Бухгалтерская и налоговая отчетность общественных организаций

Бухгалтерская и налоговая отчетность общественных организаций

Какую отчетность должна представлять общественная организация, не ведущая никакой коммерческой деятельности?

Ответ на этот вопрос подготовлен Инспекцией ФНС России по г. Зеленогорску Красноярского края и опубликован в «Налоговых вестях Красноярского края» № 11, июнь 2012.

Бухгалтерский учет и статистическая отчетность в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Информация о деятельности некоммерческой организации представляется органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами организации.

Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» общественным организациям (объединениям), не осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), дано освобождение от обязанности представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Данные общественные организации только один раз в год по итогам отчетного года представляют бухгалтерскую отчетность в упрощенном составе:

1) бухгалтерский баланс;

2) отчет о прибылях и убытках;

3) отчет о целевом использовании полученных средств.

Обращаем ваше внимание, что с 01.01.2013 года будет действовать другой закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ.

При представлении некоммерческими организациями налоговой отчетности (деклараций) необходимо иметь в виду следующее.

Налог на прибыль . Согласно ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций признаются все российские организации.

Статьями 285, 286 и 289 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации.

Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, представляют декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. В состав этой декларации входят:

титульный лист декларации;

лист 02 «Расчет налога на прибыль организаций» (без приложений);

лист 14 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования».

НДС . Аналогичная ситуация по НДС (ст. ст. 143, 174 НК РФ). Поэтому по истечении налогового периода некоммерческая организация представляет декларацию по НДС. Титульный лист и раздел 1 заполняются в обязательном порядке. Заполнение других разделов и приложения к декларации зависит от наличия у организации операций, подлежащих отражению в этих разделах и приложении к декларации. Так, организация, осуществляющая за налоговый период только деятельность, операции по которой освобождены от налогообложения, помимо титульного листа и раздела 1 заполняет раздел 7.

Налог на имущество организаций . Некоммерческие организации, имеющие имущество, исчисляют и уплачивают налог на имущество организаций в том же порядке и сроки, что и коммерческие (ст. ст. 373, 386 НК РФ). Специальных правил для подачи налоговой декларации также не предусмотрено. При этом не имеет значения, ведет организация коммерческую деятельность или нет.

НДФЛ . Некоммерческая организация, которая является источником получения дохода для физического лица — плательщика НДФЛ, признается налоговым агентом. Следовательно, она исчисляет, удерживает у налогоплательщика и уплачивает сумму налога в бюджет. По итогам налогового периода налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета соответствующие сведения.

Транспортный налог . Плательщиками транспортного налога на основании ст. 357 НК РФ являются только лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. В соответствии со ст. 363 НК РФ, если организация имеет транспорт, то она обязана представлять налоговую декларацию в установленном порядке, независимо от того в какой деятельности транспортные средства используются.

Земельный налог . Некоммерческие организации, обладающие землей на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования, уплачивают земельный налог (ст. 388 НК РФ). Поэтому по итогам налогового периода они подают в налоговый орган налоговые декларации по месту нахождения земельного участка.

Кроме того, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, согласно п.3 ст.80 НК РФ, представляются всеми налогоплательщиками.

Таким образом, по действующему налоговому законодательству некоммерческие организации обязаны представлять налоговые декларации в налоговые органы по месту учета независимо от того, возникает ли у них объект налогообложения или нет.

Источник:
http://amnagency.ru/vopros-otvet/buhgalterskaya_i_nalogovaya_otchetnost_obwestvennyh_organizacij/

Особенности учета и отчетности общественного объединения

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту — Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

орган общественной самодеятельности;

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Важно!

Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

Важно!

При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Важно!

Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

— операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

— услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Источник:
http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a99/880858.html

Особенности учета и отчетности общественного объединения

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Читайте также  Открытие ИП для грузоперевозок: как работать, выбор налогового режима

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту — Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Источник:
http://rosco.su/press/osobennosti_ucheta_i_otchetnosti_obshchestvennogo_obedineniya/

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.

Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права

Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Тип НКО и порядок налогообложения

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные — финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Общие правила налогообложения НКО

Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.

Особые правила взимания налога на прибыль

Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:

  1. Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
  2. Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
    • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
    • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.

Специфика обложения некоммерческих структур НДС

Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Другие федеральные налоги для НКО

Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Читайте также  Форма М-17

Региональное налогообложение НКО

Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.

Налог на имущество

Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю

Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:

  • общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
  • уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
  • религиозные структуры.

К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.

Транспортный налог

Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.

Общий режим или УСН

НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:

Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).

ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.

Источник:
http://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nekommercheskih-organizacij/

Какую отчетность должны сдавать некоммерческие организации

Некоммерческие организации (далее – НКО), как и все организации, должны сдавать бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность, а также отчетность по страховым взносам. Есть и специальная отчетность для НКО – в территориальное отделение Минюста России.

