса не заполнена

Вы не прошли валидацию

Даю согласие на обработку персональных данных

Спасибо за сообщение!

  • Услуги
    • Ликвидация фирм
    • Ликвидация юридических фирм

    Юридическое сопровождение ликвидации фирм «под ключ» в Москве и МО. Исключаем назначение выездной налоговой проверки и другие возможные риски при ликвидации юридических лиц.

    Подробнее >

    Юридическое сопровождение ликвидации ООО «под ключ» в Москве и МО. Исключаем назначение выездной налоговой проверки и другие возможные риски при ликвидации обществ с ограниченной ответственностью.

    Подробнее >

    Банкротство фирм с долгами. Помогаем должникам исключить риски субсидиарной ответственности и оспаривания сделок. Кредиторам помогаем найти нарушения и привлечь должника к ответственности.

    Подробнее >

    Полное сопровождение процедур банкротства ООО. Помогаем должникам исключить риски субсидиарной ответственности и оспаривания сделок. Кредиторам помогаем найти нарушения и привлечь должника к ответственности.

    Подробнее >

    Помощь в подготовке документов для реорганизации ООО. Мы знаем как обеспечить отсутствие отказа в этих непростых процессах.

    Подробнее >

    Регистрация фирм любой организационно- правовой формы, в том числе регистрация представительств иностранных компаний и фирм с учредителями иностранцами.

    Подробнее >

    Регистрация НКО «под ключ» всех видов. Большой опыт работы с МинЮстом позволяет нам обеспечивать регистрацию без отказов и при необходимости в сжатые сроки.

    Подробнее >

    Исправляем ошибки в ЕГРЮЛ, помогаем вывести пропавших или умерших учредителей и внести другие изменения. Оперативно и надежно.

    Подробнее >

    Качественно представляем интересы в Арбитражных, Третейских судах, Судах общей юрисдикции. Готовы помочь в любой сложной нестандартной ситуации.

    Подробнее >

    Представляем интересы в Федеральной антимонопольной службе и ее территориальных органах.
    Сопровождение проверок ФАС, помощь при обжаловании результатов торгов, защита интересов при попадании в РНП и другие вопросы.

    Подробнее >

    Юридическое сопровождение выездных и камеральных налоговых проверок. Значительное снижение доначислений. Оспаривание результатов налоговой проверки.

    Подробнее >

    Мы знаем какие действия нужно предпринять, если у вас заблокирован счет и нет возможности открыть счет в банке.

    Подробнее >

    Безупречная репутация. Тысячи положительных откликов на юридических форумах и в каталогах.

    Решаем правовые задачи любой сложности. У нас заказывают другие юридические компании. КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

    Источник:
    http://www.law-russia.ru/articles/likvidatsiya-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-osnovanie-i-poryadok/

    Ликвидация образовательной организации

    Как и любая некоммерческая организация, образовательное учреждение (ОУ) может закрыться в добровольном или принудительном порядке. Добровольная ликвидация полностью укладывается в правовые рамки, но процесс довольно сложный и длительный – нужно соблюсти законодательный регламент и учесть нюансы для государственных, муниципальных, частных учреждений.

    Ликвидация образовательной организации предполагает полное закрытие без передачи прав и обязанностей. С момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ юридическое лицо официально прекращает существование. Принудительный процесс проходит в суде и начинается по инициативе госорганов, как правило, по причине отсутствия лицензии. Инициаторы добровольной ликвидации – Правительство РФ и муниципалитет для федеральной и муниципальной бюджетной организации соответственно, собственник для частного учреждения.

    Ликвидация образовательной организации в форме ЧОУ: этапы и сроки

    Решение о закрытии. Единственный учредитель принимает соответствующее решение. Одновременно назначается ликвидатор (комиссия), который будет заниматься процессом. В течение 3 дней ликвидатор подает в Минюст уведомление о закрытии (форма Р15001). На основании этого документа в реестр госрегистрации вносится запись о том, что юрлицо вступило в стадию ликвидации.

