Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС

Принудительная ликвидация юридического лица по инициативе ИФНС

Прекращение деятельности хозяйственного общества далеко не всегда носит добровольный характер. Процесс ликвидации юридического лица вправе инициировать государственные структуры. Чаще всего такое полномочие реализуется налоговой инспекцией. Контролирующая служба наделена широкими правами по борьбе с компаниями-призраками, однодневками и недобросовестными предпринимателями.

Порядок закрытия фирмы

На законодательном уровне закреплено несколько механизмов ликвидации. Классическая процедура основана на волеизъявлении учредителей. При добровольном прекращении деятельности издержки и организаторские функции ложатся на собственников. Все долги компании подлежат оплате, а остатки имущества – распределению между участниками.

В принудительном порядке фирму ликвидируют следующими способами:

  1. Банкротство. Процесс признания финансовой несостоятельности подробно описан законом 127-ФЗ от 26.10.02. Ключевым условием реализации процедуры является объективная неспособность предприятия удовлетворить кредиторские требования.
  2. Судебное разбирательство. Инициировать производство в арбитражном суде представители власти могут при систематическом и грубом нарушении фирмой законодательства. Подать иск вправе не только налоговые органы, но и представители антимонопольной службы, Центробанка РФ, прокуратуры, муниципалитета.
  3. Исключение записи из ЕГРЮЛ. Статья 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01 разрешает закрыть ООО в административном порядке. Такое право предоставлено территориальной налоговой инспекции.

Условия реализации каждого из перечисленных механизмов закреплены на федеральном уровне. Нарушение правил влечет отмену решений о ликвидации.

Основания принудительного закрытия фирмы

Прекращение коммерческой деятельности против воли собственников осуществляется по нескольким причинам. Налоговая служба вправе действовать в следующих случаях:

  1. Систематическое несоблюдение нормативных предписаний. Ликвидация происходит из-за грубых нарушений закона. К таковым относят ведение бизнеса без лицензии или допуска саморегулируемого объединения, легализацию криминальных доходов, недобросовестную конкуренцию, построение заведомо преступной коммерческой модели. Перечень причин открыт. Основанием же служит вступившее в силу решение суда.
  2. Наличие задолженности перед бюджетом. Просрочка в исполнении финансовых обязательств фирмы должна составить не менее 3 месяцев. Арбитражный суд возбуждает производство, если долг достиг отметки в 300 тыс. рублей (статьи 3 и 6 закона № 127-ФЗ от 26.1002).
  3. Фактическая остановка деятельности. Признаки, свидетельствующие о прекращении бизнеса, приведены в статье 21.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01. Норма относит к таковым отсутствие годовой отчетности и транзакций по банковским счетам за тот же период. Вывод, что деятельность не ведется, делают по итогам комплексной оценки. В суд не обращаются.
  4. Недостоверность данных в реестре. Запись о несоответствии сведений должна оставаться в ЕГРЮЛ не менее полугода. При этом территориальная инспекция обязана известить компанию о внесении пометки и предложить уточнить информацию (ст.21.1 закона 129-ФЗ). В этом случае допускается исключать предприятие из ЕГРЮЛ в административном порядке.
  5. Отсутствие денег на ликвидацию. В принудительном порядке организация исключается из государственного реестра, если возложить расходы на учредителей не представляется возможным. Судебное решение не требуется.

Действуя вопреки воле собственников, налоговый орган обязан соблюдать процессуальные правила. Ключевым принципом остается публичность. Вся информация размещается в открытых источниках.

Стадии ликвидации компании

Нормативным базисом исключения сведений из реестра является закон ФЗ 129 от 08.08.01. Регламент дополняют ведомственные инструкции, разъяснения ФНС РФ и судебная практика. Административный порядок включает следующие стадии:

  1. Мониторинг. Налоговая служба создает реестр компаний-молчунов. Справочная база позволяет отслеживать так называемые брошенные фирмы. Если организация не сдает отчетные документы, инспекция начинает отсчет.
  2. Проверка активности. Следующим этапом процедуры становится анализ движений по счетам. Для этого сотрудниками контролирующего органа делаются запросы в банк.
  3. Принятие решения. Руководитель налоговой инспекции рассматривает материалы, полученные в ходе мониторинга и проверки. Если все требования статьи 21.1 закона 129-ФЗ выполнены, издается акт об исключении сведений из ЕГРЮЛ. На этом этапе определяется ряд процедур, который должен быть соблюден. Порядок осуществления полномочий главы ИФНС закреплен приложением 4 к приказу ФНС РФ № САЭ-3-15/332@ от 18.07.05. Регламентом на руководителя возложены функции представления территориальной инспекции, в том числе при проведении проверочных мероприятий. Правила принятия решений определяются внутренними положениями ведомства. На практике оформление документа носит автоматический характер.
  4. Оповещение заинтересованных лиц. Информация о предстоящей ликвидации публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации». Статус официального издания за источником закреплен распоряжением ФНС РФ № САЭ-3-09/355@ от 16.06.06. Сведения размещают не позднее 3 рабочих дней с момента принятия решения. В объявлении указывают порядок предъявления возражений, сроки и формы. Ждут заявлений от граждан и компаний в течение 3 месяцев. Отсчитывать срок лица, чьи интересы затрагиваются, должны со дня выхода сообщения.

Если по истечении установленного периода возражений в налоговую службу не поступит, запись о юридическом лице удаляется из ЕГРЮЛ. Организация утрачивает правоспособность и не может выступать в качестве самостоятельного участника отношений.

Важно! Исключение фирмы из ЕГРЮЛ без решения суда не освобождает руководителей от ответственности. На должностных лиц налагают санкции в соответствии со статьями 15.6 и 15.5 КоАП РФ.

Препятствий для административной ликвидации немного. Реализовать процедуру нельзя, если у организации имеются долги с не истекшей исковой давностью. К этому случаю относят и предприятия с недоимками по страховым взносам или налогам.

Остановить процесс налоговая инспекция обязана при получении возражений от кредиторов, собственников или иных заинтересованных лиц. Форма 38001 утверждена распоряжением ФНС РФ № ММВ-7-14/72@ от 11.02.16. Недопустимым является исключение из реестра компании, в отношении которой открыто производство о банкротстве. Разъяснения по этому поводу давал Конституционный суд РФ в постановлении № 10-П от 18.05.15.

Как не допустить исключения фирмы из ЕГРЮЛ

Риск удаления записи о компании из государственного реестра возникает при временной заморозке бизнеса. Если учредители решили приостановить деятельность, следует принять меры предосторожности. Избежать административной ликвидации поможет регулярное предоставление нулевой отчетности. Бухгалтерские проводки будут сведены к минимуму. В декларациях потребуется отражать отсутствие оборотов.

Если же запись из ЕГРЮЛ исключена, учредитель может попытаться опротестовать решение суда или действия налоговой службы. Статья 22 закона 129-ФЗ отводит на оспаривание 1 год. Срок отсчитывается с момента обнаружения факта. Обжаловать решение о ликвидации придется в государственном арбитраже.

