Образовательная деятельность ООО

Образовательная деятельность ООО

Может ли ООО вести образовательную деятельность?

Я арендую у города нежилое помещение 10 лет. Арендую как физ. лицо. Договор аренды на 11 лет. Открыл ООО где являюсь единственным собственником общества. Все 10 лет занимаюсь в этом помещении образовательной деятельностью. Могу ли я выкупить это помещение у города без торгов?

Я представляю ООО с лицензией на образовательную деятельность. Может ООО вместо оформления трудовых отношений с преподавателем Петровым П.П. оформить договор на получение образовательных услуг от ИП Петров Петр Петрович? При условии, что это тот же человек, и ИП имеет соответствующие ОКВЭДы.

11. Засчитывается ли льготный стаж педагогического работника стаж работы в должности воспитателя в структурном образовательном подразделении ООО, при наличии у ООО лицензии на осуществление образовательной деятельности?

‘Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru’

Работаю педагогом доп. образования (по трудовой) в ООО занимающейся образовательной деятельностью (есть образовательная лицензия). Вот возник вопрос, а распространяется ли на меня в данном случае закон об отпуске педагогов от 48 до 56 дней? Или из-за того, что работаю не в бюджетном, а частном учреждении могу рассчитывать только на 28 дней?

Я работаю методистом в муниципальном казенном учреждении по обеспечению деятельности управления образования и ООО. Образовательную деятельность учреждение не ведет., значит педагогом я не являюсь. А какова продолжительность рабочей недели?

Можно ли назвать онлайн курсы Академией? И если в будущем я буду регистрировать ООО и получать лицензию на образовательную деятельность, проводить повышение квалификации, не будет ли проблем с получением лицензии из-за нашего названия «Академия», или же лучше назваться «Школой» в таком случае? Как посоветуете? Но хочется назваться Онлайн-Академия.

Я открыла ООО автошкола но лицензию на образовательную деятельность пока не получила, вопрос у нас закрывается автошкола мне ее предлагают купить их лицензию на образовательные услуги как мне правильно переоформить на себя.

Являемся ООО, имеем лицензию на осуществление образовательной деятельности. Можем ли мы, используя формулировку «оказание услуг в форме разовых занятий, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании» и выдачей сертификатов (вместо утвержденных документов) вести направления по неутвержденным программам?

Наша компания (ООО) занимается разработкой программного обеспечения, является участником инновационного центра Сколково. Мы хотим в целях привлечения внимания к нашим продуктам начать проводить обучающие курсы для компаний по технологиям, которые используем. Курсы будем разрабатывать сами, проводить их будут сотрудники компании. Является ли это образовательной деятельностью, нужна ли для нее лицензия и, если да, то как ее получить, учитывая статус участника Сколково? Спасибо.

Источник:
http://www.9111.ru/%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BE%D0%BE%D0%BE/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%BE%D0%BE%D0%BE/

Лицензия на образовательную деятельность: нужна ли она языковым школам и детским центрам?

Справочная / Бизнес‑будни

Лицензия на образовательную деятельность: нужна ли она языковым школам и детским центрам?

На образовательную деятельность нужно получать лицензию. Обычные школы и вузы не сомневаются в её необходимости. Для частных компаний, например, языковых школ и детских секций, ситуация не так очевидна. Считаются ли тренировки и нешкольные занятия образованием? Если да, какие есть исключения?

Что такое образовательная деятельность

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором.

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

предмет, объем и режим обучения;

преподаватели и условия обучения;

способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

1. Является ли деятельность фактически образовательной.

2. Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Когда лицензия точно не нужна: исключения

Освобождены от получения лицензии:

1. Физические лица. Они не могут заниматься образовательной деятельностью по ст. 21 Закона об образовании. Для этого нужен статус ИП или юридического лица. Им можно только заниматься репетиторством, давать частные уроки (например, музыки, рисования), вести тренинги.

2. Индивидуальные предприниматели, которые лично ведут обучение и не привлекают других педагогов. Например, если вы лично ведёте онлайн-курс по фотографии, лицензия не нужна в любом случае. Даже если это годовая программа обучения с выдачей сертификата в конце.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Спорные ситуации из судебной практики

Когда Рособрнадзор находит нарушение, компанию наказывают по 14.1 КоАП. ИП штрафуют на 4-5 тыс. ₽, ООО — на 40-50 тыс. ₽. Затем инспекторы приходят второй раз, чтобы проверить исправления. Значит, компании заодно придётся обязательно получить лицензию и соответствовать лицензионным требованиям. А это довольно сложно и дорого, а некоторые помещения вообще нельзя адаптировать под требования санпинов.