    Выявление кредиторов. Добровольная ликвидация образовательной организации предполагает погашение долгов. Ликвидатор публикует информацию о закрытии в Вестнике госрегистрации, самостоятельно выявляет кредиторов и рассылает им письменные уведомления. На предъявление долговых требований отводится минимум 2 месяца, после чего ЧОУ формирует промежуточный ликвидационный баланс (ЛБ). Документ содержит сведения об активах и долгах, претензии кредиторов и результаты рассмотрения их заявок. Также на этом этапе нужно получить дебиторскую задолженность, подготовиться к увольнению персонала, провести сверки с налоговой службой и внебюджетными фондами.

    Расчет по обязательствам. НКО гасит долги сначала из денежных средств, затем из средств от продажи имущества. Если обязательства остаются, инициируется процедура банкротства. Здесь есть нюанс: для учреждения реализация имущества и банкротство не предусмотрены, так как оно владеет имущественными активами на праве оперативного управления – продавать просто нечего. Поэтому при недостатке денег кредиторы вправе подать судебные иски о привлечении самого учредителя к субсидиарной ответственности. Очередность погашения обязательств стандартная – персонал, бюджет, контрагенты (подробности смотрите в ст. 64 ГК РФ). После завершения расчетов, необходимо закрыть расчетный счет в банке.

    Закрытие. Рассчитавшись с кредиторами, можно приступать к формированию окончательного ликвидационного баланса – он подтверждает, что все обязательства выполнены. Вместе с ЛБ в Минюст нужно сдать заявление о госрегистрации в связи с ликвидацией (по форме Р16001), справки из внебюджетных фондов, квитанцию об уплате госпошлины (800 руб.). Минюст рассматривает документы в течение 14 рабочих дней. Если все в порядке, юрлицо официально закрывается – снимается с налогового учета, исключается из реестра, освобождается от всех прав и обязанностей.

    Ликвидация образовательной организации своими силами отнимает много времени, без специальных знаний и опыта есть большая вероятность столкнуться с проблемами разного рода. Оптимальный вариант – помощь экспертов. С компанией «РосКо» ликвидация ЧОУ или НКОлюбой другой формы пройдет оперативно и без проблем. Наши специалисты разбираются в тонкостях законодательной базы, безошибочно составляют документацию, имеют опыт взаимодействия с госструктурами – положительный результат гарантирован.

    Источник:
    http://rosco.su/press/likvidatsiya-obrazovatelnoy-organizatsii/

    Некоммерческие образовательные организации. Порядок создания, деятельности и ликвидации

    Образовательная организация (учреждение)– это некоммерческая организация, созданная с целью осуществления образовательного процесса, направленного на воспитание и обучение граждан посредством реализации установленных образовательных программ.

    В статье 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляются общие вопросы создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Следует отметить, что до принятия вышеуказанного закона законодатель использовал общее понятие «образовательное учреждение», распространяя его для целей образовательного законодательства на всех юридических лиц образовательной сферы. Такое семантическое тождество, учитывая постоянные нестыковки в нормах образовательных законов и иных нормативных актов, приводит к трудностям в правоприменении. В связи с этим законодатель предпочел отойти от традиционного для образовательного законодательства понятия «образовательное учреждение» или «учреждение образования» к понятию «образовательная организация» как к более общей форме обозначения таких юридических лиц, к тому же наглядно отражающей стремление законодателя к унификации юридических терминов.

    Вид той или иной образовательной организации (учреждения) определяется в зависимости от того, кто является его учредителем. Учредителями образовательных учреждений могут быть:

    • органы государственной власти Российской Федерации (субъектов РФ), органы местного самоуправления;

    • отечественные и иностранные организации любой формы собственности, их объединения (ассоциации и союзы);

    • отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

    • общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

    • граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

    В настоящее время существует три основных вида образовательных организаций (учреждений):

    • государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ);

    • негосударственные (частные; учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

    В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных организаций (учреждений) могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, либо органы местного самоуправления.

    В качестве учредителей некоммерческих образовательных организаций (учреждений) могут выступать граждане Российской Федерации.