Этим же механизмом вправе воспользоваться кредиторы. Оговорка в законе является эффективным средством защиты их интересов. Использовать нормы с целью уклонения от исполнения обязательств не получится. Удовлетворение иска приведет к восстановлению записи в реестр. Должник вновь окажется правоспособным, что позволит инициировать процедуру банкротства. В рамках разбирательства будет организовано расследование причин финансовой несостоятельности. Выявление вины учредителей или руководителей даст право на взыскание долгов в субсидиарном порядке.

Таким образом, административная ликвидация – это современный способ актуализации сведений в реестре. Прибегая к правовому механизму, контролирующий орган исключает из информационной базы записи о недействующих компаниях. При этом обеспечиваются интересы кредиторов, учредителей и бюджета.

Источник:
http://newfranchise.ru/baza_znaniy/ooo/prinuditelnaya-likvidatsiya-yuridicheskogo-litsa-po-initsiative-ifns

Ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции

Нередко бывает, что открытое ранее общество с ограниченной ответственностью становится ненужным и даже обременительным. Законодатель предусмотрел 2 основных способа ликвидации юридического лица – по решению учредителей (участников) и по инициативе регистрирующего органа.

Что это такое

Бизнесмены, которым приходилось закрывать ООО по собственной инициативе, знают, насколько это затруднительная процедура. Поэтому многие владельцы компаний предпочитают воспользоваться такой возможностью, как ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции.

Для ряда предпринимателей, конечно, принудительная ликвидация становится неприятной неожиданностью. Но, согласно статистике, в большинстве случаев, учредители, приняв такое решение, осознанно ведут юридическое лицо к закрытию по инициативе регистрирующего органа в досудебном порядке. Использование этой законной процедуры позволяет предпринимателю избавиться от множества организационных хлопот.

В каких случаях происходит

Гражданским законодательством РФ предусмотрено несколько оснований для принудительной ликвидации юридического лица:

  • неоднократное нарушение действующего законодательства (пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • отсутствие надлежащим образом полученной лицензии, если для деятельности, которую ведет компания, предусмотрено лицензирование;
  • нарушение закона о конкуренции;
  • отсутствие движений финансовых средств на счетах фирмы и отсутствие отчетности (пп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Налоговый орган, в свою очередь, имеет два пути ликвидации ООО – во внесудебном порядке и по решению суда.

Кроме оснований для исключения из ЕГРЮЛ в досудебном порядке, указанных в статье 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» — отсутствие отчетности и движений средств на счетах, Федеральным законом от 28.12.2016 № 488-ФЗ внесены дополнительные случаи, когда компания может быть исключена из реестра:

  1. Организация не имеет средств на расходы, связанные с добровольной ликвидацией и не имеется возможности возложить эти затраты на учредителей (участников).
  2. В ЕГРЮЛ более чем полгода содержится пометка о наличии недостоверной информации, предоставленной юридическим лицом.

Во втором случае, имеются в виду преимущественно сведения об адресе организации, но могут быть недостоверными также сведения о ее руководителе или участниках.

Недостоверность адреса определяется инспекторами по следующим признакам:

  • если в налоговый орган возвращаются почтовые отправления по указанному адресу с пометкой «адресат отсутствует»;
  • если адрес – жилое помещение, не являющее собственностью директора или одного из основных учредителей;
  • если этот адрес указан в качестве юридического более чем 5-ю организациями;
  • если адрес неполный — не указан номер офиса, помещения и т.д.;
  • если адрес имеет разночтение с данными официального классификатора адресов;
  • если по адресу находится здание, которое нельзя эксплуатировать по назначению (в качестве офиса) – гараж, разрушенное или не введенное в эксплуатацию здание.

В недостоверности сведений о своем руководителе компания может быть заподозрена по следующим признакам:

  • лицо действует без доверенности в интересах более 50 организаций;
  • участники юридического лица фигурируют более чем в 50 компаниях;
  • имеются сведения о наличии постановления об административном правонарушении, в котором зафиксировано решение о дисквалификации лица, действующего от организации без доверенности;
  • имеются сведения о смерти лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Отчетность предпринимателя

Прекращение по инициативе регистрирующего органа происходит, если компания не осуществляет деятельность в течение последних 12 месяцев. В ст. 21.1. ФЗ № 129 перечислены 2 признака:

  • на протяжении последнего года налоговая инспекция не получает декларации и отчеты от ООО;
  • на счетах компании за тот же период отсутствует любое движение средств.

Поэтому если предприниматель не осуществляет бухгалтерские проводки и не предоставляет декларации, он может ожидать прекращения своего юридического лица.

Как действует ФНС

Чтобы выявить и ликвидировать недействующие ООО, в налоговой инспекции формируются реестры организаций, которые в течение определенного законом срока не подают декларацию и не сдают иную отчетность.

На основании этих реестров в банк направляются запросы, по предоставленным сведениям, анализируется состояние счетов компаний. Если на счетах средств не имеется и бухгалтерских проводок в течение года не осуществлялось, принимается решение об исключении ООО из Единого государственного реестра юридических лиц.

В течение следующих 3 дней налоговая служба размещает в СМИ информацию для заинтересованных лиц — сведения о ликвидации компании, адрес и порядок подачи претензий. Традиционно информация размещается в «Вестнике государственной регистрации».

На протяжении 3 месяцев после публикации физические и юридические лица, интересы которых затрагиваются или ущемляются ликвидацией данного ООО, могут обратиться в инспекцию с претензией.

Специалисты налоговой инспекции стали работать над выявлением неверно указанных сведений. Поскольку процедура в силу своей новизны еще не регламентирована, инспекторы стараются получить информацию непосредственно от владельцев помещений, запрашивают справки, списки арендаторов, организовывают проверки с выездом по адресам.

Нарушителям направляется предупреждение с требованием внесения изменений в реестр в течение 30 календарных дней. Если предприниматель игнорирует уведомление, напротив него ставится пометка о наличии недостоверных сведений. В этом случае, по истечении полугода с момента появления пометки, общество исключается из ЕГРЮЛ.

Если принудительная ликвидация невозможна

Налоговая инспекция не всегда имеет право инициировать процедуру исключения компании из государственного реестра по упрощенной досудебной процедуре, даже если формальные основания на это у нее имеются.

Есть 2 ситуации, когда принудительная ликвидация по этой схеме невозможна:

  • если по решению суда в отношении юридического лица начата процедура банкротства;
  • если компания имеет долги в бюджет и страховые фонды, причем срок давности по этим долгам не истек.

Впрочем, судебные инстанции придерживаются мнения, что задолженность в бюджет не является основанием для отказа от прекращения по инициативе налоговых органов. Формально это так. Проблема в том, что коллизия сокрыта именно в процедуре: налоговая служба сама является кредитором компании-должника. Поэтому в случае, когда имеются все формальные основания для принудительной ликвидации ООО в досудебном порядке и налоговая инспекция инициирует эту процедуру, она сама же должна будет прекратить процесс, подав в 3-х месячный срок заявление как кредитор юридического лица.