Бухгалтерская отчетность некоммерческой организации

Бухгалтерскую отчетность НКО сдают по общим правилам раз в год, в стандартные сроки – в течение 90 календарных дней после завершения отчетного года. Исключения есть для некоммерческой организации – потребительских кооперативов. Они могут использовать упрощенные формы бухотчетности из приложения 5 к приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Быстро определить состав бухгалтерской отчетности для некоммерческой организации можно по таблице . О том, как заполнить формы бухотчетности, см. Какие документы сдавать в составе бухгалтерской отчетности .

Общие правила такие. Все НКО сдают:

Это указано в пункте 2 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Плюс к этому некоторые НКО сдают Отчет о финансовых результатах . Это нужно делать, когда:

  • НПО получила существенный доход от предпринимательской деятельности;
  • невозможно оценить финансовое положение НКО без показателя полученного дохода.

Во всех остальных случаях НКО отражает данные от предпринимательской деятельности в отчете о целевом использовании по строке «Прибыль от приносящей доход деятельности». Но если этого недостаточно, чтобы отразить финансовое положение НКО, сдайте отчет о финансовых результатах. Об этом говорится в информации Минфина России № ПЗ-10/2012.

Бухгалтерский баланс

НКО заполняют баланс по-особому (см. общую инструкцию по заполнению Бухгалтерского баланса). Некоторые разделы нужно переименовать. К примеру, Раздел III нужно назвать не «Капитал и резервы», а «Целевое финансирование». Ведь у некоммерческой организации нет цели получить прибыль. Вместо капитала и резервов НПО отражают остаток целевых поступлений. Строки баланса, которые НКО должны заменить в разделе III, названы в таблице ниже.

Такой порядок прописан в примечании 6 к Бухгалтерскому балансу и в примечании к приложению 4 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Отчет о движении денежных средств

Отчет о движении денежных средств НКО в состав бухгалтерской отчетности не включают. Это прямо прописано в пункте 85 положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Другие отчеты

Для фондов есть особенности. Они обязаны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (п. 2 ст. 7 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

Налоговая отчетность

Все НКО обязаны сдавать в налоговую инспекцию сведения о среднесписочной численности сотрудников. Делать это нужно, даже если сотрудников нет. Кроме того, все НКО обязаны сдавать справки по форме 2-НДФЛ на каждого сотрудника и расчет по форме 6-НДФЛ .

Подробнее на эту тему см.:

А в остальном состав налоговой отчетности в НКО зависит от налогового режима.

Налоговая отчетность: ОСНО

НКО на общем режиме сдают налоговую отчетность, обязательную для всех организаций .

Налог на прибыль

Сдавать декларацию по налогу на прибыль обязаны все НПО. Эта обязанность не зависит от того, есть облагаемые доходы или нет. Такой вывод следует из статьи 246 и пункта 1 статьи 289 Налогового кодекса РФ.

Для НКО, у которых нет прибыли, есть особенности. Они сдают декларацию только раз в год в упрощенном составе:

  • Титульный лист (лист 01);
  • Расчет налога на прибыль организаций (лист 02);
  • Отчет о целевом использовании имущества (в т. ч. денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (лист 07);
  • приложение № 1 к налоговой декларации.

Это следует из статьи 285 и пункта 2 статьи 289 Налогового кодекса РФ, пункта 1.2 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600.

Если некоммерческая орагнизация получает прибыль, декларацию нужно сдавать ежеквартально. При этом авансовые платежи не платят НКО, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала не превысили в среднем 10 млн руб. за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ).

НДС

НКО на общем режиме обязаны сдавать декларацию по НДС ежеквартально в общем порядке. Если объекта обложения НДС нет, сдайте только титульный лист и раздел 1 (п. 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Сдавать единую (упрощенную) налоговую декларацию, которая утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н, НКО может, только если у нее одновременно нет:

  • объекта налогообложения по НДС;
  • операций по расчетным счетам.

Налог на имущество

НКО на общем режиме сдают декларацию по налогу на имущество ежеквартально, в общем порядке . Исключение – организации, у которых нет основных средств. П орядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество изложен в статье.

Так как НПО амортизацию не начисляют, по строкам 020–140 раздела 2 декларации укажите разницу между остатком по счету 01 «Основные средства» и суммой износа на забалансовом счете 010 (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Что касается остальных налоговых деклараций, то обязанность по их сдаче зависит от наличия у НКО облагаемого соответствующим налогом объекта.

Налоговая отчетность: УСН

НКО на упрощенке сдают отчетность, обязательную для всех организаций . Кроме того, НКО на упрощенке сдают ежегодно в налоговую инспекцию декларацию по единому налогу, который они платят (п. 1 ст. 346.12 НК РФ). Причем обязанность сдавать декларации не зависит от того, были доходы и расходы в отчетном периоде или нет.