    Негосударственные образовательные организации (учреждения) создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

    Как и бюджетные образовательные организации (учреждения), НОУ и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

    Образовательные организации (учреждения), являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными организациями) учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах.

    Образовательные организации (учреждения) вправе открывать филиалы (отделения или иные структурные подразделения), которые могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, т.е. также вести образовательный процесс. Филиалы выступают от имени создавшего их учреждения (так как не являются юридическими лицами), действуют на основании устава образовательного учреждения и положения о филиале, а их руководители – на основании доверенности, выдаваемой головным образовательным учреждением. Конкретный перечень филиалов, отделений, иных структурных подразделений в обязательном порядке должен быть указан в уставе образовательного учреждения.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации образовательные организации (учреждения), могут быть ликвидированы:

    по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

    по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    В связи с вступлением в силу 01.09.2014 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» автономная некоммерческая организация и частное учреждение будут признаваться унитарными юридическими лицами.

    Источник:
    http://to22.minjust.gov.ru/ru/nekommercheskie-obrazovatelnye-organizacii-poryadok-sozdaniya-deyatelnosti-i-likvidacii

    Ликвидация бюджетного учреждения: пошаговая инструкция

    В периоды экономического кризиса, когда каждая копейка на счету, государству необходимо оптимизировать свои расходы. Вследствие этого уменьшается финансирование невыгодных сфер деятельности и происходит закрытие неэффективных государственных организаций. Пошаговая инструкция ликвидации бюджетного учреждения предусматривает проведение конкретных мероприятий, направленных на прекращение его функционирования; рассмотрим этот процесс на примере образовательного учреждения.

    Функционирование всех бюджетных учреждений регулируется еще и Гражданским кодексом РФ.

    Процедура прекращения деятельности предусматривает два варианта закрытия образовательных учреждений: непосредственно закрытие или проведение реорганизации. Во втором случае из реестра исключается информация о ликвидируемом учреждении и сразу же проводится регистрация юридического лица, но уже под другим наименованием.

    Процедура ликвидации

    Порядок и основание для ликвидации образовательного учреждения должны отвечать регламенту распорядителя денег и законодательству государства. Ликвидация происходит в несколько этапов.

    Принятие решения

    Началом прекращения деятельности бюджетной организации служит принятие решения об этом органом, который является ее создателем. Оно принимается на основании следующих документов:

    • решения городского совета или постановление администрации муниципального района;
    • акта экспертной оценки возможных последствий прекращения деятельности;
    • протокола решения о проведении такой экспертной оценки;
    • устава органа-создателя организации;
    • решения собрания жителей населенного пункта, где прекращает работу образовательное учреждение.

    Также при принятии решения учитываются законодательные нормы, которые предусматривают:

    • что ближайшая школа, в которую начнут ходить ученики, не должна быть на расстоянии более 4 км, и время, за которое до нее можно добраться пешком, не должно превышать 30 минут;
    • процесс ликвидации или организации учреждения не может начаться в период учебного года.

    Постановление о прекращении деятельности должно включать такие основные моменты:

    • содержать причины, которые обусловили закрытие учреждения;
    • определять период, в течение которого кредиторы могут выдвигать свои требования;
    • утверждать план действий, связанных с прекращением функционирования.

    Ответственным за выполнение решения о ликвидации, как правило, является организация – создатель учреждения.

    Создание ликвидационной комиссии

    На заседании по вопросу ликвидации учреждения также выбирается ликвидационная комиссия и согласовываются сроки проведения всех необходимых мероприятий.

    В обязанности комиссии входит публикация в печатных СМИ объявления и ликвидации организации: в нем указывается период, в течение которого будут приниматься претензии кредиторов, а также порядок их приема.

    Кроме этого, на плечи ликвидационной комиссии ложится организация всех мероприятий по закрытию учреждения, включая внесение соответствующей записи в госреестр и получение свидетельства о ликвидации.