Образец заявления кредитора о признании гражданина банкротом

Образец заявления о включении в реестр требований кредиторов должника требований первой очереди

Исключение из государственного реестра

Если в 3-х месячный срок, предусмотренный для подачи заявлений кредиторами или контрагентами, претензий в адрес компании не поступало, инспекция исключает сведения об обществе из Единого государственного реестра юридических лиц в упрощенном порядке. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ, после внесения решения о ликвидации в ЕГРЮЛ прекращение юридического лица считается состоявшимся.

Если же в отведенный законом срок от кредитора поступило заявление, процесс принудительной ликвидации в досудебном порядке отменяется и вступает в силу порядок, предусмотренный ст. 61 ГК РФ. В таком случае исключение из государственного реестра происходит либо после процесса добровольной ликвидации, либо по итогам окончания всех этапов процедуры банкротства.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

Есть ли у кредиторов возможность взыскания долгов, которые не были погашены до ликвидации? Существует мнение, что при ведении бизнеса через юридическое лицо, личное имущество предпринимателя находится в полной безопасности. Законодатель в ст. 56 Гражданского кодекса РФ действительно предусмотрел соответствующее преимущество — добросовестный учредитель (участник) отвечает по долгам в пределах своей доли в уставном капитале.

Читайте также  Изменения ИП 2020, внесение изменений в ЕГРИП, изменение видов деятельности ИП пошаговая инструкция, самостоятельно, бесплатно, форма Р24001 образец заполнения

После проведения всех предусмотренных процедур компания больше не имеет собственности. По их окончании она теряет все права на осуществление любой деятельности и финансовых расчетов с кредиторами, поскольку перестает существовать.

До недавнего времени, в случае, когда юридическое лицо ликвидировалось в соответствии с процедурой несостоятельности (банкротства), его участникам грозило привлечение к субсидиарной (дополнительной) ответственности по его обязательствам, если будет доказано, что к банкротству компанию привели именно действия (бездействие) ее участников (Федеральный закон от 26.10.02 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Субсидиарная ответственность приравнивается к реальному размеру долга, а не к величине уставного капитала. Соответственно, исполнительное производство направлено на взыскание с учредителя долга в полном объеме, вне зависимости от его доли уставном капитале.

Однако, в связи с внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ изменениями, даже после завершения принудительной ликвидации общества лица, контролировавшие компанию, не могут чувствовать себя в безопасности на протяжении 3-х лет. Сейчас в течение именно этого срока кредиторы могут предъявлять к ним финансовые требования субсидиарной ответственности.

В течение 3-х лет с момента закрытия налоговая служба имеет право обратить свое внимание на уже не существующую компанию. К примеру, если в результате налоговой проверки ее бывшего контрагента проявятся ее старые сомнительные сделки или незаконная деятельность. При этом вновь рассчитанная недоимка, пени или штрафы будут взысканы с личного имущества руководства бывшей компании.

Аналогичные требования теперь можно подавать после завершения процедуры банкротства и даже вне этой процедуры, если в ее проведении было отказано.

Интересно, что инициировать привлечение управляющего состава ликвидированной компании к субсидиарной ответственности может не только действующий кредитор, но и ее бывший работник, который в рамках предусмотренного срока вспомнит, что организация имеет перед ним долг. Причем 3-х летний срок начинает отсчитываться с того момента, как потенциальный кредитор узнал о наличии оснований для своего заявления.

Предлагаем вашему вниманию видео, на котором рассказывается подробно о ликвидации ООО.

Преследование должников кредиторы могут осуществлять теперь на основании исполнительного производства и после завершения процедуры банкротства.

Финансовые риски в бизнесе есть всегда, вне зависимости от его организационной формы, но предпринимателю, который старался не обходить закон, а работать добросовестно, в большинстве случаев, опасаться нечего.

Источник:
http://znaybiz.ru/zakrytie-i-preobrazovanie/likvidaciya/dlya-ooo/po-iniciative-nalogovoj-inspekcii.html

Принудительная ликвидация ООО налоговой инспекцией

Налоговики могут в принудительном порядке ликвидировать компанию, если она в течение 12-ти месяцев не представляла отчетность и по ее расчетным счетам нет никакого движения. Как именно принудительная ликвидация отразится на учредителях и директоре компании, если ее исключат из ЕГРЮЛ?

Первоначальная причина закрытия компании

Как правило, к основным причинам ликвидации компании не относятся неудачи в бизнесе, поскольку организация — это инструмент для ведения предпринимательской деятельности. И если собственник решил ликвидировать свой бизнес, значит, в нем отпала необходимость. Соответственно, нет смысла нести расходы по его содержанию, которые могут быть значительными, даже если фактически деятельность не ведется.

Владельцы компании в такой ситуации принимают решение просто забыть о фирме, не заниматься ею. Также они, как правило, не желают вести процесс ликвидации самостоятельно, поскольку он требует достаточно весомых затрат и проводится в течение длительного периода времени.

В такой ситуации ликвидацией компании занимается налоговая инспекция, причем проводит ее в принудительном порядке. Каковы последствия такого действия для собственников и директора?

Как раньше принудительно закрывали компании

До 2017 года налоговики почти не занимались принудительной ликвидацией компаний, деятельность которых не велась длительное время. Но в 2016 г. в законодательство об ООО и госрегистрации компаний и ИП были внесены изменения, после чего началась «чистка» ЕГРЮЛ.

ФНС представила сведения, в соответствии с которыми в 2017 г. из ЕГРЮЛ было исключено около полумиллиона организаций, а в 2018 г. — более 330 тыс. юрлиц. Согласно информации по 2019 г., из реестра убрали порядка 560 тыс. недействующих организаций, а также юрлиц с недостоверными сведениями.

В 2016 г. из реестра было исключено только около 4 тыс. недействующих юридических лиц.

Как быстро ИФНС убирает из реестра недействующее юрлицо?

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих компаний — это право, но не обязанность налоговиков. И даже если в последнее время они активно занимаются этой деятельностью, невозможно угадать, как быстро ИФНС исключит ООО из реестра.

Однако есть важный нюанс — если компания в течение 12-ти месяцев не сдает отчетность, ее вполне могут признать недействующей. И с этого момента наступает определенный риск ее исключения из ЕГРЮЛ. Но происходит это тогда, когда налоговики доберутся до нее и начнут действовать, да и сама процедура ликвидации требует не менее 4-х месяцев.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%. Для корректной сдачи отчетности, расчета НДС, закрытия периода без ошибок.

Какие юрлица считаются недействующими?

Налоговая инспекция начинает процесс принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ при одновременном соблюдении следующих условий:

  • организация не представляет отчетность в течение 12-ти месяцев;
  • хотя бы по одному расчетному счету нет никаких движений.

