Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год

28 . 09.11 Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год

Елена Перевозчикова
Эксперт журнала

Минфин РФ опубликовал окончательный вариант Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

Основные направления налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее — Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
Основные направления налоговой политики:
• позволяют определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать экономической стабильности и определенности на территории нашей страны;
• являются основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями, что способствует прогнозируемости налоговой политики государства.

Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе, услуги социального характера.

Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. В данном направлении планируется:
• снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В качестве временной меры на период 2012 — 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10 процентов;
• совершенствование амортизационной политики. В этой связи предполагается уточнить классификацию основных средств с учетом разработки и введения новых версий ОКОФ и ОКПД;
• совершенствование мер налоговой поддержки лиц, имеющих детей.

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
• оптимизация налоговых льгот. Так будет проведена работа по уточнению перечня доходов, освобождаемых от обложения НДФЛ;
• анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов.

3. В части налогообложения акцизами в плановом периоде периодическая индексация ставок акциза будет осуществляться с учетом реально складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.

4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями. В связи с созданием в РФ Международного финансового центра целесообразно принять ряд решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов.

5. Налог прибыль организаций:
• В частности, предполагается законодательно закрепить порядок признания дохода от реализации имущества, подлежащего государственной регистрации, в налоговом учете на более раннюю из следующих дат:
— дата передачи по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества;
— дата реализации недвижимого имущества;
• планируется уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли.

6. Налогообложение природных ресурсов:
• продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного;
• будут подготовлены предложения о внесении изменений в главу 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» НК РФ в части уточнения порядка налогообложения НДПИ лечебных грязей;
• будут подготовлены предложения об установлении специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.);
• планируется проработать вопрос установления ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов:
• с 2012 года будет введена в действие новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения» НК РФ;
• предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в ЕНВД для отдельных видов деятельности;
• с 1 января 2014 года система налогообложения в ЕНВД для отдельных видов деятельности отменяется.

8. Введение налога на недвижимость.

9. Налоговое администрирование:
• внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов;
• совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания налогов и сборов;
• разработка мер противодействия использованию международных налоговых соглашений в неблаговидных целях;
• разработка налоговых стимулов для перехода организаций из оффшорных зон в юрисдикцию РФ.

Источник:
http://www.pravcons.ru/publ28-09-2011-4.php

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Предусматривается совершенствование патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога).

Указанным законопроектом предусматривается постепенный отказ от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и развитие патентной системы налогообложения.

Налоговое администрирование

С 2 сентября 2010 года вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования», подготовленный Правительством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования порядка учета организаций и физических лиц в налоговых органах, порядка предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, инвестиционного налогового кредита, порядка списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, мер ответственности за налоговые правонарушения, а также иных вопросов налогового администрирования.

Например, с 2 сентября 2010 года отменена обязанность организаций сообщать в налоговые органы о создании филиалов и представительств. Постановка на учет организации по месту их нахождения производится на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Постановка на учет (снятие с учета) организаций по месту нахождения иных обособленных подразделений производится на основании сообщений налогоплательщика об их создании и прекращении деятельности соответственно (исключена процедура подачи заявления о постановке на учет (снятии с учета)).

Введен запрет повторного истребования документов в рамках процедуры истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов.

Отменены расчеты по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам.

Статьей 59 Кодекса установлен конкретный перечень оснований признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В качестве основания признания задолженности безнадежной установлены случаи принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания (вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам).

Читайте также  Ликвидация ООО по инициативе налоговой: причины, условия, порядок

Одновременно уточнены составы налоговых правонарушений и в ряде случаев увеличены размеры санкций за указанные правонарушения.

Принят Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения». Новое законодательное регулирование налогового контроля за трансфертным ценообразованием направлено, с одной стороны, на эффективное противодействие использованию трансфертных цен в сделках между организациями, осуществляющими свою деятельность в юрисдикциях с различными налоговыми режимами, в целях уклонения от налогообложения. С другой стороны, не должно создавать препятствий для деятельности добросовестных налогоплательщиков на территории Российской Федерации, в том числе крупных холдинговых компаний.

Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», внесенный Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 октября 2010 года в первом чтении.

Источник:
http://allrefrs.ru/3-47375.html

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов

Отмена единого социального налога

С 1 января 2010 года в России единый социальный налог заменили страховыми взносами, то есть произошел окончательный переход пенсионной системы на страховые принципы. Функции по их администрированию перешли к Пенсионному фонду и Фонду социального страхования. Соответственно, нововведения коснулись прежде всего страхователей: отменена декларация, поменялась система начисления страховых взносов, сроки и формы отчетности, порядок проверок предприятий и т.д. По всем вопросам изменений работодатели могли проконсультироваться по телефонам специально организованной Отделением ПФР «горячей линии». Ниже мы приводим ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

01 января 2010 года вступают в силу Федеральные законы № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерация, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Принятые законы позволяют начать полноценную реализацию принципов социального страхования. Особое значение это приобретает в сложившихся экономических условиях, так как позволяет более четко и адресно проводить в жизнь социальную политику государства. Для работающих граждан это важно тем, что создает прямую зависимость величины заработка, с которого уплачиваются страховые взносы и размера получаемых пособий, для работодателей — тем, что устанавливаются единые правила уплаты страховых взносов, для Фонда социального страхования РФ -тем, что упорядочивает систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению за счет средств Фонда и пособия, выплачиваемые за счет других источников, прежде всего, за счет средств федерального бюджета. С 2010 года не просто отменяется ЕСН, и вместо него вводятся страховые взносы. Система обязательного социального страхования переходит по-настоящему на страховые принципы. Во-первых, теперь законодательно четко определены страховые случаи, по которым будет осуществляться возмещение работнику утраченного заработка. За счет страховых взносов, отчисляемых работодателями за своих работников в Фонд, будут выплачиваться пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и в случае смерти. Во-вторых, размер выплаты теперь зависит от суммы страхуемого заработка работника, т. е. устанавливается взаимосвязь между суммой выплаты работнику пособия и суммой уплаченного за него страхового взноса.

Источник:
http://zdamsam.ru/a47301.html

Специальные налоговые режимы

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.
Читайте также  Как закрыть ИП или ООО самостоятельно через «Госуслуги»

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Источник:
http://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/specialnye-nalogovye-rezhimy.html

Направления реформирования налогообложения в рамках специальных налоговых режимов, планируемые к реализации в 2010-2012 гг

В рамках проведения налоговой политики в среднесрочной перспективе необходимо обеспечить такое положение, при котором с учетом того обстоятельства, что специальные налоговые режимы – это исключение из общего режима налогообложения, не будет расширена область их применения.

В целях придания специальным налоговым режимам более целевого, стимулирующего характера следует усовершенствовать критерии, дающие право субъектам предпринимательской деятельности применять специальные налоговые режимы, а также уточнить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут применяться. Применение таких налоговых режимов должно стать возможным исключительно представителями малого предпринимательства.

1. В целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях экономического кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы, предлагается повысить, начиная с 2010 г. сроком на 3 года, порог предельной величины доходов, позволяющей организации (индивидуальному предпринимателю) применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. руб. в год. Соответственно, с 2010 г. право перейти на упрощенную систему налогообложения получат организации, чьи доходы по итогам 9 месяцев 2009 г. не превысили 45 млн. руб. Вместе с тем, учитывая существенное повышение указанной величины по сравнению с действующим значением, из Налогового Кодекса будут исключены нормы о ежегодном увеличении предельного значения доходов с применением коэффициентов-дефляторов, учитывающих изменение потребительских цен в предыдущие годы. Одновременно законодательство о налогах и сборах будет предусматривать положения, предотвращающие злоупотребления использованием упрощенной системы налогообложения путем дробления бизнеса, создания компаний-сателлитов и прочих способов для целей получения необоснованной налоговой выгоды.

2. Продолжится работа по регламентированию применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. В частности, будут расширены права субъектов Российской Федерации по определению потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, используемого для определения годовой стоимости патента. Кроме того, будут устранены внутренние противоречия между положениями статьи 346.25.1 НК РФ, регулирующими порядок применения упрощенной системы налогообложения на основе патента.

3. Будет продолжена работа по уточнению перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога. Применение данного налогового режима будет ограничено сферой предпринимательской деятельности, относящейся к микробизнесу.

4. Для повышения объективности установления размеров единого налога на вмененный доход будет разработан порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым указанным налогом, который должен основываться на системе отраслевых исследований базовой доходности, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Результаты этих исследований должны стать основой для внесения изменений в установленные Кодексом максимальные размеры базовой доходности, что должно производится систематически, один раз в три года. При введении данного порядка корректировки базовой доходности будет отменено применение устанавливаемого на каждый календарный год корректирующего коэффициента базовой доходности К1, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Источник:
http://studopedia.ru/2_9245_napravleniya-reformirovaniya-nalogooblozheniya-v-ramkah-spetsialnih-nalogovih-rezhimov-planiruemie-k-realizatsii-v—gg.html

Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима

Дата публикации: 03.10.2019 2019-10-03

Статья просмотрена: 646 раз

Библиографическое описание:

Стукашова, С. А. Понятие и сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима / С. А. Стукашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/278/62738/ (дата обращения: 27.09.2020).

В статье раскрывается понятие и сущность упрощенной системы налогообложения в аспекте современной правовой действительности, кратко освещены история становления УСН, проанализированы последствия введения УСН, упрощенная система налогообложения рассмотрена как специальный налоговой режим, также освещены основные положения УСН.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, специальный налоговый режим, единый налог, средняя численность работников, налог, доходы, расходы, общество с ограниченной ответственностью, налоговая нагрузка, объект налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (далее — УСН) была создана как альтернатива общепринятой системе налогообложения, которая отличается большим количеством различных налогов и сложностью их расчета. Целью установления УСН стало упрощение системы исчисления налогов для средних и малых предприятий, которые являются важнейшим элементом рыночной экономики.

Сущность упрощенной системы налогообложения состоит в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, который сделали выбор в пользу данного специального налогового режима, заменяется уплатой единого налога, который исчисляется в определенном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Предпосылки для формирования данного налогового режима начали формироваться еще в 80-х годах XX века. В 1995 году был принят закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» [8], которым впервые были установлены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства и введен специальный налоговой режим «упрощенная система налогообложения». В 2003 году развитие УСН в России перешло на новый этап: была принята новая глава НК РФ 26.2 «Упрощённая система налогообложения», которая, по сути, изменила ранее действующую упрощённую систему налогообложения, учета и отчетности, для субъектов малого предпринимательства.

Организациями и индивидуальными предпринимателями УСН применяется в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ наряду с иными режимами налогообложения. Она может применяться всеми субъектами экономической деятельности, которые соответствуют установленным в законе критериям, за исключением некоторых категорий налогоплательщиков, установленных в ст. 346.12 НК РФ. Кроме того, важным свойством УСН является то, что она может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями одновременно с иными режимами налогообложения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 346.11 НК РФ).

Читайте также  Управленческий учет: определение, цели, пользователи

Необходимо отметить, что на сегодняшний день, упрощенная система налогообложения как специальный налоговый режим, созданный для улучшения положения субъектов малого и среднего предпринимательства, претерпела существенные изменения: c момента принятия глава 26.2 НК РФ, в ходе различных экономических преобразований в стране, она существенно изменила своё содержание. Обусловлено подобное положение дел, прежде всего, экономически факторами и влиянием мирового сообщества: нестабильностью курса иностранной валюты, мировыми финансовыми кризисами и др. На настоящий момент малый бизнес продолжает сталкиваться с рядом проблем, препятствующих увеличению его доли в ВВП России (в России данный показатель составляет 20 %, в то время как в развитых европейских странах от может варьироваться от 50 до 80 %).

При этом, как показывает практика последних лет, введение упрощенной системы налогообложения оказало положительное влияние на развитие малого бизнеса, так как произошел существенный рост количества зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей [4, с. 934].

По данным Федеральной службы государственной статистики (далее — Росстат), общее количество зарегистрированных предприятий возросло с 4149,8 тыс. ед. в 2004 г. до 4886 тыс. ед. в 2012 г. (или на 17,74 %), в том числе количество малых предприятий увеличилось с 953,1 тыс. ед. до 2033 тыс. ед. (или на 113,3 %) [6, с. 86]. Общее количество записей о регистрации юридических лиц, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 01.01.2019 г. по Российской Федерации, составило 114 542 253 единиц; общее количество записей о регистрации юридических лиц, внесенных в ЕГРЮЛ в период с 01.01.2018 по 01.01.2019 г. — 8 153 848 единиц [5].

Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства представляет собой специальный налоговый режимом. Из теории права следует, что специальный налоговый режим или разновидность особенного «правового режима». Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для определенных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, и обязательно включает в себя единый налог, как основной элемент [7, с. 153].

Следует выделить следующие признаки специальных налоговых режимов:

– применяются только отдельными категориями налогоплательщиков, которые чётко определены законодателем;

– основаны на предоставлении определенных преимуществ по сравнению с иными режимами налогообложения, в рамках которых осуществляется уплата налогов и сборов в общем порядке, в целях упрощения ведения бухгалтерского учета и снижения налогового бремени;

– применение предполагает, как освобождение от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов, так и особый порядок определения элементов налогообложения по основным налогам в целях снижения налогового бремени.

Рассмотрим основные положения упрощенной системы налогообложения:

1) Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты ряда налогов, единым налогом. Так, организации освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

2) Ограничение по численности работников, применяющих упрощённую систему налогообложения, составляет 100 человек. Отметим, что на практике вопрос определения средней численности работников не разрешён однозначно. При этом, Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» [2] регламентируется порядок определения средней численности работников, который возможно применять и в данном случае.

3) Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы не превысили сумму, установленную законодателем.

4) Возможны два объекта налогообложения — доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком. Стоит отметить, что в соответствии со сложившейся судебной практикой, доход для целей упрощенного налогообложения возникает на дату зачисления денежных средств на расчетный счет налогоплательщика, а не в момент их отправки и списания со счёта контрагента [3].

5) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, подают одну налоговую декларацию в год по итогам налогового периода.

Следует выделить следующие преимущества упрощенной системы налогообложения:

1) Данный специальный налоговый режим вводится в действие Федеральным законом Российской Федерации и действует на территории всей страны вне зависимости от воли местного самоуправления. Таким образом, налогоплательщики всей страны находятся в равных условиях и ограничения, связанные с применением упрощенной системы налогообложения, местными органами власти невозможны.

2) Добровольность перехода на упрощенную систему налогообложения.

3) При переходе на упрощенную систему налогообложения значительно снижается налоговая нагрузка на субъект предпринимательства, посредством замены уплаты нескольких налогов одним — единым налогом: для организаций:

– налог на прибыль организаций,

– налог на добавленную стоимость (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствие с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ),

– налог на имущество организаций;

для индивидуальных предпринимателей:

– налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности),

– налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную границу РФ),

– налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

4) Налогоплательщик сам выбирает объект налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), за некоторым исключением.

5) Сравнительно небольшие ставки единого налога, что позволяет снизить налоговую нагрузку.

Подводя итог, стоит подчеркнуть, что применение УСН позволяет малому бизнесу законным способом провести оптимизацию налоговой нагрузки, упростить налоговый учёт. При этом, особенности данного налогового режима должны соответствовать реалиям времени, что позволит через налоговое регулирование стимулировать развитие малого бизнеса.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. № 148–149. 06.08.1998.

2. Приказ Росстата от 22.11.2017 № 772 (ред. от 29.12.2018) «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» // Правовая система «Консультант Плюс», 2019.

3. Постановление № Ф09–5536/17 по делу № А76–306/2017 от 04.10.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://ras.arbitr.ru/.

4. Кукреш К. В., Левкина Е. В. Основные направления совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 8–5. — С.933–936.

5. Официальный сайт налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 13.08.2019)

6. Падыганов А. В., Курочкина Н. В. Значение и сущность упрощённой системы налогообложения в Российской Федерации // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». — 2015. — № 6. — С. 82–88.

7. Смагина А. Ю. Особенности правового регулирования упрощённой системы налогообложения в РФ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 3 (8). — С. 150–156.

8. Федеральный закон от 29.12.1995 № 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001, с изм. от 19.06.2003) «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 15 (утратил силу).

Источник:
http://moluch.ru/archive/278/62738/