    Инвентаризация активов

    В то же время управления образования муниципалитета или города должно:

    • провести инвентаризацию всех активов и обязательств учреждения, сформировать списки дебиторской и кредиторской задолженности, отослать всем кредиторам письма с уведомлением о предстоящем закрытии. Во время ликвидации обеспечить сохранность имущества;
    • предоставить директору образовательного учреждения постановление о его ликвидации, подготовить приказ и сообщить всем сотрудникам о предстоящем увольнении;
    • уведомить местную службу занятости о скором закрытии организации и следующим за этим сокращением штата.

    Составление ликвидационного баланса

    После завершения срока, отведенного кредиторам на предоставление претензий, ликвидационная комиссия предоставляет для утверждения главному распорядителю бюджетными средствами промежуточный ликвидационный баланс, составленный на основании инвентаризации активов и обязательств и реестра требований кредиторов.

    Для формирования такого баланса осуществляется закрытие всех лицевых счетов, проводятся расчеты с дебиторами и кредиторами и передача материальных ценностей. Остатки средств, которые есть в наличии на счетах, перечисляются на соответствующий счет в казначействе. Непогашенная дебиторская и кредиторская задолженность списывается по решению главного распорядителя.

    Основания для списания кредиторской задолженности:

    • решение главного распорядителя;
    • результаты проведения инвентаризации;
    • решение ликвидационной комиссии;

    Признание дебиторской задолженности безнадежной происходит на основании следующих факторов:

    • окончание срока исковой давности;
    • задолженность не ликвидирована в связи с невозможностью это сделать;
    • непогашение обязательства подтверждается установленным госактом;
    • закрытие задолженности не может быть произведено в связи с прекращением работы предприятия-должника.

    Выплаты во время ликвидации

    Выплаты при ликвидации бюджетного учреждения должны помочь его уволенным сотрудникам обеспечить свое существование, пока они не найдут новую работу. По российским правовым нормам процедура сокращения проводится в таком порядке:

    • все сотрудники должны быть уведомлены о сокращении в связи с ликвидацией организации за 2 месяца до даты увольнения;
    • работодатель должен уведомить профсоюзную организацию и местный центр занятости не позднее чем за 3 месяца до фактической даты прекращения работы;
    • при увольнении работникам должны заплатить выходное пособие, компенсировать неиспользованный отпуск. Размер выходного пособия зависит от среднемесячного уровня дохода сотрудника за последний год работы и выплачивается в течение 2 месяцев после сокращения. Если служба занятости не трудоустроила специалиста на протяжении 3 месяцев, то он может получить пособие по безработице еще и за 3-й месяц.

    Ликвидация бюджетного учреждения: Видео

    Источник:
    http://probankrotstvo.com/likvidaciya-predpriyatiya/likvidaciya-byudzhetnogo-uchrezhdeniya.html

    Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

    Главная > Консультации > Омбудсмен > Нужно ли согласие родителей при ликвидации муниципального образовательного учреждения?

    Помимо прочих процессов, процесс модернизации образования в Российской Федерации, нередко затрагивает юридический статус школ, что подразумевает под собой ликвидацию и реорганизацию образовательных учреждений. Такие процессы уже на протяжении трех лет идут в Москве и других регионах нашей страны. Каким образом процесс реорганизации школ скажется на участниках образовательного процесса? Возможно ли, сохранить свой юридический статус образовательной организации? Что такое «образовательные холдинги», как в них организован учебный процесс? Этими и многими другими вопросами задаются не только директора школ, но и многие родители. Большинство тех, кого коснулись такие изменения, находятся в состоянии неизвестности перед грядущими изменениями. Многие учителя опасаются потерять свои рабочие места, учащиеся не хотят переходить из здания в здание, родители переживают за смену педагогического состава, к которому привыкли. Смена юридического статуса образовательного учреждения влечет за собой определенные последствия. Можно отметить, что этот процесс становления нового коллектива (педагогического, ученического) занимает не год и не два, а около трех лет, в течение которых приходится налаживать вновь созданный коллектив, а сам юридический процесс реорганизации проводится достаточно быстро. Необходимо создавать новые традиции в ученической и учительской среде, разъяснять родителям новые права и обязанности. Каждая школа осуществляет этот переход по своему уникальному пути. Успешность вновь созданного образовательного комплекса зависит от множества факторов, какой будет новая школа, никто предсказать с точностью не может. Также достаточно болезненным является вопрос реорганизации школ, имеющих особый статус, например, гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов и обычных школ.