При этом у хозяйствующего субъекта могут быть средства на расчетном счете и какие-то активы, а также кредиторская задолженность перед третьими лицами. Но данные моменты никак не влияют на признание юрлица недействующим, а потому оно все равно подлежит процедуре принудительной ликвидации и исключения из ЕГРЮЛ.

При исключении недействующего хозяйствующего субъекта из реестра налоговики действуют следующим образом:

  • принимают решение об исключении из ЕГРЮЛ;
  • в течение 3-х дней публикуют информацию в «Вестнике государственной регистрации». В сообщении указывается адрес, по которому можно направить возражения по вопросу исключения хозяйствующего субъекта из реестра. Для этого у заинтересованных лиц есть 3 месяца с момента опубликования информации в Вестнике;
  • налоговики не вправе исключить компанию из реестра, если в течение 3-х месяцев будут найдены лица, возражающие против исключения хозяйствующего субъекта из ЕГРЮЛ;
  • если данные лица не обнаружены, налоговики вносят информацию о прекращении деятельности компании в связи с исключением ее из реестра как недействующей на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Важно! Для учредителей с долей в уставном капитале компании более 50% и директоров такое принудительное исключение компании из реестра — применение ограничения на участие в иных юрлицах.

Последствия исключения компании из ЕГРЮЛ для учредителей и директора

Для учредителей с долей в уставном капитале более 50% и директора компании последствия ее принудительного исключения налоговиками из ЕГРЮЛ заключаются в том, что они в течение 3-х лет с момента исключения не могут стать учредителями или директорами другого юридического лица. При этом данное ограничение применяется в случае, если организация на момент исключения из реестра имеет задолженность перед бюджетом (неважно, в каком размере).

Если у компании, исключенной из реестра, нет долга перед бюджетом, то указанные ограничения для ее владельцев или директора не применяются. Однако на практике такая ситуация встречается достаточно редко, и в основном у налогоплательщика обязательно есть задолженность перед бюджетом. Если компания не сдает отчетность, налоговики назначают ей штраф за несдачу. Кроме того, вполне возможно начисление пеней за просрочки.

Внимание! Иногда налоговики, даже не разбираются, есть у компании задолженность перед бюджетом или нет, и ставят ограничение для всех собственников и директоров исключаемых компаний.

Другим важным последствием для учредителей и директоров исключенной компании является субсидиарная ответственность. С 1 сентября 2017 г. внесены изменения в законодательство о банкротстве и ООО, согласно которым кредиторы компании вправе предъявлять материальные претензии к собственникам и директорам. Они могут это делать даже после принудительной ликвидации компании по решению налоговой инспекции в течение 3-х лет.

Если собственники и директор бросают ненужную компании, и у нее есть задолженность — это прямой путь к тому, чтобы нести субсидиарную ответственность по ее долгам.

Как остановить исключение из ЕГРЮЛ

До 2017 г. остановить исключение из ЕГРЮЛ можно было при подаче заявления в простой письменной форме. Это могли сделать как само юрлицо, так и кредитор или иное заинтересованное лицо.

После 1 сентября 2017 г. нужно подавать не простое заявление, а специальную форму Р 38001, через которую выражается возражение заинтересованного лица относительно принудительной ликвидации компании. Заявление данной формы подается либо в электронном виде с подтверждением электронной подписью, либо на бумажном носителе лично заявителем, через доверенное лицо или по почте. Во втором случае заявление удостоверяется нотариально.

В каком случае нет смысла останавливать исключение из ЕГРЮЛ

Нет смысла отстаивать интересы исключаемой компании, если она не нужна ее владельцам. К примеру, некоторые компании открыты очень давно — более 20 лет назад еще в 90-е годы. Организация давно прекратила свое фактическое существование, однако, если собственник или директор пенсионеры, то им не начисляются надбавки к пенсии.

Если заниматься ликвидацией самостоятельно, то по компании нужно сдать отчетность за много лет, а также заплатить достаточно большие штрафы (минимум 20 тыс. за каждый календарный год). Кроме того, нужно оплатить работу бухгалтера и юриста, которые помогут сдать отчетность и провести добровольную ликвидацию.

И в этом случае действительно проще и удобнее, если ликвидация будет не добровольная, а принудительная по решению ИФНС.

Важно! Налоговики стремятся к тому, чтобы очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний. Для этого они не только проводят принудительную ликвидацию, но и подводят бизнесменов к законным способам исключения юрлица из реестра — банкротству и добровольной ликвидации.

Как не допустить принудительное закрытие компании?

Чтобы не допустить принудительное закрытие компании важно принимать быстрые и правильные управленческие решения, быть в курсе всех процессов в компании. Мы, как никто другой, понимаем это. И поэтому предлагаем вам познакомиться с универсальным инструментом БИТ.Бизнес-Анализ.

С решением БИТ.Бизнес-Анализ в ваших руках окажется современный аналитический инструмент класса Business Intelligence.

Вы сможете адаптировать любую сложную и объемную информацию о бизнес-процессах и результатах работы каждого подразделения. Перед глазами окажется такая форма отчета, которую вы сами выберете, будь то отчёт по сданной отчётности или любой другой показатель.

БИТ.Бизнес-Анализ — современный аналитический инструмент класса Business Intelligence

Система позволит проанализировать эффективность продаж и оценить работу каждого менеджера. Увидеть и понять, почему сорвалась сделка, на каком этапе сотрудник упустил клиента. Бухгалтеру иметь перед глазами информацию об отчётности, налогах и так далее. Любой показатель можно визуализировать!

Руководителю будет удобно управлять дебиторской задолженностью и вовремя принимать верные решения, чтобы не допускать кассовых разрывов.

Главным преимуществом БИТ.Бизнес-Анализ перед набором “плоских” отчетов является ассоциативная взаимосвязь выводимых данных. Для получения дополнительной информации по какому-либо элементу (например, контрагенту или складской позиции) достаточно выделить его мышью и интерактивный механизм мгновенно отобразит информацию, связанную с этим элементом (например, последние платежи или список поставщиков позиции).

БИТ.Бизнес-Анализ применяет для отчетов не только данные из любых баз 1С (7.7, 8.1, 8.2, 8.3). Система также эффективно использует файлы Excel, Access, csv, dbf, данные систем MS SQL, SAP, Microsoft Navision и Axapta, Oracle и другие.

Система встраивается в любую конфигурацию 1С 8, и если потребуется, возможна доработка под нужды именно вашего бизнеса.

Вы можете заказать демонстрацию всех функций БИТ.Бизнеc-Анализ, и за короткое время оценить его работу.

Источник:
http://www.1cbit.ru/blog/prinuditelnaya-likvidatsiya-ooo-nalogovoy-inspektsiey/

Ликвидация ООО по решению налогового органа

Бизнес по разным причинам становится не нужен своим владельцам. Иногда о нем предпочитают «забыть», надеясь на «ликвидацию» ООО по решению налогового органа об исключении фирмы из ЕГРЮЛ. Когда возможно такое исключение и какие последствия ожидают собственника, рассмотрим далее.