Поэтому предприниматели обращаются в суд и пытаются доказать, что они не занимаются образовательной деятельностью. Судебная практика очень неоднозначна, особенно на уровне районных судов.

Покажем на двух примерах:

1. Дело № А56-25488/2013. Учебный центр по инициативе прокуратуры привлекался к административной ответственности за образовательную деятельность без лицензии. Центр обучал иностранным языкам, компьютерной грамотности и другим предметам. Курсы носили платный характер. Знания учеников не проверялись, документ об образовании не выдавался. Суд пришёл к выводу, что всех признаков образовательной деятельности нет, а есть только её отдельные характеристики. Ответственности центр избежал.

2. Дело № 310-АД17-3729. Дошло до Верховного суда, более свежее и показательное. Ответчик — учебный центр, который занимался подготовкой судоводителей маломерных судов. Ситуация схожая: платные курсы без итоговой аттестации и выдачи свидетельства. Но в данном случае Верховный суд сделал вывод о том, что невыдача свидетельств об окончании программы не мешает считать деятельность образовательной.

Напомним, что суды ориентируются на Верховный суд, но не всегда принимают аналогичные решения. Есть шанс, что языковая школа или детский центр получат решение, как в первом случае, — и им не придётся платить штраф и возиться с лицензией.

Как подстраховаться от претензий

1. Не указывать образовательную деятельность в кодах ОКВЭД, уставных документах, на сайте, в рекламе и т.д.

2. Позиционировать деятельность как информационную, консультативную, развлекательную — это типичные варианты.

3. Отказаться от использования «образовательной» и «обучающей» терминологии. Хорошо подходят «семинары», «вебинары», «лекции», «мастер-классы» и т.п. Вместо «обучался» — «участвовал», «прослушал».

4. Не заявлять о возможности повышения профессионального уровня, получении новой квалификации, новой профессии и т.п. Не должно быть этого и в документации.

5. Не использовать систему тестов, оценок для проверки знаний, тем более как основание для выдачи итогового документа. Если есть «домашки» — только добровольные, ни к чему не обязывающие, без оценок.

6. В сертификатах, дипломах, свидетельствах, если они предусмотрены, достаточно отразить факт прохождения (участия, прослушивания) определённой программы (семинара, лекции, тематического курса). Под запретом — указание на повышение профессионального уровня (получение нового) и возможность работы по специальности.

Чем меньше реальная деятельность похожа на образовательную, тем меньше риск штрафа за отсутствие лицензии.

Источник:
http://e-kontur.ru/enquiry/1518/licenziya-na-obrazovatelnuyu-deyatelnost

ООО и образовательная деятельность + лицензия

Добрый день! Очень надеюсь на квалифицированный ответ, потому что совсем запуталась.

Я директор ООО, мы зарегистрированы в 2006 году, основной ОКВЭД — 80.42 — Образование для взрослых и другие виды образования, и это так и есть.

В связи с изменением законодательства встал вопрос о получении лицензии на образовательную деятельность.

При подготовке документов начали всплывать странные вещи — что по закону об образовании мы, якобы, не должны быть ООО, либо не должны иметь образование в основном оквэде. Полезла искать в интернете — полно ООО с такими оквэдами и лицензиями. Какими аргументами мне нужно запастись при дальнейших разговорах с чиновниками?

Или такая аргументация — если у нас образовательный оквэд, значит, мы образовательная организация (а по тексту закона такие организации явно прописаны как некоммерческие) и должны еще и пожарников пройти. Честно говоря, фирма очень небольшая у нас, в штате всего 1-2 человека, и дополнительные эти справки просто непосильными кажутся.

Мы УЖЕ зарегистрированы как ООО с таким оквэдом. Имеет ли закон обратную силу? Как мы можем считаться образовательной организацией (я так понимаю, к ним вообще другие требования), будучи ООО? Как и возможно ли аргументированно отбиться от пожарников?

Читайте также  Расчет чистых активов (формула)

Очень надеюсь на ваши советы.

Здравствуйте Мария Яворская.

что по закону об образовании мы, якобы, не должны быть ООО, либо не должны иметь образование в основном оквэде.

Это кто такое говорить? Неверно Образовательной деятельности могут заниматься и Юридические лица (ООО) и ИП и образовательная организация(муниципальная, государственная и частная) Вам не нужно поменять ОКВЭД старый на новый Налоговая инспекция автоматически заменяет старые коды, внесенные до 11.07.2016 в ЕГРЮЛ, на новые

Образование дополнительное детей и взрослых

Но Вам нужно получить лицензию в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление образовательной деятельности:

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации,организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Зафар, здравствуйте, спасибо за Ваш ответ.

Говорит так посредник между фирмой и минобром. Она утверждает, что наличие такого оквэда как основного автоматически делает нас образовательной организацией, а они должны быть некоммерческими.

То есть получается, законодатель своим «творчеством» поставил меня просто вне закона. И что мне делать? Я не хочу становиться АНО и не могу организовать пока другого вида деятельности, который приносил бы мне больше денег, чем мои семинары и интенсивы.

С другой стороны, я нашла фирмы, которые, будучи в моей ситуации, получили лицензию. Например, вот такие:

ООО «ШКОЛА ЗНАНИЙ»

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

18.03.2016 Представление лицензирующим органом сведений о предоставлении лицензии

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

85.42.9 Деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки

01.06.2017 Представление лицензирующим органом сведений о предоставлении лицензии

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБРАЗОВАНИЕ АЙТИ»

85.41 образование дополнительное детей и взрослых

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБРАЗОВАНИЕ 9.0»

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

То есть они существуют, и лицензию получить можно. Какими аргументами мне стоит вооружиться при дальнейших разговорах с чиновниками? Лицензию я как раз пытаюсь сейчас получить, только вот встал вопрос, который и является предметом обсуждения. И плюс пожарка еще, хотя мы не являемся образовательной организацией, потому что ооо.

Очень надеюсь, что Вы мне поможете что-то придумать. Спасибо!

Говорит так посредник между фирмой и минобром. Она утверждает, что наличие такого оквэда как основного автоматически делает нас образовательной организацией, а они должны быть некоммерческими.

Да Все Правильно, и коллега Ильясов Элдар точно ответил согласен с ним.

Да не внимательно с моей стороны, это ОКВЭД у Вас я указал выше

85.41 Образование дополнительное детей и взрослых

Адвокатский кабинет №708

не должен быть основным

в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»

1. К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

5. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.
6. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

И Вам нужно создать структурное подразделение и разработать положения для него, отдельно от Устава ООО

Тут Важно чтобы Ваше ООО осуществляющая обучение по дополнительным образовательным программам, имело основной вид деятельности, не относящийся к сфере образования, а образовательные услуги оказывало в качестве дополнительного вида деятельности по дополнительным образовательным программам .

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Консультация юриста бесплатно

Мария, добрый вечер!

При подготовке документов начали всплывать странные вещи — что по закону об образовании мы, якобы, не должны быть ООО, либо не должны иметь образование в основном оквэде. Полезла искать в интернете — полно ООО с такими оквэдами и лицензиями. Какими аргументами мне нужно запастись при дальнейших разговорах с чиновниками?

Ну на самом деле Вам правильно все говорят. Поясню почему. Обратимся к терминологии из ФЗ «Об образовании в РФ»:

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

17) образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ;
18) образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; 19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

То есть в законе как раз сказано то, о чем Вы написали. Если у Вас организации (юр. лицо), то для осуществления образовательной деятельности она должна быть либо создана в форме некоммерческой организации либо в форме коммерческой организации, но тогда образовательная деятельность будет для данной организации дополнительным видом деятельности (законом такие организации именуются организациями, осуществляющими обучение).

Вот еще одна статья (точнее выдержка из статьи) из того же закона:

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Таким образом, если Вы планируете вести образовательную деятельность по реализации образовательных программ и получать соответствующую лицензию, Вам надо подстраиваться под требования закона. то есть либо создавать некоммерческую организацию либо действовать, как ООО, но при этом вести параллельно иной основной вид деятельности.

Смысл всего этого каламбура в том, что образовательная деятельность не должна с точки зрения законодателя иметь своей основной целью извлечение прибыли. А именно для целей извлечения прибыли создаются коммерческие организации.

Если не подстроитесь под требования закона, то лицензию попросту не получите.

Как мы можем считаться образовательной организацией (я так понимаю, к ним вообще другие требования), будучи ООО?

В нынешнем виде никак не можете. Вы не являетесь сейчас образовательной организацией (с точки зрения закона). Выше я все разъяснил. С уважением!

Источник:
http://pravoved.ru/question/1813635/

Выбор формы бизнеса для образовательной деятельности (1 часть)

Какую форму бизнеса ООО, ИП, или НКО выбрать при осуществлении образовательных услуг для вашей организации? Универсального варианта нет, все зависит от того будет ли это дополнительное образование или общее образование согласно уровням.

Прежде всего, отметим, что понятие образование дано в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту — Закон № 273-ФЗ). Согласно п. 1 ст. 2 Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства А образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ.

В Федеральном законе об образовании названо три организационно-правовых формы, которые могут осуществляющие образовательную деятельность:

1. Организации осуществляющие образовательную деятельность;

2. Организации, осуществляющие обучение.

Теперь рассмотрим, чем различаются, и какой выбрать в зависимости от цели?

1. Образовательные организации — это некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2. Организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2)

Индивидуальные предприниматели , осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).

Каждый предприниматель перед началом деятельности задается вопросом, а какой вид деятельности выбрать именно для начала деятельности?

? Если вы планируете вести образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, и открываете, например, частную школу, то такую деятельность может вести только некоммерческая организация (к примеру, АНО).

Читайте также  Может ли ООО быть без директора?

Для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности. К примеру, вы решили открыть центр по подготовке к экзаменам, обучение языкам, такую деятельность могут вести как ООО так Индивидуальные предприниматели.

Одним из самых частых вопросов при открытии организации осуществляющих обучение в качестве дополнительного образования, является вопрос, нужно ли получать лицензию для такой деятельности?

Отметим сразу, что получение лицензии на образовательную деятельность не требуется в следующих случаях:

Если ИП собирается самостоятельно осуществлять обучение (без найма других преподавателей), то ему лицензия не нужна. Это актуально для небольших образовательных центров, в штате которых могут быть администратор, вахтер и прочие сотрудники, не осуществляющие образовательную деятельность.

Вторым исключением является разовые семинары и тренинги.

Для всех остальных лицензирование образовательной деятельности является обязательным и осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966.

Данные правила лицензирования распространяются на образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также на индивидуальных предпринимателей за исключением двух ранее названых случаев.

Рассмотрим налогообложение при открытии организации, осуществляющих образовательную деятельность:

ООО могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Традиционная общая система налогообложения подразумевает уплату налога на прибыль, НДС, прочих налогов (при наличии объектов налогообложения). Коммерческие организации, также как и НКО, вправе применять ставку 0 процентов по налогу на прибыль при выполнении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

Применение 0 ставки возможно только в части видов образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. № 917. ООО являются плательщиками НДС. Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ).

Рассматривая льготу по НДС при ведении бизнеса в форме НКО, некоммерческие организации вправе воспользоваться льготой в части ведения образовательной деятельности (подпункта14 пункта 2 статьи 149 НК РФ).

ООО и АО, а также унитарные предприятия являются коммерческим организациями, то есть к некоммерческим не относятся (п.1, 4 ст. 66, п.1 ст.113 ГК РФ), а значит применять льготу по НДС при оказании образовательных услуг они не могут (данная позиция высказана в Письме Минфина РФ от 22.05.2014 г. № 03-07- 14/24318).

ООО представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке.

НКО же представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке.

Годовая бухгалтерская отчетность учреждения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах.

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать НКО. ИП в части оказания образовательных услуг может применять УСН, общую и патентную систему налогообложения.

Например, по патенту ИП может осуществлять деятельность «Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству» (ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых»).

ИП, независимо от наличия работников и выбранной системы налогообложения, обязаны перечислять страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за «себя».

Смотрите материал, подготовленный юрисконсультом «РосКо — Консалтинг и аудит» Валерием Ивановым

Источник:
http://www.klerk.ru/blogs/rosco/495586/

В настоящее время, увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и часто можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.

В настоящее время увеличивается спрос на открытие образовательных учреждений и часто можно спорить о том, кто из юридических лиц в гражданском обороте может заниматься образовательной деятельностью и осуществлять обучение по тем или иным дисциплинам в образовательных учреждениях.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и нормами международного права. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права. Статья 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает четкие критерии системы образования в Российской Федерации. Система образования представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов, органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций, объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

Данное положение закона в принципе говорит, о том что образовательной деятельностью могут заниматься все организационно-правовые формы, которые предусматривает Гражданский кодекс Российской Федерации. В тоже время, можно увидеть определенное противоречие данному положению в существующем на сегодняшний момент законодательстве. Пункт 1. статьи 11.1. Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», говорит нам о том, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Гражданский кодекс РФ дает четкое определение понятия некоммерческой организации, в том числе и ее форм. Пункт 1 статьи 50 ГК РФ, говорит о том, что некоммерческими организациями являются организации, не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Пункт 3 этой же статьи говорит о том, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иным действующим законодательством. Пункт 2 статьи 2 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет направление деятельности и цели для которых может быть создана некоммерческая организация. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

В соответствии с данным положением закона для осуществления образовательной деятельности можно использовать любую из форм некоммерческой организации и проблем при государственной регистрации этого юридического лица возникнуть не должно, хотя на практике можно столкнуться с интересными казусами, о них более подробно чуть позже. Соответственно, на основании вышеизложенного, вопрос может возникнуть о правильности выбора организационно-правовой формы юридического лица, которое планирует осуществлять образовательную деятельность.

При более подробном изучении всех видов организационно-правовых форм некоммерческих организаций можно точно выделить три формы, которые оптимально подходят для государственной регистрации образовательной организации:

1. ФОНД. Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (Статья 7 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

2. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (Статья 10 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

3. ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (Статья 9 ФЗ от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Статья 12 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» вводит новое понятие, не встречающееся ранее в законодательстве, это ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом.

Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)). Федеральное государственное образовательное учреждение — образовательное учреждение, находящееся в федеральной собственности и финансируемое за счет средств федерального бюджета.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Читая данную статью, можно сделать вывод о том, что законодатель объединяет все организационно-правовые формы, которые могут заниматься образовательной деятельностью в единое понятие ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ. Главная особенность этого образовательного учреждения, это осуществление образовательного процесса. Понятие образовательного процесса законодатель при этом в законе четко не раскрывает, а делает ссылку на то, что это есть реализация одной или несколько образовательных программ. Статья 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» дает нам четкое понятие и различные виды образовательных программ. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные).

Читайте также  Ликвидация ООО по инициативе налоговой: причины, условия, порядок

В целом, проблемы с образовательными учреждениями, которые реализуют общеобразовательные программы встречаются очень редко, куда сложнее четко квалифицировать образовательные программы дополнительно профессионального образования.

В настоящее время, большое развитие получили различные курсы, индивидуальное профессиональное обучение. Яркий пример, обучение вождению автотранспортных средств. Сегодня, автошколы открываются в различных организационно-правовых формах, но чаще всего в коммерческих, что в целом вообще противоречит Закону РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», потому что не в одной из статей этого закона не говорится об организационно-правовых формах коммерческих организации. При этом они прекрасно проходят государственную регистрацию в налоговых органах, получают образовательную лицензию в Министерстве образования Российской Федерации, а также в иных государственных органах управления образованием субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, наделенных в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями, что уже является нарушением и не соблюдением норм действующего законодательства.

Положение о лицензировании образовательной деятельности, разработанное в соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» и ФЗ от 22 августа 1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций.

В соответствии с данным Положение, не подлежит лицензированию:

а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;

б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

Все иные виды образовательной деятельности обязаны данную деятельность лицензировать, а именно:

а) образовательных учреждений высшего профессионального образования по всем реализуемым ими образовательным программам (за исключением общеобразовательных программ);

б) военных образовательных учреждений профессионального образования, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрена военная служба;

в) образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

г) научных организаций по программам послевузовского профессионального образования;

д) общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, суворовских военных училищ, военно-музыкальных училищ, нахимовских военно-морских училищ, кадетских (морских кадетских, музыкальных кадетских) корпусов и школ (школ-интернатов);

е) образовательных учреждений дополнительного образования детей и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти.

В вышеуказанном примере, деятельность автошкол подпадает под лицензируемые виды деятельности и относится к образовательным учреждениям дополнительного профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, но как они получают лицензию, регистрируя юридическое лицо в организационно- правовой форме одной из видов коммерческой организации до сих пор остается загадкой.

На сегодняшний момент возникает очень много вопросов у граждан и представителей юридических лиц, имеющих желание заниматься образовательной деятельностью и зарегистрировать образовательное учреждение. В этом году Закон РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» снова ждут коренные изменения. Но надеемся, что с новыми изменениями решаться коллизии, которые возникают повседневно на сегодняшний день в действующем законодательстве при государственной регистрации образовательных учреждений и данная информация поможет вам лучше разобраться в выборе организационно-правовой формы образовательного учреждения.

Источник:
http://www.e-registr.ru/pub_detail.php?ID=352

Образовательные услуги без лицензии

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Допустимо ли осуществление образовательной деятельности в отсутствие лицензии? Какие виды образовательных услуг не подлежат лицензированию?

В силу п.40 п.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Закон №99-ФЗ) лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Образование представляет собой единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства. Образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ (ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Образовательная деятельность лицензируется в порядке, определенном Положением о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966 (далее по тексту — Положение).

Осуществление образовательных услуг без лицензии

А в каких случаях возможно осуществление образовательных услуг без лицензии?

Положением предусмотрен перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ.

В Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы. Данный перечень включает в себя реализацию:

основной общеобразовательной программы дошкольного, начального, основного, среднего общего образования;

основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также программы подготовки специалистов среднего звена;

основной профессиональной образовательной программы высшего образования;

основной программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих,

программы повышения квалификации рабочих, служащих;

дополнительных общеобразовательных программ — дополнительных общеразвивающих, предпрофессиональных программ, а также программ повышения квалификации;

дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки.

А поэтому если компания оказывает данные услуги (например, реализация дополнительных образовательных программ повышения квалификации) без специального разрешения, то привлечение к административной ответственности по п.2 ст.14.1 КоАП РФ правомерно (Постановление АС Дальневосточного округа от 03.06.2015 г. №Ф03-1863/2015).

Важно!

Приведенный Перечень является исчерпывающим. Практически это означает, что не входящие в данный Перечень образовательные услуги лицензированию не подлежат. Например, деятельность в форме разовых лекций, консультаций, тренингов, выставок, конференций, мастер-классов, семинаров, вебинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании.

Таким образом, вывод о том, подлежат или нет оказываемые услуги лицензированию, необходимо делать на основании перечня.

Осуществляя деятельность, не являющуюся образовательной без лицензии на законных основаниях, налогоплательщики могут столкнуться с налоговыми проблемами в части обоснованности применения льготы НДС. Так, в одном из арбитражных споров налогоплательщику при осуществлении основного вида деятельности — дошкольное образование (предшествующее начальному общему образованию) (ОВВЭД 80.10.1) было отказано в применении льготы в части НДС (ст.149 НК РФ). Однако, суд со ссылкой на правовую позицию, изложенную в постановлении ВАС РФ от 28.10.2010 г. №7334/10 отметил, что деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях, не являющихся образовательными, не отнесена Законом №99-ФЗ к видам деятельности, подлежащим лицензированию. Поэтому отсутствие лицензии на осуществление образовательной деятельности не может служить основанием к отказу учреждению в праве на льготу по НДС (Постановление АС Уральского округа от 03.02.2015 г. №Ф09-9649/14).

Однако в том случае, когда лицензия необходима (например, НКО осуществляла социальную адаптацию детей, имеющих общие нарушения зрения, речи и слуха путем обучения прикладному искусству, творческой деятельности) и в нарушении п.4 ст.52 ГК РФ в уставе НКО осуществление образовательной деятельности в качестве цели не указано, суд может принять решение о ликвидации организации (Апелляционное определение ВС РФ от 14.10.2015 г. №23-АПГ15-1).

Кроме того, осуществление образовательной деятельности без лицензии приводит к административной и уголовной ответственности. Административная ответственность установлена п.2 ст.14.1 КоАП РФ и предусматривает штрафы для граждан от 2 тыс. до 2 тыс. пятисот рублей, на юридических лиц — от 40 тыс. до 50 тыс. рублей и на должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс. рублей.

Уголовная ответственность может наступить в случае, если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. В этом случае взимается штраф в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев (п.1 ст.171 УК РФ).

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a52/881636.html