    В обиходе появляются такие слова как «образовательный комплекс» или «образовательный холдинг». Отметим сразу, что это именно слова из обихода, т. к. с юридической точки зрения таких организаций не существует (все типы и виды образовательных организаций указаны в ФЗ-273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательные комплексы (или образовательные холдинги) при создании требуют выполнения ряда процедур, создаются на добровольной основе, включают в себя совокупность образовательных организаций. Такие комплексы дают образовательным организациям больше возможностей для реализации федерального образовательного стандарта. Комплекс позволяет повысить конкурентоспособность и эффективность своей деятельности во многих сферах школьной жизни.

    Для большинства детей, учителей, родителей школа является особым социумом, микроорганизмом, к которому принадлежит большое количество людей. Этот микросоциум является единственным в своем роде. Многим представителям родительской общественности объединение школ кажется слишком радикальными процессом, затрагивающим интересы детей. Впоследствии они нередко задаются вопросами, насколько правомочными являются решения о реорганизации учебного заведения, могут ли родители повлиять на исход такого процесса. Родители считают, что только они, дети и сотрудники школ могут решать вопрос о реорганизации школы, и без их согласия такие действия происходить не должны. Чтобы выяснить так ли это, давайте обратимся к федеральным и региональным источникам законодательства.

    В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации») в части, касающейся создания, ликвидации и реорганизации образовательных учреждений, интересными для нас являются статьи 22, 44 и 45. Они разъясняют права и обязанности родителей в сфере образования, особенности защиты прав обучающихся в образовательной организации.

    Образовательное учреждение создается в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (п.1 ст.22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). То есть для того, чтобы полноценно разобраться в процессе объединения образовательных учреждений необходимо обратиться еще и к Гражданскому кодексу Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция от 05.05.2014). Под реорганизацией понимается: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование, которое осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом (в п.1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ) (далее ГК РФ). Школы чаще всего присоединяют друг к другу путем слияния или присоединения.

    Отметим основные особенности реорганизации юридических лиц, которые применимы к образовательным учреждениям.

    • Реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (п. 3 ст.57 ГК РФ). Если школы и детские сады приняли решение об объединении своих учреждений, то такое решение должно быть обязательно согласовано с органами управления образования.
    • При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст.57 ГК РФ). Это означает, что к одной школе присоединяются остальные образовательные учреждения. У всех зданий комплекса будет единый для всех номер школы. Остальные образовательные учреждения прекращают свою деятельность как юридические лица.
    • Допускается реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах. На практике могут объединить и школы, и детские сады в один образовательный комплекс.

    Вот некоторые юридические нюансы, которые помогают нам понять, на основании чего осуществляется реорганизация школы.

    Все образовательные организации могут быть государственными, муниципальными или частными, в зависимости от того, кем они созданы. Государственной считается школа, созданная субъектом Российской Федерацией (например, городом Федерального значения и её Учредителем является региональный орган исполнительной власти), либо ее субъектом, соответственно муниципальной, созданная муниципальным образованием, муниципальным районом или городским округом. Если аббревиатура учреждения имеет в своем название «ГБОУ», то это государственное бюджетное образовательное учреждение, а если «МБОУ», то муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Нужно отдельно отметить, что название образовательного учреждения может и не содержать каких-либо слов — важно, что прописано в Уставе образовательного учреждения. Закон «Об образовании в Российской Федерации» поясняет, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (п. 11 ст.22 ФЗ РФ «Об Образовании в Российской Федерации»). Каждый субъект Российской Федерации издает собственное распоряжение относительно порядка создания комиссий по оценке последствий ликвидации или реорганизации образовательного учреждения. В Московской области — это Распоряжение Министерства образования МО от 15.11.2013 N 11 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Московской области, муниципальной образовательной организации в Московской области, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), и Порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения». Также Закон «Об образовании в Российской Федерации» обращает наше внимание на то, что принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (п.12 ст. 22 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, процесс реорганизации муниципальных и государственных образовательных организаций должен осуществляться только на основании положительного решения комиссий по оценке последствий объединения образовательных учреждений.