Такой вывод следует из положений пункта 1 статьи 346.19 и пункта 1 статьи 346.23 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, НКО на упрощенке обязаны вести книгу учета доходов и расходов . Об этом сказано в статье 346.24 Налогового кодекса РФ и пункте 1.1 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Подробнее на эту тему см.:

НКО на упрощенке не платят налог на прибыль, налог на имущество и НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Поэтому и сдавать декларации по перечисленным налогам некоммерческая организация не обязана. Но из этого правила есть исключения:

  • НПО, у которых есть имущество, облагаемое по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ), платят налог с этого имущества и сдают декларацию по нему в общем порядке;
  • некоммерческие орагнизации – налоговые агенты по НДС, которые, например, арендуют государственное или муниципальное имущество (п. 3 ст. 161 НК РФ), обязаны удержать и перечислить НДС и сдать декларацию.

Отчетность по страховым взносам

Сдавать отчетность в Пенсионный фонд РФ и в ФСС России НПО должны по общим правилам. Те НКО, которые применяют пониженные тарифы , дополнительно заполняют:

Читайте также  Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ в 2020 году

Это следует из части 3.4 статьи 58 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Статистическая отчетность

НКО обязаны составлять статистическую отчетность (п. 1 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ). Для некоммерческих организаций есть специальные формы:

  • 11-краткая, утверждена приказом Росстата от 3 июля 2015 г. № 296;
  • 1-СО НКО, утверждена приказом Росстата от 27 августа 2014 г. № 535.

Состав статотчетности зависит от вида деятельности НПО. Точный перечень форм для НКО лучше уточните в местном управлении статистики.

Подробнее на эту тему см.:

Отчетность НКО в Минюст России

НКО сдают отчеты в территориальное отделение Минюста России по формам отчетности, утвержденным приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72. В этом приказе четыре формы, которые нужно заполнить. Состав отчетности посмотрите в таблице .

Отчетность некоммерческих организаций в Минюст позволяет контролировать, что у органихации нет иностранных граждан среди членов организации, а также иностранных источников финансирования.

Это требование прописано в части 3.1 статьи 32 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Источник:
http://nalogobzor.info/publ/uchet_v_otrasljakh/nekommercheskie_organizacii/kakuju_otchetnost_dolzhny_sdavat_nekommercheskie_organizacii/109-1-0-2766

Налоги НКО

НКО тоже платят налоги, но с учетом некоторых особенностей. Рассмотрим, как должны рассчитываться с бюджетом некоммерческие организации, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).

Налог на прибыль в НКО

НКО, как и любое юридическое лицо на ОСНО, платит налог на прибыль. Однако часто существенная часть доходов НКО (а иногда – и весь доход) освобождаются от этого налога.

В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты и другие целевые поступления для ведения основной деятельности НКО не облагаются налогом на прибыль.

Сдавать декларацию по прибыли нужно, даже если у организации нет облагаемой базы. В любом случае НКО должна заполнить лист 07 отчета с информацией об использовании целевых поступлений.

Но у НКО могут быть и доходы от «сопутствующей» коммерческой деятельности, которые подпадают под налогообложение. Чтобы верно рассчитать облагаемую базу, организация должна вести раздельный учет доходов и расходов.

С доходами особых проблем обычно не возникает. Целевые поступления, гранты и выручка от коммерческой деятельности, как правило, приходят от разных источников.

Но важно, чтобы те, кто перечисляет необлагаемые поступления, правильно писали назначение платежа: «целевое финансирование», «грант» и т.п. При любых формулировках, которые допускают двойное толкование, наподобие «оплата за…» налоговики включат эту сумму в облагаемую базу.

С расходами ситуация сложнее. Нужно стараться максимально разделить их по направлениям уже при формировании. Закупки для коммерческих и некоммерческих нужд лучше проводить по отдельным документам.

Если же затраты относятся к обоим видам деятельности, то их следует делить пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если основные средства НКО приобретены за счет целевых поступлений и применяются для некоммерческой деятельности, то амортизация по ним не начисляется (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).

Если же объект куплен за счет средств от предпринимательской деятельности и применяется в коммерческих целях, то он подлежит амортизации для исчисления налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 07-01-09/2891).

Некоммерческая организация на ОСНО платит НДС, как и другие юридические лица.

Однако целевые поступления на основную деятельность НКО не облагаются НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ). Если для своей основной деятельности НКО использует товары и услуги, приобретаемые у плательщиков НДС, то налог нельзя взять к вычету. Суммы НДС нужно включить в стоимость приобретения (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Декларацию по НДС нужно сдавать, даже если все поступления не облагаются этим налогом. Информацию о необлагаемой выручке следует отразить в разделе 7 отчета.

Если же НКО ведет и предпринимательскую деятельность, то она платит НДС с коммерческой выручки на общих основаниях. При этом «входной» налог можно брать к вычету.

При этом источник финансирования не важен. НКО может приобрести материалы или услуги за счет целевых средств, но использовать их для коммерческой деятельности. При этом НДС с покупки можно взять к вычету (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Если тот или иной расход нельзя отнести только к облагаемой или необлагаемой деятельности, то следует распределить «входной» НДС пропорционально доле облагаемой выручки в общей сумме поступлений за текущий квартал (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Для отдельных видов НКО предусмотрено освобождение от НДС по некоторым операциям (пп. 1,2 п. 3 ст. 149 НК РФ):

  1. Религиозные организации не платят НДС с доходов от проведения обрядов и продажи предметов религиозного назначения, в том числе литературы.
  2. Общественные организации инвалидов освобождены от НДС по всей выручке, кроме подакцизных товаров, полезных ископаемых и предметов роскоши (постановление Правительства РФ от 22.11.2000 № 884). Для получения льготы численность инвалидов в составе организации должна быть не менее 80%.

НДФЛ и страховые взносы в НКО

Любая деятельность, в том числе и некоммерческая, невозможна без сотрудников. В НКО часто работают волонтеры, но почти всегда в таких компаниях есть и штатные специалисты «на окладе».

С выплат в пользу волонтеров (например – компенсация питания, затрат на проезд и т.п.) НДФЛ и страховые взносы в общем случае перечислять не нужно. Платить налог и взносы необходимо только со сверхнормативных выплат на питание волонтеров: свыше 700 рублей в день в РФ и 2500 рублей – за границей (п. 3.1 ст. 217 и п. 6 ст. 420 НК РФ).

А с вознаграждения штатных специалистов НКО все установленные платежи необходимо выплачивать в полном объеме. Поэтому организация должна удерживать из этих выплат НДФЛ, а также начислять страховые взносы на общих основаниях.

Другие налоги: на имущество, на землю, транспортный

Все налоги, связанные с собственностью, НКО, как и другие юридические лица, платят только, если есть соответствующие объекты: недвижимость, транспорт, земля. Если объектов нет, то ни платить налог, ни сдавать декларации не нужно.

Если налог на имущество НКО считается по остаточной стоимости, то вместо амортизации из первоначальной стоимости объекта нужно вычесть износ по данным бухучета , отраженный на забалансовом счете (п. 3 ст. 375 НК РФ)

Для отдельных категорий НКО предусмотрены льготы по налогам с собственности. В частности, не платят налог на имущество и земельный налог (ст. 381 и 395 НК РФ):

  1. Религиозные организации с имущества и земельных участков, которое используется для религиозной деятельности.
  2. Общероссийские организации инвалидов и учрежденные ими НКО, работающие в области поддержки инвалидов. Для получения льготы инвалиды или их представители должны составлять не менее 80% от членов НКО. Имущество и земля должны использоваться для уставной деятельности.

Налог на имущество организаций и транспортный налог относятся к региональным, а земельный налог – к местным. Поэтому органы власти субъектов РФ или муниципальных образований могут устанавливать дополнительные льготы по этим обязательным платежам, в том числе и для НКО.

Списание налогов и взносов за 2 квартал 2020 года для отдельных НКО

В рамках мер поддержки, принятых в связи с пандемией, некоторым некоммерческим организациям полностью спишут большинство налогов и страховых взносов за 2 квартал 2020 года (ст. 2,3 закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ).

Заплатить придется только НДС и удержанный с зарплаты работников НДФЛ. Также не будут списаны и взносы «на травматизм».

  1. Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). Для того, чтобы налоги были списаны, СОНКО должна быть включена в специальный реестр и получать гранты или субсидии от государства в 2017 года.
  2. Централизованные религиозные организации, их структурные подразделения и учрежденные ими СОНКО.
  3. Другие НКО, признанные наиболее пострадавшими от пандемии. Их реестр формирует Минэкономразвития (постановление Правительства РФ от 11.06.2020 N 847).

НКО платят НДС и налог на прибыль только с доходов от коммерческой деятельности. Чтобы распределить доходы, расходы и входной налог, следует организовать раздельный учет. Отчитываться по этим налогам нужно, даже если облагаемой базы нет.

Если в организации есть штатные сотрудники, то НДФЛ и взносы нужно платить на общих основаниях. С выплат в пользу волонтеров облагаются только компенсации питания, превышающие норму.

При расчете налога на имущество вместо амортизации НКО должны использовать сумму износа.

Для общественных организаций инвалидов и религиозных НКО предусмотрены дополнительные льготы по НДС, налогу на имущество и земельному налогу.

Социально ориентированным, религиозным и пострадавшим от пандемии НКО спишут большинство налогов и взносов за 2 квартал 2020 года.

Источник:
http://uchet.pro/nalogi-nko/