Почему налоговики могут «закрыть» фирму

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда «закрытие» происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов. Перечислим, когда возможна ликвидация ООО по инициативе налоговой инспекции:

  • организация более чем 12 месяцев не отчитывается в инспекцию по установленным формам, и по ее банковским счетам не проводятся операции. В этом случае организация считается прекратившей свою деятельность;
  • у организации нет средств на проведение добровольного «закрытия», и с собственников средства на эти цели взыскать невозможно;
  • организация в течение 6 месяцев не исправляет в ЕГРЮЛ содержащуюся в нем недостоверную информацию о себе. Происходит это, когда инспекция, не получив от организации ответов на свои вопросы, внесла в реестр запись о наличии недостоверной информации.

Отметим, что последние два основания действуют с сентября 2017 г.

Когда начало принудительной ликвидации ООО налоговой невозможно

Контролеры, даже при наличии на то оснований, не всегда могут начать процедуру исключения фирмы из госреестра юрлиц. Процесс исключения не будет запущен, если:

  • суд постановил начать процедуру банкротства в отношении такой организации. С 28 июня 2017 г. сведения о возбуждении дела по заявлению о банкротстве включаются в ЕГРЮЛ, как и сведения о всех этапах банкротства;
  • у организации есть долги в бюджет, срок исковой давности по которым еще не прошел. В связи с новыми полномочиями налоговиков в отношении взыскания долгов по страховым взносам это справедливо и при наличии у фирмы непросроченных долгов в фонды.
Читайте также  Налоги и платежи за работников в 2020 году

Суды считают, что наличие «бюджетных» долгов не является препятствием для ликвидации ООО по инициативе налоговой, но контролеры полагают, что в этом случае будет нарушен порядок самой процедуры исключения.

Как исключают из госреестра

Когда у контролеров есть причины для исключения организации из реестра юрлиц, ими принимается соответствующее решение. Сообщение о нем публикуется в специализированном СМИ. Здесь же сообщается порядок, в котором заинтересованные лица могут направить свои возражения. Сделать это возможно в течение 3 месяцев.

Если заявления от заинтересованных лиц есть, то процесс «ликвидации» ООО налоговым органом через исключение из реестра прекращается. При таких обстоятельствах «закрытие» может произойти либо в итоге добровольной ликвидации, либо в итоге процедуры банкротства.

Поэтому, если налоговая принимает решение об исключении из ЕГРЮЛ фирмы, имеющей долги в бюджет, она тут же должна подать заявление как кредитор и тем самым прекратить процесс исключения. Т.е. «налоговая ликвидация» ООО в случае с должниками в бюджет невозможна.

Если заявлений не поступило, юрлицо исключается из реестра.

Могут ли взыскать с учредителя долги исключенной фирмы

С 28 июня 2017 г. законодательно закреплена норма, согласно которой исключение фирмы из ЕГРЮЛ, инициированное налоговой, формирует для ее владельца те же последствия, что и при ликвидации. Если фирма признана недействующей и произошло «закрытие» фирмы налоговой службой, а кредиторы сумели доказать, что это случилось по вине владельцев организации, то владельцы будут обязаны погасить неоплаченные долги.

Источник:
http://glavkniga.ru/situations/s504742

Причины и основания для ликвидации ООО налоговой инспекцией в одностороннем порядке. Как происходит процедура закрытия?

Налоговая инстанция имеет право на закрытие ООО. В ряде случаев она может выступать в качестве истца по делу о принудительном закрытии ООО в судебном порядке. Но также налоговая может закрыть юрлицо в рамках одностороннего решения.

Правовое регулирование

Процедура одностороннего исключения сведений о компании из ЕГРЮЛ опирается на нормы Гражданского кодекса и ФЗ-129 «О госрегистрации». Так как в России уполномоченной инстанцией за регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выступает ФНС, то именно налоговикам были переданы полномочия по исключению информации о юрлице из реестра в одностороннем порядке.

С 2017 года применительно к принудительной ликвидации юрлиц по решению ФНС через принятие 488-ФЗ были внесены важные изменения в 129-ФЗ. По результатам принятия данного закона полномочия налоговиков в части закрытия компании были расширены: у них появились дополнительные основания для закрытия.

Причины и основания для ликвидации

Процедура ликвидации подчиняется определенным правилам и является достаточно длительной. Закрыть компанию менее, чем за три месяца, не получится независимо от основания. Данная мера направлена на максимальный учет интересов контрагентов предприятия, перед которыми у юрлица могла быть сформирована задолженность.

На основании п. 9 ст. 63 Гражданского кодекса ликвидация юрлица считается завершенной после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ.

Добровольная ликвидация ООО осуществляется по решению руководства компании, тогда как принудительная ликвидация происходит по инициативе уполномоченного органа. Закрытие компании может быть инициировано:

  1. Налоговой инспекцией (наиболее распространено).
  2. Прокуратурой (если компанией нарушаются нормативы законодательства или интересы отдельных физлиц).
  3. Антимонопольными органами.
  4. Центробанком РФ.
  5. Пенсионным фондом.
  6. Кредиторами компании.
  7. Одним из учредителей при наличии конфликта интересов.

В нынешней практике принудительная ликвидация по инициативе сторонней контролирующей инстанции является более распространенным явлением.

Основанием для добровольной ликвидации становится официальное решение ее собственников или приказ единственного учредителя, тогда как принудительная ликвидация может происходить на основании:

  1. Судебного решения.
  2. Одностороннего решения налоговой службы об исключении сведений из ЕГРЮЛ (без решения суда).

Перечень условий и причин для принудительной ликвидации в судебном и несудебном порядке различается. В судебном порядке осуществляется ликвидация компании, которая ведет деятельность:

  • с грубыми нарушениями законодательства;
  • при ведении лицензируемой деятельности без получения необходимой лицензии;
  • при ведении деятельности, противоречащей уставу;
  • при неуплате налогов и пр.

Причины для добровольной ликвидации могут быть самыми разнообразными, тогда как закрыть компанию по одностороннему решению налоговой инспекции можно по ограниченному перечню оснований. В их числе такие:

  1. Отсутствие активности компании в течение года и более. Под отсутствием хозяйственной деятельности законодатель понимает непредоставление отчетности, положенной по закону, в указанный период и непроведение операций по счетам. Компания в данном случае считается прекратившей деятельность. Но два указанных условия должны соблюдаться одновременно: например, если юрлицо не сдает отчетность, но имеет поступления по счетам, то ликвидировать его по решению ФНС не допускается. Указанные два формальных признака того, что деятельность не ведется, приведены в ст. 21.1 129-ФЗ. Статья 21.2 этого закона предписывает ФНС принимать решение об исключении компании из ЕГРЮЛ при обнаружении указанных признаков.
  2. Юридическое лицо не имеет средств на проведение закрытия в добровольном порядке, а взыскать их с учредителей по различным причинам невозможно.
  3. Налоговая инспекция в результате проверки обнаружила недостоверные сведения в ЕГРЮЛ, а юрлицо в течение 6 месяцев не предприняло шаги для исправления некорректных данных.

Последние два основания для ликвидации компании по инициативе налоговой стали одними из последних законодательных нововведений и были приняты в сентябре 2017 года.

Не все некорректные данные могут стать основанием для исключения сведений о компании из реестра. Речь идет, в первую очередь, о такой информации, как неправильный юридический адрес или некорректная информация о руководстве юрлица (директоре компании).

Нередки случаи, когда компания регистрируется по одному адресу, а фактически ведет бизнес по другому. Вполне может быть, что у учредителей нет никаких противоправных намерений, но некорректный юрадрес в официальном реестре противоречит закону. Злоумышленники используют подобную схему с недостоверным адресом для того, чтобы избежать предъявления им законных требований или внеплановых проверок.

Факты некорректности сведений о юридическом адресе обычно выявляются налоговиками двумя способами:

  1. По результатам выездной проверки. В частности, в ходе проверки налоговики могут выявить, что по адресу расположен недострой.
  2. Если все отправленные требования и уведомления по указанному адресу возвращаются в ФНС невостребованными или с отметкой о некорректно указанном адресе, отметкой «адресат отсутствует».

Также к недостоверным сведениям относят неполный адрес: например, отсутствие квартиры, офиса и прочих важных данных.

Указывают на недостоверный адрес регистрации компании и такие обстоятельства:

  1. Данное помещение не предназначено для занятия подобной деятельностью (например, это гараж или недострой).
  2. Жилое помещение, в котором была зарегистрирована компания, не является собственностью директора юрлица или его участников.
  3. Договор аренды с собственниками жилых помещений не был подписан.

Выявление номинальных директоров происходит по инструкции №ЕД-4-15/13247 от 2018 года.

При добровольной и принудительной ликвидации компания ликвидируется ликвидационной комиссией. Именно она ответственна за соблюдение порядка ликвидации общества. Но при добровольной ликвидации состав комиссии определяют участники общества, а при принудительной – налоговая инспекция.

Когда ФНС не вправе исключать компанию из реестра в одностороннем порядке

Законодательно права налоговиков в части ликвидации компании по одностороннему решению ограничены. Исключение юрлица из реестра не будет запущено, если судом было вынесено постановление о начале процедуры банкротства в отношении него. С конца июня 2017 года информация о возбуждении дела о банкротстве подлежит внесению в ЕГРЮЛ, как и другие сообщения о том или ином этапе признания финансовой несостоятельности.

Также исключение из реестра недопустимо при наличии долгов в бюджет, если сроки исковой давности не прошли. С учетом того, что налоговикам передали полномочия по администрированию взносов во внебюджетные фонды, то компания для упрощенной ликвидации не должна иметь долгов по пенсионным и страховым взносам.

Хотя в судебной практике имеются решения, по которым наличие долгов перед бюджетом не является основанием для отказа в исключении компании из реестра, сами налоговики подчеркивают, что это нарушит действующий порядок ликвидации юрлица. В таком случае ФНС должна стать кредитором юрлица и инициировать процедуру банкротства.

Порядок закрытия ООО

На предварительном этапе налоговая инспекция формирует специальный перечень компаний-«молчунов», которые в течение года и более не сдавали положенную законом отчетность.

На основании отсутствия деятельности

Если у контролеров есть причины для исключения компании из реестра, то они должны придерживаться определенного порядка действий. Он включает в себя следующие этапы:

  1. ФНС запрашивает в банке информацию о движениях по счету юрлица, которое в течение года и более не сдавало обязательную отчетность.
  2. Если из банка, в котором у компании есть счет, поступает информация об отсутствии движения средств по счету, ФНС оформляет официальное решение о закрытии юрлица. Наличие хотя бы одной операции по счету исключает возможность для ликвидации компании по инициативе ФНС.
  3. Сообщение о предполагаемом исключении компании из реестра юрлиц публикуется в «Вестнике госрегистрации». На публикацию сведений у налоговиков будет три дня с даты принятия решения об исключении компании из реестра. В сообщении публикуются инструкции для предъявления требований кредиторами: в какие сроки они принимаются и куда их следует направить.
  4. Кредиторы вправе заявить о своих финансовых претензиях к должнику в течение 3 месяцев после публикации сообщения. Если в указанные сроки к должнику поступили претензии от кредиторов, то процесс односторонней ликвидации останавливается. В данном случае закрытие компании может происходить только в рамках процедуры банкротства или добровольной ликвидации.
  5. Если же кредиторы не предъявили требования к компании, то ФНС выносит решение об исключении компании из ЕГРЮЛ.

После того как компания исключена из реестра, то она фактически прекращает свою деятельность.

При обнаружении некорректных сведений в реестре

Выше приведен алгоритм исключения сведений о юрлице из реестра на основании отсутствия деятельности. Если же речь идет об исключении компании на основе обнаружения некорректных сведений в реестре, то порядок действий будет таким:

  1. ФНС обнаруживает недостоверные сведения о юрлице, которые содержатся в реестре. Для проверки информации она вправе организовать выездную налоговую проверку.
  2. Нарушителям передаются уведомления с предупреждениями об ответственности за выявленные нарушения в виде исключения из реестра юрлиц. В них содержатся требования о незамедлительном внесении правок.
  3. На исправление сведений в ЕГРЮЛ у юрлица будет 1 месяц.
  4. При непоступлении в указанные сроки корректирующих отметок ФНС вносит в ЕГРЮЛ отметку о недостоверной информации в реестре.
  5. В случае отсутствия реакции со стороны компании в течение полугода и непредоставления корректных сведений ФНС принимает решение об исключении компании из реестра.
  6. Решение в обязательном порядке публикуется в «Вестнике госрегистрации» в течение 3 дней после принятия.
  7. У кредиторов компании также будет три месяца для предъявления своих требований должнику. Стоит отметить, что в указанном случае также используются пролонгированные рамки для предъявления требований кредиторов: вместо 2 месяцев при добровольной ликвидации компании им дается 3 месяца.
  8. Сведения об указанном юрлице удаляются из ЕГРЮЛ.

По результатам ликвидации компания больше не имеет права на ведение деятельности. Если ее собственники захотят продолжить бизнес, то им предстоит открыть новое юридическое лицо.

Также компания может восстановить запись о юрлице в ЕГРЮЛ в судебном порядке, но для этого она должна обладать доказательствами проведения процедуры исключения из реестра с нарушениями законодательства, в частности если у учредителей есть доказательства ведения деятельности, наличия поступлений на счет или сдачи отчетности. Если суд встанет на сторону юридического лица, то он обяжет налоговиков в принудительном порядке восстановить компанию в реестре.

Почему одностороннее исключение из реестра невыгодно

Нередко учредители думают, что оптимальным вариантом для ликвидации юрлица является дождаться, пока налоговики не исключат ее сами. Хотя исключение компании из ЕГРЮЛ осуществляется бесплатно, это не означает для нее освобождение от долгов.

В июне 2017 году была принята законодательная норма, по которой исключение компании из ЕГРЮЛ в одностороннем порядке имеет для ее собственников те же гражданско-правовые последствия, что и при стандартной ликвидации.

Субсидиарная ответственность не привязана к величине доли в уставном капитале руководителя и приравнена к реальному размеру долговых обязательств. Привлеченное к ответственности руководство должно отвечать своим имуществом по долгам компании. Но вина руководителя в причинении ущерба кредиторам должна быть доказана в судебном порядке.

Исключение сведений о компании из реестра выступает крайней мерой воздействия ФНС на недобросовестных участников экономических отношений. Поэтому учредителям «брошенной» компании грозит ряд неблагоприятных последствий:

  • учредитель исключенной из реестра компании, который владел более 50% голосов в ней, при наличии задолженности по налогам и сборам на момент закрытия юрлица в течение 3 лет не вправе зарегистрировать новую компанию, стать участником действующего предприятия (купить долю в нем) и не может быть назначен директором (указанное правило действует с января 2016 года);
  • запрет на открытие нового юрлица, выполнение руководящих функций, покупку долей в другой компании прописан и для директора закрытого ранее ООО по инициативе инспекции;
  • заинтересованные кредиторы, которые не были осведомлены о закрытии компании, могут опротестовать в судебном порядке исключение компании из реестра и привлечь учредителей к субсидиарной ответственности.

Последние нововведения расширили сроки для привлечения к субсидиарной ответственности до 3 лет.

Таким образом, ФНС наделено полномочиями по ликвидации юрлица в одностороннем порядке на основании вынесенного решения. Несмотря на административный характер процедуры, инспекторам требуется соблюдение ряда условий. В частности, компанию можно закрыть при отсутствии движения средств в течение года и более, при непредоставлении положенной налоговой отчетности в те же сроки, при отсутствии средств на ликвидацию компании и при невозможности их взыскать, при обнаружении недостоверных сведений в течение полугода и более.

Читайте также  Аббревиатура ООО: расшифровка, особенности формы, преимущества и недостатки

Источник:
http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/likvidacia-ooo-2.html

Ликвидация компании по инициативе налогового органа. Исключение из ЕГРЮЛ. Последствия для директора и собственника. Дисквалификация руководителя

С 01 сентября 2017 вступили в силу дополнения статьи 21.1 Федерального закона РФ от № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым у налоговых органов увеличилось количество оснований по исключению организаций из ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В нашей статье «Принудительное исключение компании из ЕГРЮЛ в 2017 году» мы рассказывали о принудительном исключении налоговыми органами с 2017 года недействующих компаний из ЕГРЮЛ. В данной статье мы более подробно рассмотрим новые основания по исключению юридических лиц из ЕГРЮЛ налоговыми органами, а также, через какой период времени по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ и какие последствия могут наступить для участников и директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ налоговым органом в принудительном порядке.

На каких основаниях налоговая инспекция исключает компании из ЕГРЮЛ

Так называемая «чистка ЕГРЮЛ» в последнее время набирает все большие обороты. Процедура исключения налоговыми органами недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ регламентирован Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который был дополнен двумя новыми основаниями для исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 указанного Закона. С 01 сентября 2017 года налоговый орган исключает из реестра те компании, у которых отсутствуют денежные средства на ликвидацию, а также те компании, в отношении которых более шести месяцев в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения. На первый взгляд, если у компании нет денег на добровольную ликвидацию, для собственников «умирающих» компаний это вроде как спасательный круг, ведь наверняка в большинстве таких случаев многие из таких владельцев бизнеса надеются на исключение налоговыми инспекциями их брошенных фирм из реестра. Согласно пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года №61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» недостоверными сведениями о юридическом лице судами признаются:

  • при регистрации компании указан массовый адрес местонахождения;
  • адрес, связь по которому невозможна (возвращение корреспонденции с пометкой «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес компании, указанный при регистрации, не существует или по нему находится разрушенное сооружение или вовсе не позволяет использовать его в качестве помещения компании или офиса (в том числе помещения госорганов и т.п.);
  • наличие заявления от собственника помещения о том, что он не разрешает использовать его адрес в качестве юридического адреса юридического лица (арендатора).

Что касается второго основания по исключению компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ более шести месяцев содержится запись о недостоверности сведений, то такие записи вносятся в реестр только по результатам проведения налоговым органом проверки информации о компании, что уже не очень хорошо. Тут сразу отметим, что такие проверки бывают двух видов:

  • при подаче документов на государственную регистрацию юридического лица (проверка проводится в течение времени, отведенного на государственную регистрацию, срок проверки может быть продлен до одного месяца, последствия – отказ в государственной регистрации);
  • содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (исключение из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа).

Также, каждый квартал налоговые органы формируют список юридических лиц, не сдававших установленную налоговую отчетность в течение последних двенадцати месяцев, другими словами недействующих юридических лиц.

Через какой период по каждому из оснований компании исключаются из ЕГРЮЛ

Сроков и порядка исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по новым основаниям не определены. Однако все с той же целью исключения недействующих компаний из ЕГРЮЛ налоговики наделены правом проверки сведений о компаниях, содержащихся в ЕГРЮЛ на достоверность. Основаниями начала такой проверки являются: заявление заинтересованного лица; иная информация о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, полученная ИФНС. Процедура проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ о юридических лицах детально пока не регламентирована. На практике же, при проверке, к примеру, указанного в ЕГРЮЛ адреса компании, налоговые органы проверяют попытками связаться и получить объяснения от собственника помещения, в котором компания является арендатором, также запрашивают справки о количестве арендаторов по указанному адресу, осуществляют осмотры помещений и т.п. Если в ходе проверки будет установлено, что компания фактически не находится по указанному в ЕГРЮЛ адресу, налоговая инспекция должна направить требование внести изменения в сведения о компании в ЕГРЮЛ. Игнорировать такое требование компании не рекомендуется, лучше ответить на него в течение тридцати дней, чтобы налоговая инспекция не получив от Вас ответа, не внесла в ЕГРЮЛ запись о недостоверности тех или иных сведений о вашей компании (см. п.6 ст.11 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Делать это необходимо потому, что с 01 сентября 2017 года налоговые органы наделены полномочиями принудительно исключать из ЕГРЮЛ те компании, которые в течение шести месяцев не исправляют недостоверные сведения, содержащиеся о компании либо об участнике или директоре в ЕГРЮЛ (см. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2016 года № 488-ФЗ). Неизвестно пока, будет ли исключение из ЕГРЮЛ юридического лица из-за недостоверности сведений по истечении шести месячного срока автоматической процедурой. На сегодняшний день, поэтапно такой порядок ликвидации компании можно описать следующим образом:

  • принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ;
  • публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия решения о предстоящем исключении компании из ЕГРЮЛ с указанием порядка и сроков направления кредиторами заявлений, а также адреса, по которому такое заявление можно направить.

Публикации налоговиков с информацией о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ можно проверять на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Сведения, опубликованные в журнале «Вестник государственной регистрации» о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ». Далее в течение трех месяцев со дня размещения такой публикации, кредиторы ликвидируемой компании, ее участники или сама компания могут направить в налоговый орган заявление о не согласии с исключением компании из ЕГРЮЛ. Если в рамках указанного срока не поступят возражения, налоговый орган исключает компанию из ЕГРЮЛ не прибегая к помощи суда При пропуске заинтересованными лицами указанного срока направления возражений на исключение компании из ЕГРЮЛ, суды принимают сторону налоговых органов и подтверждают правомерность принятия налоговым органом решения о прекращении деятельности юридического лица таким способом (см. Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А32-18881/2015, Арбитражного суда Центрального округа от 06 мая 2016 года № А 62-6758/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2016 года №А60-30019/2015).

По прошествии каждого календарного года отдел камеральных налоговых проверок направляет в банки запросы на наличие у юридических лиц в этот период движений по расчетному счету. Делается это с целью установления факта или отсутствия ведения деятельности компаний. Если по таким запросам от банка поступит ответ об отсутствии у юридического лица за последний календарный год операций по расчетному счету, налоговая инспекция формирует справку с указанием оснований для исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ и не позднее следующего дня передает ее в территориальную налоговую инспекцию, регистрирующую юридических лиц. На основании данной справки налоговая инспекция в течение пяти рабочих дней должна принять решение о готовящемся исключении компании из ЕГРЮЛ. Налоговый орган не вправе исключать юридическое лицо из ЕГРЮЛ, если:

  • компания фактически не осуществляет деятельность, но исправно в установленные сроки предоставляет налоговую отчетность;
  • компания вообще не предоставляет налоговую отчетность, но за последние двенадцать месяцев имеет хотя бы одну операцию по расчетному счету.

Какие последствия для участников и директоров наступают при принудительном исключении компании из ЕГРЮЛ. В каком случае они могут быть дисквалифицированы

Юридическое лицо использует «массовый адрес» в качествен адреса местонахождения. Это, пожалуй, самое главное основание для привлечения компании и ее контролирующих лиц к налоговой ответственности. В соответствии с абзацем 4 и 5 подпункта «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регламентирует отказ в государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице (адресе, директоре, участнике и т.п.), если в отношении таких сведений в ЕГРЮЛ содержится запись об их недостоверности. Таким образом, «брошенная» компания не спасет от налоговых и иных обязательств, поскольку такая тактика собственников компаний помимо риска попасть под процедуру принудительного исключения компании из ЕГРЮЛ из-за недостоверности сведений, рискуют нажить себе еще воз других проблем.

Далее отметим про ответственность директора и учредителя компании за недостоверные сведения, в виде дисквалификации за предоставление на государственную регистрацию документов, содержащих заведомо ложные («недостоверные») сведения о компании (см. п. 5 ст.14.25 КоАП РФ). За недостоверные сведения в ЕГРЮЛ руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности с наказанием в виде административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей (см. Постановление Архангельского областного суда от 09 марта 2017 года № 4а-100/2017). Согласно части 4 и 5 статьи 14.25 КоАП РФ при повторном совершении этого же правонарушения должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года от одного до трех лет. В арбитражной практике уже сейчас есть случаи, когда при установлении недостоверности адреса компании налоговые органы обращались в суд с требованием об обязании компании начать процедуру ликвидации за свой счет, отказываясь исключать ее в принудительном порядке из ЕГРЮЛ (см. Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18 сентября 2017 года по делу № А12-26579/2017). В последнее время налоговые органы довольно активно используют на практике указанную норму. Дисквалификация, как особый вид административного наказания, применяется исключительно в отношении должностного лица – физического лица, занимающего должность руководителя (директора и т.п.). Такой вид административного наказания является всего лишь временным ограничением занимать руководящую должность максимум в течение трех лет (ст. 3.11 КоАП РФ). Кроме того, дисквалифицированное должностное лицо не может входить в состав совета директоров, осуществлять иное предусмотренное законом управление юридическим лицом. Как не оказаться в такой ситуации? Необходимо реально принимать участие в деятельности компании и ее управлении, то есть быть реальным директором и реальным участником. А для этого необходимо как минимум следить за своевременной сдачей налоговой и иной предусмотренной законом отчётности и даже если компания вдруг оказалась «ненужной», бросать ее не стоит, а лучше закрыть ее стандартными способами ликвидации, во избежание нарушения или неисполнения взятых на себя обязательств.

В июне 2017 года вступила в законную силу часть 3.1. статьи 3 Федерального закона РФ от 08.02.1998г. № 14-ФЗ «Об Обществах с ограниченной ответственностью». Теперь с момента исключения компании из ЕГРЮЛ налоговым органом, факт такой принудительной ликвидации признается отказом должника (исключенной из ЕГРЮЛ компании) от исполнения денежных обязательств. Поэтому, если у компании на момент исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа существовали долги по обязательствам перед кредиторами, которые возникли вследствие допущения недобросовестных действий участников или директора компании, такие контролирующие лица вероятнее всего будут привлечены к субсидиарной ответственности. Это значит, что после исключения компании из ЕГРЮЛ по новым основаниям, кредиторы компании-должника, в том числе налоговая инспекция, получают право требования по неисполненным компании-должником обязательствам от ее контролирующих лиц (участников, учредителей, директора). В связи с этим, налоговому органу вовсе не обязательно инициировать стандартную процедуру банкротства в отношении такой компании, а просто в принудительном порядке исключить ее из ЕГРЮЛ получив при этом возможность взыскать задолженность с участника или директора. Этот процесс может протекать одновременно с привлечением к ответственности взаимозависимой компании должника в порядке, предусмотренном статьей 45 Налогового кодекса РФ.

Еще одно последствие для собственников «брошенных» компаний предусмотрено Федеральным законом РФ от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности, руководитель или участник исключенной из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа компании, имевший на момент её исключения долю в размере 50% от уставного капитала, в будущем не смогут зарегистрировать на свое имя новую компанию в течение трех лет, если ранее «брошенная» ими компания на момент исключения из ЕГРЮЛ имела задолженность перед бюджетом. Фискалы в этом вопросе предусмотрели и другой способ участников обойти закон, такой как купить готовую компанию и войти в состав ее участников или встать в управление в качестве директора, сделать это не получится (см. абз. 2 и 3 пп. ф п. 1. ст. 23 Закона № 129). Также в результате исключения компании из ЕГРЮЛ по инициативе налогового органа, собственники утрачивают право распоряжаться имуществом, числящемся на балансе компании на момент ее исключения, поскольку с момента исключения юридического лица из реестра, прекращается его правоспособность.

Источник:
http://apgmag.com/diskvalifikatsiya-rykovoditeliya-likvidatsiya-kompanii/