    Согласно этому документу, учредитель предоставляет целый пакет документов в частности:

    • проекта решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации;
    • копии устава образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;
    • проекта устава образовательной организации (в случае реорганизации образовательной организации);
    • рекомендации наблюдательного совета образовательной организации (для автономных образовательных организаций), органа государственно-общественного управления образовательной организации (для бюджетных и казенных образовательных организаций);
    • мнения жителей сельского поселения (при реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении);
    • информации о гарантиях обучающимся образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации, по завершении их обучения;
    • информации об изменении (сохранении) штатной численности образовательной организации;
    • пояснительной записки, содержащей причины реорганизации или ликвидации образовательной организации, обоснование целесообразности проведения такого мероприятия
    • оценки социально-экономических последствий реорганизации или ликвидации образовательной организации (в том числе содержащей прогноз изменения социальных условий, а также гарантии по продолжению выполнения социально значимых функций, реализовывавшихся образовательной организацией);
    • иных документов.

    В перечне документов присутствует пункт, в соответствии с которым должно учитываться мнение жителей сельского поселения. То есть, таких населенных пунктов, как поселки, села, станицы, хутора, деревни. Мнение жителей всех остальных территориальных образований не учитывается. Только для ликвидации сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения необходимым условием является согласие схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

    Какими правами в образовательном учреждении обладают родители и могут ли они повлиять на решение об объединении школы?

    Родители несовершеннолетних обучающихся имеют право (согласно п.3 ст.44 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»):

    • защищать права и законные интересы своих детей,
    • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

    В целях защиты прав и интересов ребенка родители имеют право:

    • направлять обращения в органы управления образования, с указанием на нарушении прав несовершеннолетних, такие обращения подлежат обязательному рассмотрению, указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,
    • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
    • использовать любые не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

    Таким образом, если родители считают, что в результате ликвидации или реорганизации образовательного учреждения права их детей будут нарушены, то они имеют право обращаться с соответствующими обращениями и жалобами в органы управления образования. Существует множество случаев, когда родительская общественность той или иной школы с успехом отстаивала право школы на сохранение своего статуса. Для этого необходимо иметь веские причины и собрать ряд документов.

    Помимо вышеуказанных нормативных актов, существует Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который учитывает защиту прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры. Принятие органом местного самоуправления решения о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.
    Вышеуказанное требование Закона является обязательным для всех муниципальных образований вне зависимости от наличия или отсутствия регламентированного порядка ликвидации муниципальных образовательных учреждений.

    Можно сделать следующий вывод, поскольку федеральное законодательство не предусматривает получение согласия родителей на перевод обучающихся из ликвидируемых общеобразовательных учреждений в другие общеобразовательные учреждения, необходимо уточнить о наличии такого требования в муниципальных нормативных правовых актах. Если согласие родителей в соответствии с муниципальными требованиями необходимо, то имеет смысл продолжать диалог с администрацией ликвидируемого образовательного учреждения и органами управления образованием. Это возможно сделать, написав ряд писем в местные органы управления образования, ознакомиться с мнением педагогов и родителей по поводу принятия такого решения. Администрация школы, представители родительской общественности, педагоги и дети должны аргументированно отстаивать право своей школы на самостоятельность.

    Не будем также забывать, что существует множество примеров успешного объединения организаций. В результате таких решений многие школы получили новую жизнь, начали функционировать гораздо успешнее и продуктивнее, получили новые возможности.

    Источник:
    http://eduface.ru/consultation/ombudsmen/nuzhno_li_soglasie_roditelej_pri_likvidacii_municipalnogo_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya